Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новоторговый устав 1667 г. о Казанской ярмарке






Новоторговый устав — закон о внутренней и внешней торговле России, состоящий из 94 ста­тей. Он был направлен на пополнение государствен­ной казны, поддержку отечественного купечества, ограничение торговли иностранцев. Ст. 94, в кото­рой упоминается Казанская ярмарка, ставила пре­грады ввоза в страну драгоценностей — жемчуга, предметов роскоши, дорогих тканей.

94. Да в порубежных же городах, как на боль­ших ярманках у города Архангельского, так и в Новегороде, и во Пскове, и в Казани, и в Астрахани в приезде от кизылбаш1, и от армян, и от греков в Путивле и из Литовские стороны в Смоленске голо­вам и целовальником2 в летних и в зимних приво-зах у иноземцов роспрашивать и пересматривать в сундуках и в ларцах и в ящиках и в зепях жемчюгу и каменья неоплошно, чтоб ни что всяких узороч­ных вещей3 в утайке не было. И таковых от покуп­ки и от меня на русские товары беречись, так как и в ыных государствах берегут серебра, а излишние такие вещи покупать забороняют, и у простых нечи­новных людей в ношении под заповедью отнимают, чтоб в убожество от того не приходили. Также и до­рогие от шолку и от сукон поставов простые и нис-ких чинов людей не носили. И то задержать по ука­зу великого государя от покупки простых людей накладною пошлиною большою и заповедью без по­щады. А того берегут во всех же государствах, и от напрасного убожества своих людей хранят.

Российское законодательство Х—ХХ веков. В девяти томах. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма.М., 1986.С. 131.

8. Соборное Уложение 1649 г. о православ­ных, новокрещеных и иноверцах

 

Ряд статей Соборного Уложения отражает по­ложение православных, новокрещеных и иновер-| цев в Российском государстве, религиозную поли­тику правительства в отношении нерусских нардов

1 Кизылбаши — персы, жители Персии (Ирана).

2 Целовальник — выборные должностные лица, испол­нявшие судебные, финансовые и полицейские обязанности.

3 Узорочные вещи — здесь: узорчатые ткани, отличаю­щиеся богатством и разнообразием рисунков, нанесенных на их поверхность.

Среднего Поволжья, направленную на их христиа­низацию. Статья 70 главы XX, повторяя Указ 1627-1628гг., запрещает православным лицам служить у иноверных иноземцев, ссылаясь на то, что православные, испытывая притеснения, лише­ны возможности выполнять необходимые религи­озные обряды. Статья 97 той же главы повторяет запрет продажи принявших православие куплен­ных людей (собирательный термин — татары). Статья 24 главы XXII устанавливала для бусурма-на, т.е. иноверца, насильно или обманом совратив­шего в свою веру православного, смертную казнь через сожжение. Такое деяние считалось преступ­лением, приравненным к богохульству (оскорбле­ние словами или действием, а также неверие, от­рицание бога, Иисуса Христа, богородицы, «чест­ного креста» и святых), которое также наказыва­лось смертной казнью через сожжение, независи­мо от того, являлся богохульник православным или иноверцем.

70....в прошлом во 136-м году ведомо учини-лося, блаженныя памяти великому государю царю и неликому князю Михаилу Феодоровичю всеа Русии, и отцу его государеву, блаженныя памяти, великому i'oi-ударю святейшему Филарету Никитичю, патри-прху Московскому и всеа Русии, что на Москве и в городех у иноверных у некрещеных иноземцев слу­жит православные християне, и тем православным чристияном от иноверцов чинитца теснота и осквер­нение, и многие бес покаяния, без отцов духовных помирают, и в великой пост и в ыные посты мясо и мелкой скором1 едят неволею. И блаженныя памя-

1 Скором — скоромная пища, т.е. пища, включающая ■ ico, молоко, масло, яйца и т.п.

ти великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всеа Русии, и отец его государев бла­женные жь памяти великий государь, святейший Филарет Никитичь патриарх Московский и всеа Русии указали православных християн у иноземцев, во дворех быти не велели, чтоб в том христианским душам осквернения не было и бес покаяния не по­мирали б. И ныне по тому же у иноземцев некреще­ных русским людем во дворех не быть никоторыми делы. А будет которые русские люди учнут у некре­щеных иноземцев во дворех служити по крепостям, или доброволно, и тех сыскивая, чинити им жесто­кое наказанье, чтоб им и иным таким не повадно было так делати.

Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т. д. Акты Земских соборов. — М., 1985. — С. 221.

Глава XX, ст. 97

97. А которые люди купленых татар крестят, и тех новокрещеных людей учнут продавати и приво­дите к записке, и на таких новокрещеных людей в Холопье приказе1 никому служилых кабал не дава-ти, и от тех людей, кто их к записке приведет, свобо-дить потому, что по государеву указу крещеных лю­дей никому продавати не велено.

Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т. 3. Акты. Земских соборов.М., 1985. — С. 225-226.

Глава XXII, ст. 24.

А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к сво­ей бусурманской вере принудит, и по своей бусур-

1 Холопье приказ — Холопий приказ, ведавший дела­ми холопов, включая их освобождение, переход от одного владельца к другому, поступление в холопство и т.д. Холо­пий приказ просуществовал с конца XV в. до 1704 г. VI; i некой вере обрежет, а сыщется про то допряма1, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русскаго чело-пека обусурманит, и того русскаго человека отослать к. патриарху, или к иной власти, и велети ему учи-иити указ по правилам святых апостол и святых отец.

Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т. З.Акты Земских соборов.М., 1985. — С. 250.

9. Н.И. Костомаров об участии народов По- нолжья в бунте С. Разина

Имя «батюшки» Степана Тимофеевича неслось все далее и далее: уже в самой Москве начали пого-варивать, что Стенька вовсе не вор. На север от Сим­ом река, по всему протяжению нагорной стороны, Поднялись язычники, инородцы, мордва, чуваши, черемисы, сами не зная, кажется, за что бунтуют.

10. Письмо Хасана Карачурина2 от имени < 'те пана Разина казанским татарам с призывом присоединиться к восстанию, 1670 г.

От великого войска от Степана Тимофеевича..

Буди вам ведома, казанским посадцким бусур-i пом и абызом начальным3, которые мечеть.

А после челобитья, буде про нас спросите, мы здоровы, и вам бы здравствовать. Слово наше то — для бога и пророка и для государя и для войска, быть вам заодно. А буде заодно не будете, и вам бы не пенять после. Бог тому свидетель — ничево вам худова не будет, и мы за вас радеем.

Да вам бы было ведомо: я, Асан Айбулатов сын, при Степана Тимофеевиче, и вам бы нам в том пове­рить, я, Асан, в том вас наговариваю, и буде мне пове­рите, и вам худобы не будет. Да у всех вас прощаю — за нас богу помолитесь, а от нас вам челобитие.

К сей грамоте печать свою приложил.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.