Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коневодство






 

Земли в татарском государстве богаты травой я водой и благоприятны для овец и лошадей. Лоша­дей У них на первом или втором году жизни уси­ленно объезжают в степи и обучают. Затем растят в течение трех лет и после этого снова объезжают их. Ибо первое обучение производится только для того, 'чтобы они не лягались и не кусались. Тысячи и сот­ни составляют табун, лошади тихи и не ржут. Сойдя с коня, татары не привязывают его: и так не убе-экит. Нрав у этих лошадей очень хороший. В тече-? йие дня их не кормят сеном. Только на ночь отпус­кают их на пастбище. Пасут их в степи, смотря по тому, где трава зелена или высохла. На рассвете сед­лают их и едут. Никогда не дают им бобов или зер­на; Всякий раз, когда татары выступают в поход, каждый человек имеет несколько лошадей. Он едет на них поочередно, сменяя их каждый день. Поэто­му лошади не изнуряются.

Мэн-да бэй-лу. Полное описание монголо-татар /Пе­ревод с китайского, введение, комментарии и при­ложения Н.Ц.Мункуева. — М., 1975.

 

3. Персидский историк ал-Джувейни о зако­нах, установленных Чингисханом

 

ал-Джувейни Ала ад-дин Ата-Малик (1228-1286) — персидский историк и государственный деятель, побывал в Монголии. В 1260 г. завершил сочинение «Тарих-и джихангушай» («История за­воевателя мира», или «История покорителя Все­ленной»), содержащее также сведения по истории монгольских завоеваний.

Всевышний выделил Чингисхана из его совре­менников разумом и мудростью, а из царей Вселен­ной... проницательностью и могуществом...

Исходя из необходимости и в соответствии со своим мнением, (Чингисхан) установил закон для (выполнения) всякого дела и правило для (сверше­ния) любого начинания, и за каждый проступок определил наказание.

Поскольку у татарских [монгольских] племен не было письменности, он приказал, чтобы монгольские дети обучались грамоте у уйгуров х. И те ясы 2 занес­ли на свитки и распоряжения, называемые Великой-книгой Ясы и хранящиеся в казне наиболее почита­емых царевичей. В случае, если садится на трон (но­вый) хан или седлает коней большое войско, или съезжаются царевичи и начинают обсуждать государ­ственные дела. Тогда эти свитки извлекают и руко­водствуются ими. При снаряжении войска, опустоше­нии стран и государств поступают таким же обра­зом...

(Чингисхан) не придерживался какой-либо ре­лигии и не являлся убежденным приверженцем ка­кого-либо вероисповедания, не выделял ни одну веру среди других и не оказывал предпочтения какой-то одной. Наоборот, он воздавал почести и превозносил богословов и подвижников всех учений, считая их посредниками (в общении) со всемогущим Богом, и относился с равным уважением к мусульманам, христианам и идолопоклонникам [буддистам]. Каж­дый из его отпрысков и потомков выбрал для себя вероисповедание в соответствии со своим желани­ем: одни последовали исламу, другие обратились к учениям христиан или идолопоклонников, третьи же сохранили верность древним верованиям предков." Несмотря на разнообразие верований, они дале­ки от фанатизма, и по этому поводу существует яса Чингисхана, которая уравнивает все религии и не проводит различий между ними.

Другая яса такова. Ни один человек не должен переходить в другое место из тех тысячи, сотни и десятка, в которых он состоит, не смеет искать дру­гого пристанища. Никто не может впускать к себе такого (беглого) человека, а если кто-нибудь престу­пит данный приказ, то их публично пытают и каз-Ьят — как того, кто ушел, так и приютившего его... * И другая яса. Когда пространство их (монголов) вдрства стало широким и обширным, они не могли избежать искажений в сообщениях о положений вра-1»в. Приходилось также перевозить различное иму­щество с запада на восток и с отдаленного востока на запад. По всей стране устроили ямы [почтовые пунк­ты], определили для каждого яма расходы и содержа­ние, равно как и количество людей и животных, еды и питья и прочего содержания. Распределили по од-вому яму на два тумена, с тем, чтобы получилось соот­ветствие численности и порядку; проезд послов не за­держивался из-за смены лошадей, а подданные и вой-еко не испытывали беспокойства. Послы тоже обяза­ны беречь верховых и вьючных животных... Ежегод­но ямы должны подвергаться проверке. Недостающее й испорченное имущество ямов возмещается силами (окрестных) подданных.

Когда страны и народы были завоеваны ими, то по неукоснительному распоряжению покоренные на-Роды подвергались переписи и поименной разверстке йо десяткам, сотням и тысячам. Были установлены (обязанности) по набору войска и ямов, подати и нало­ги с деревень, кроме того, денежные выплаты, а поми­мо этих повинностей, еще и кубджур [налог со скота].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.