Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рашид-ад-Дин о древних татарах






Рашид-ад-Дин (1247-1318) — персидский уче­ный и государственный деятель, автор многочислен­ных трудов по истории и естествознанию. Выдаю­щимся произведением средневековой историчес­кой литературы, написанным им в 1300-1310 гг., является «Сборник летописей». В этом труде со­держатся также ценные сведения по истории мон­гольских завоеваний.

Их имя издревле было известно в мире. От них отделились многочисленные ветви [племен]. Все это племя состояло из 70 000 домов.

Места их кочевий, стоянок и юртов были проч­но определены в отдельности по родам и ветвям вблизи границ областей Хитая [Китая]... Большую часть времени они были народом, повинующимся и платящим дань хитайским императорам; постоян­но некоторая часть их них восставала и бунтовала, и

хитаиские государи для противодействия им снаря­жали войска и снова приводили их к повиновению.

Они также враждовали и ссорились друг с дру­гом, и долгие годы длилась война между этими пле­менами, и происходили битвы... В ту эпоху у них еще не было законов, которые существуют в настоя­щее время среди монголов; в их природе преоблада­ли ненависть, гнев и зависть. Если бы при наличии ях многочисленности они имели друг с другом еди­нодушие, а не вражду, то другие народы из китай­цев и прочих и вообще ни одна тварь не были бы в состоянии противостоять им. И, тем не менее, при всей вражде и раздоре, кои царили в их среде, они уже в глубокой древности большую часть времени были покорителями и владыками большей части племен и областей, выдаваясь своим величием, мо­гуществом и полным почетом.

Из-за чрезвычайного величия и почетного по­ложения другие тюркские роды, при всем различии их разрядов и названий, стали известны под их име­нем и все назывались татарами. И те различные роды полагали свое величие и достоинство в том, что себя относили к ним и стали известны под их именем, вроде того, как в настоящее время, вследствие бла­годенствия Чингисхана и его рода, поскольку они суть монголы, — разные тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, най-манам, тангутам и прочим, из которых каждое име­ло определенное имя и специальное прозвище, — все они из-за самовосхваления называют себя тоже мон­голами, несмотря на то, что в древности они не при­знавали этого имени. Их теперешние потомки, та­ким образом, воображают, что они уже издревле от­носятся к имени монголов и именуются этим име­нем, — а это не так, ибо в древности монголы были лишь одним племенем из всей совокупности тюрк­ских степных племен. Так как в отношении их была проявлена божественная милость в том смысле, что

Чингисхан и его род происходят из племени монго­лов и от них возникло много ветвей..., то все стали известны как племена монгольские, хотя в то время другие племена не называли монголами...

Хотя у этих племен [татар] было много сраже­ний и стычек друг с другом и они были постоянно заняты убийствами, разорением и грабежом друг друга, однако случилось так, что между ними и мон­гольскими племенами тоже произошли распря и вой­на. В этом положении татарские племена объедини­лись вместе... Когда всевышняя истина сделала Чин­гисхана могущественным, и он победил имевшихся у него врагов.., то татары, которые постоянно ходи­ли на помощь и поддержку тех племен, ослабели; а так как они были убийцами и врагами Чингисхана и его отцов, то он повелел произвести всеобщее из­биение татар и ни одного не оставлять в живых до того предела, который определен законом...

В конечном счете, после гнева Чингисхана на племя татар и уничтожения их, все же некоторое количество их осталось по разным углам, каждый по какой-нибудь причине; детей же, которых скры­ли в ордах и в домах эмиров и их жен, происходив­ших из татарского племени, воспитали... Из этого народа, как во времена Чингисхана, так и после него, некоторые стали великими и уважаемыми эмирами и доверенными государства в ордах...

Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. I. Книга 1 /Пе­ревод с персидского Л.А.Хетагурова, редакция АА.Семенова. — М. — Л., 1952.

 

2. «Мэн-да бэй-лу» о татарах (1221 г.)

Этот небольшой по объему, но интересный по содержанию труд, как полагают, создал некий Чжао Хуну (биографических сведений о нем почти не сохранилось). Его он написал в 1221 г., когда на­ходился на службе у наместника Чингисхана.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.