Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СМ. Соловьев о религиозной политике правительства в крае в 40—50-е гг. XVIII в.






 

...В царствование Анны лучшим средством для успокоения областей старого Казанского царства считали распространение и утверждение христиан­ства между иноверными его жителями, и в 1740 году назначен был для этого дела в Казань Димитрий Сеченов, тогда еще архимандрит. При Елисавете2 он представил в Синод, что в местах, населенных но-вокрещенами, необходимо построить по меньшей мере 30 деревянных церквей, ибо новообращенные от русских сел живут в расстоянии осьмидесяти, ста и более верст, и что на это церковное строение на­добно употребить 9000 рублей, считая каждую цер­ковь в 300 рублей. Сенат нашел, что эта сумма вели­ка, что коллегия Экономии должна отпустить толь­ко половину, а издержка сократится тем, что церкви будут строиться местными жителями, даже и теми, которые не захотят креститься; указал, как приоб­рести подешевле книги, колокола, утварь. По доно-шению того же Сеченова Синод представлял, что до построения церквей нужно к каждым 250 дворам посвятить по два священника, по одному дьякону и по три церковника, которые будут наблюдать за стро­ением церквей, новокрещеных будут обучать зако­ну божию, а детей их грамоте и всячески стараться вводить между ними христианские обычаи, а требы исправлять хотя при часовнях; жалованье им да­вать: священникам — по 30 рублей и по 30 четвер­тей хлеба, дьяконам — по 20 рублей и по 20 чет­вертей хлеба, а церковникам — по 15 рублей и по 15 четвертей хлеба. По указу 1740 года велено было новокрещенов переселять из тех деревень, где они живут вместе с иноверцами; но Сеченов представил,

2 Елисавета — российская императрица (1741-1762) Елизавета Петровна, дочь Петра I. что в деревнях новокрещенов бывает большинство и переселение будет им убыточно и зазорно, как будто за принятие св. крещения они лишаются старинных своих жилищ, что отвратит многих иноверцев от крещения; следовательно, гораздо лучше переселять иноверцев, которые, не желая лишиться прежних своих домов и земель, придут все к св. крещению самовольно. Сенат согласился с этим представлени­ем. Согласился и на возобновление старого распоря­жения, чтоб принимавшие крещение холопи и крес­тьяне иноверных землевладельцев освобождались от крепостной зависимости, а если сами землевладель­цы примут христианство, то получают по-старому своих холопей и крестьян; чтоб принявшие креще­ние освобождены были на три года от всех поборов, которые должны быть разложены на оставшихся в иноверии; чтоб те из них, которые живут по каба­лам у заимодавцев, были от них освобождены; чтоб те из иноверцев, которые содержатся под караулом по маловажным делам и захотят принять креще­ние, освобождались из-под караула без всякого на­казания. По донесению Сеченова, в 1741 и 1742 го­дах было обращено в христианство 17 362 человека. Иноверцев освобождали из-под караула и не подвергали наказанию, если они принимали креще­ние, причем не возбуждалось подозрения насчет по­буждений...

Соловьев СМ. История России с древнейших времен. В. 18 книгах. Кн. 21. — М., 1993.С. 200-201

13 апреля [1744 г.] происходило общее заседа­ние обоих правительствующих учреждений, Сената и Синода, по поводу просьбы казанских татар о по­зволении возобновить сломанные мечети. По справ­ке оказалось, что в Казанской губернии было сло­мано из 536 мечетей 418, причем казанский архи­ерей объявил, что ему синодальным указом 1743 года запрещено допускать постройку новых мечетей и построенные после запретительных указов мечети везде велено разобрать. Из Астраханской губернии донесено, что ломать мечети опасно: магометане, ста­рые подданные, могут разбрестись, а у других охота к выходу в Россию отнимется. Приказали: мечети сломать и вновь не строить в тех местах, где будут жить русские и новокрещены, чтоб им соблазна не было, а иноверцев из тех деревень перевести в дру­гие, где одни магометане живут. Если все мечети сломать, то опасно, чтоб не дошел слух в те государ­ства, где между магометанами живут люди гречес­кого исповедания и построены св. церкви (не про­изошло бы там церквам какого утеснения?), и по­тому велеть построить татарам в Казани в Татарс­кой слободе две мечети; также повсюду строить ме­чети в тех деревнях, где одни татары, нет русских и новокрещен и где жителей от 200 до 300 человек; а если по этому расчету останутся лишние мечети, то сломать немедленно.

