Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арабский путешественник Ибн Баттута о Золотой Орде и ее городах






 

Ибн Баттута Шамс ад-дин Абу Абдаллах

(1304-1377) — арабский путешественник, посетив­ший многие азиатские и ближневосточные и аф-- риканские страны. В 1334 г. он побывал также в ■ Золотой Орде, жил в ставке хана Узбека. Все уви-f* денное и услышанное во время путешествий Ибн: ^Баттута продиктовал Ибн Джузайю, своему другу, который и составил из его рассказов сочинение под названием «Подарок созерцающим о диковин­ках городов и чудесах путешествий».

Мы добрались морем из Синопа до гавани, на-#|ваемой Керчью... Местность эта, в которой мы Ш^ановились, принадлежит к степи, известной под эм Дешт-Кыпчака1. Дешт на тюркском языке 1 степь. Степь эта зеленая, цветущая, но нет на

Дешт-Кыпчак (Дешт-и-Кыпчак) — Кипчакская Sii°bi Она доходила до южных границ Волжской Булгарии: княжеств. В 1220 г. была захвачена монголами, с J-x гг. - владение Золотой Орды. Ни горы, ни холма, ни подъема. Нет на ней и дров, а жгут жители ее только сухой по­мет, который называют тезек... Ездят по этой сте­пи не иначе как на телегах, а расстилается она на 6 месяцев пути...

Лошадей в этой земле чрезвычайно много и стоят они безделицу... Ими тюрки питаются; в их краях они столь же обильны, как в нашей земле овцы, пожалуй, и больше. Бывает их у одного тюрка по нескольку тысяч... Лошади эти развозятся в стра­ны Индийские и бывает их в караване по 6000, а иногда и более или менее, так что на каждого тор­говца приходится по 100 и по 200 коней...

Поехал я в город Маджар1 — город большой, один из лучших тюркских городов, на большой реке, с садами и обильными плодами...

Из города Маджара мы собирались ехать в став­ку султана, находившуюся в 4 днях пути от Маджа­ра, в местности, называемой Бишдаг. «Биш» значит у них пять, а «даг» значит гора. На этом Пятигорье находится ключ горячей воды, в котором тюрки купаются. Они полагают, что кто выкупается в нем, того не постигнет кручина болезни. Отправились мы к месту ставки и прибыли к нему в первый день рамазана [6 мая 1334 г.], но нашли, что ставка уже откочевала. Тогда мы вернулись в то место, из кото­рого уехали, потому что ставка расположилась по­близости от него. Я разбил свою палатку там на холме, водрузил значок перед палаткой, а лошадей и арбы поставил позади ее. Подошла ставка, кото­рую они называют Урду, и мы увидели большой го­род, движущийся с своими жителями; в нем мечети и базары да дым от кухонь, взвивающийся по воз­духу: они варят пищу во время самой езды и лоша­ди везут арбы с ними. Когда достигают место привала, то палатки снимают с арб и ставят на землю, так как они легко перевозятся. Таким же образом они устраивают мечети и лавки...

О великом султане Мухаммеде Узбекхане. Имя его Мухаммед Узбек; слово «хан» у них значит сул­тан. Этот султан — обладатель огромного царства... Владения его обширны и города велики. В числе их: Кафа, Крым, Маджар, Азов, Судак, Хорезм и столи­ца его Сарай...

Когда праздник кончился, то мы отправились в путь с султаном и со ставкою и прибыли к городу Хад-житархану1. «Тархан» значит у них место, изъятое от податей... Это один из лучших городов, с большими базарами, построенный на реке Итиль, которая одна из больших рек мира. Султан остается здесь до тех пор, пока усиливается стужа и эта река замерзает...

Приехали мы, наконец, в город Сарай. Известен он под именем Сарая Берке. Это столица султана Уз­бека... Город Сарай один из красивейших городов, дос­тигший чрезвычайной величины, на ровной земле, пе­реполненный людьми, с красивыми базарами и широ­кими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним -из старейшин его, намереваясь объехать кругом и уз­нать объем его. Жили мы в одном конце его и вые­хали оттуда утром, а доехали до другого конца его толь­ко после полудня, совершили там молитву полуденную, поели и добрались до нашего жилища не раньше, как при закате. Однажды мы прошли его ширину; пошли и вернулись через полдня, и все это сплошной ряд домо-в, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем три­надцать мечетей для соборной службы... Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей. В нем живут разные народы, как-то: монголы — это настоящие жители страны и владыки ее, некоторые из них му­сульмане; асы, которые мусульмане; кипчаки, черкесы, русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно, там и базары их.

Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения из сочинений арабских. — СПб., 1884.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.