Для покровительства новокрещенам и побужде­ния иноверцев к принятию христианства отправлен был в Казанскую губернию советник Ярцев. Он до­нес, что новокрещены, терпят обиды от всяких лю­дей: держат их у себя в работе и берут на них крепо­стные записи; а если кто из них пожелает освобо­диться, то хозяева на этих безгласных новокрещен, которые не только ябеднических дел, но и русского языка мало знают, подают в городах челобитные, и по происку хозяев воеводы поступают с новокреще-нами немилостиво, держат подолгу в тюрьмах и при­нуждают к миру с хозяевами, т. е. принуждают опять давать на себя крепости; которых по настоянию Яр­цева освободили, то без всякого награждения; у них же проезжие люди берут подводы без подорожных и без платежа прогонов, берут конские кормы и съест­ные припасы. Иноверцы страшно их обижают: при­нуждают платить вместе с собою подати, хотя ново­крещены освобождены от этого платежа на три года; отдают в рекруты за некрещеных; клевещут на них В канцеляриях, вследствие чего новокрещен забира­ют и держат долгое время под караулом, бьют до полусмерти; Ярцев подает об этом промемории, но ноеводы не обращают на них никакого внимания. Сколько не хвалит Ярцев воевод, столько же превоз­носит нижегородского архиерея Димитрия, который, но его словам, в своей епархии в обращении иновер­цев и в охранении новокрещен от обид неусыпное рачение имеет. Ярцев требовал для себя конвоя, по­тому что когда придет в иноверческую деревню с конвоем, то желающие креститься могут объявлять себя без страха, а без конвоя опасно и вызывать же­лающих принять христианство, ибо во многих мес­тах некрещеные сопротивлялись указу и его, Ярце-ва, ругательски бранили и хотели бить, а команды ®ГО солдат и били; без конвоя иноверцы не слуша­ются и на определенные им к переселению места не переходят. Из иноверцев всего более противятся при­нятию христианства магометане. Во многих уездах некрещеные выбираются в сотники, старосты и вы­борные, начальствуют таким образом над новокре-щенами и делают им несносные обиды, бьют неми­лостиво и собирают всякие подати. Сенат приказал: для такого богоугодного дела определить в Казан­скую, Нижегородскую и Воронежскую губернии по одному офицеру, которым быть под начальством Ярцева; они должны смотреть, чтоб новокрещенам никаких обид и озлобления не было.

Там же. — С. 247-248.

На восточной украйне среди магометанского народонаселения сочли нужным сделать такое рас­поряжение1: в Казанской, Воронежской, Нижегород-

1 Речь идет о разрешении российской императрицы Шдизаветы Петровны, данном в 1756 г., строить татарам мечети. ской, Астраханской и Сибирской губерниях, где татары-магометане живут особыми деревнями; если в этих деревнях русских и новокрещен нет, а маго­метан по нынешней ревизии написано мужеского пола от двух до трехсот в каждой, позволять в них строить мечети, где нет или были сломаны по указу 1744 года. Если в татарской деревне живут ново­крещеные, которых наберется десятая часть, то их всех вывесть в другие деревни и поселить вместе с крещеными; если лее в деревне будет новокрещен больше десятой части, то их не переводить, а в этой деревне мечети не строить. Попечитель над новокре­щеными статский советник Вячеслов писал, что в Казанской губернии во всех иноверческих деревнях новокрещеные живут с некрещеными, и не только в каждой деревне, но и в одних домах и семьях при отцах некрещеных дети новокрещеные, а в иных дворах отцы новокрещены, а дети иноверцы, отчего происходит немалый соблазн, да и священникам в такие домы для обучения христианскому закону и со всякими требами входить нельзя. Сенат отвечал на это прежним распоряжением: крещеных пересе­лить в другие деревни — христианские, а если кре­щеных больше десятой части, то вывесть некреще­ных в деревни магометанские.

Позволение строить мечети при известных ус­ловиях было следствием прошлогоднего бунта баш­кирцев1, которые поднялись под религиозным знаме­нем, выставляя основною причиною неудовольствия притеснения магометанской вере; главным возму­тителем был мулла Батырша. В описываемом году Батырша был наконец пойман с одиннадцатью уче­никами и отправлен в Тайную канцелярию, где на­писал любопытный рассказ о своих похождениях...

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.