Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н.М. Карамзин о смерти Чингисхана и его завещании






 

< Смерть Чингисхана. Его завещание>. Чингис­хан, совершенно покорив Тангут1, возвратился в от­чизну и скончал жизнь - славную для истории, ужас­ную и ненавистную дли человечества - в 1227 г., объявив наследником своим Октая или Угадая, стар­шего сына, и предписав ему давать мир одним по­бежденным народам: важное правило, коему следо­вали римляне, желая повелевать вселенною! Довер­шив завоевание северных областей китайских и раз­рушив империю ниучей, Октай жил во глубине Та­тарии2, в великолепном дворце, украшенном ки­тайскими художниками; но пылая славолюбием и ревностию исполнить волю отца — коего прах, не далеко от сего места, лежал под сению высочайшего дерева — новый хан дал 300 000 воинов Батыю, своему племяннику, и велел ему покорить северные берега моря Каспийского с дальнейшими странами.

5. Лаврентьевская летопись о первом появ­лении монгол на Волге

 

Того же лета [6737] (1229 г.). Саксини3 и по­ловцы възбегоша из низу к болгарам перед татары: и сторожевы болгарскыи прибегоша биени от татар близ рекы, ей же имя Яик4...

В лето 6742 (1232 г.) Придоша татарове и зимо-ваша не дошедше Великого града Болгарьского...Полное собрание русских летописей. Том первый. Лаврентьевская летопись и Суздальская летопись по Академическому списку. — М., 1962. — С. 453, 460.

6. Венгерский путешественник монах Юлиан о волжских булгарах и монголах (1235 г.)

Юлиан - венгерский путешественник, доми­никанский миссионер XIII в. Дважды, в 1234-1235 и 1237 гг., совершал путешествия в Среднее Повол­жье и Приуралье, пытаясь найти прародину венг­ров и склонить местное население к христианству. В описании путешествий (здесь приводятся сведе­ния из первого путешествия) имеются сведения о нравах и обычаях народов Среднего Поволжья и монголов.

Великая [Волжская] Булгария — великое и мо­гущественное царство с богатыми городами, но все там — язычники1...

В одном большом городе той же области, из Кбторого выходит, по слухам, пятьдесят тысяч бой­цов2, брат [Юлиан] нашел одну венгерскую женщи­ну, которая выдана была замуж в те края из страны, Какую он искал.

Она указала брату пути, по которым ему надо идти, утверждая, что через две дневки он, без сомне­ния, может найти тех венгров, которых ищет. Так и Случилось. Ибо нашел он их вблизи большой реки

Этиль... Татарский народ живет по соседству с ними. Но те же татары, столкнувшись с ними [т.е. с болгарами], не могли победить их на войне, наобо­рот, в первой же битве были побеждены ими...

Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе //Исторический архив. Т. III. М — Л., 1940. — С. 77-78, 80-81.

...Говорят, что стреляют они [монголы] дальше, чем умеют другие народы. При первом столкнове­нии на войне стрелы у них, как говорят, не летят, а как бы ливнем льются. Мечами и копьями они, по слухам, бьются менее искусно.

Строй свой они строят таким образом, что во главе десяти человек стоит один татарин [десятник], а над сотней человек один сотник. Это сделано с таким хитрым расчетом, чтобы приходящие развед­чики никак не могли укрыться среди них, а если на войне случится как-либо выбыть кому-нибудь из них, чтобы можно было заменить его без промедления, и люди, собранные из разных языков и народов, не могли совершить никакой измены.

Во всех завоеванных царствах они без промед­ления убивают князей и вельмож, которые внуша­ют опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя. Других же поселян, менее способ­ных к бою, оставляют для обработки земли, а жен, дочерей и родственниц тех людей, кого погнали в бой и кого убили, делят между оставленными для обработки земли, назначая каждому по двенадцати или больше, и обязывают тех людей впредь имено­ваться татарами. Воинам же, которых гонят в бой, если даже они хорошо сражаются, и побеждают, бла­годарность невелика; если погибают в бою, о них нет никакой заботы, но если в бою отступают, то безжа­лостно умерщвляются татарами. Потому, сражаясь, они предпочитают умереть в бою, чем под мечами *атар, и сражаются храбрее, чтобы дольше не жить, а умереть скорее.

На укрепленные замки они не нападают, а сна­чала опустошают страну и грабят народ и, собрав народ той страны, гонят на битву осаждать его же Замок...

 

7. Путешественник Плано Карпини о монго­лах и способах ведения ими боя

 

Карпини Джиованни дель Плано (1182-1252) — монах, путешественник, итальянец по про­исхождению. В 1245-1247 гг. по поручению рим­ского папы совершил путешествие в Монголию с целью обращения монгольского хана в христианст­во и для сбора сведений о монголах и их дальней­ших намерениях. Карпини побывал в ставке Бату на Волге и в ставке великого хана Гуюка в Монго­лии. Отчет о поезде он изложил в труде «Libellus historicus», который содержит ценные сведения о монголах, булгарах, кипчаках и других народах.

О внешнем виде. Внешний вид лиц отличается от всех других людей. Именно между глазами и меж-ДУ Щеками они шире, чем у других людей, щеки же очень выдаются от скул; нос у них плоский и не­большой; глаза маленькие, и ресницы приподняты до бровей. В поясе они в общем тонки, за исключе­нием некоторых, и притом немногих, росту почти все невысокого. Борода у них почти у всех выраста­ет очень маленькая, все же у некоторых на верхней губе и на бороде есть небольшие волоса, которых они отнюдь не стригут...

Об их жилищах. Ставки [юрты] у них круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и тонких палок. Наверху же в середине став­ки имеется круглое окно, откуда попадает свет, а так­же для выхода дыма, потому что в середине у них всег­да разведен огонь. Стены же и крыши покрыты вой­локом, двери сделаны также из войлока. Некоторые ставки велики, а некоторые небольшие, сообразно достоинству и скудости людей. Некоторые быстро разбираются и чинятся, и переносятся на вьючных животных, другие не могут разбираться, но перево­зятся на повозках. Для меньших при перевезении -на повозке достаточно одного быка, для больших — три, четыре или даже больше, сообразно с величи­ной повозки, и, куда бы они ни шли, на войну ли и-ли в другое место, они всегда перевозят их с собой.

Об их имуществе. Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; сви­ней и иных животных нет вовсе...

Об их обычаях. Мужчины ничего вовсе не дела­ют, за исключением стрел, а также имеют отчасти попечение о стадах; но они охотятся и упражняются в стрельбе, ибо все они от мала до велика суть хоро­шие стрелки, и дети их, когда им два или три года от роду, сразу же начинают ездить верхом и управ­ляют лошадьми и скачут на них, и им дается лук

Т. (Т в. до н. э. — середина XVI в.) сообразно их возрасту, и они учатся пускать стрелы, ибо они очень ловки, а также смелы.

Девушки и женщины ездят верхом и ловко ска­чут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно. Стре­мена у них очень короткие, лошадей они очень бе­регут, мало того, они усиленно охраняют все имуще­ство. Жены их все делают: полушубки, платья, баш­маки, сапоги и все изделия из кожи, также они пра­вят повозками и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах очень проворны и скоры. Все жен­щины носят штаны, а некоторые и стреляют, как мужчины...

О разделении войск. О разделении войск ска­жем таким образом: Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по-нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называет­ся сотником, а во главе десяти сотников был пос­тавлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма. Во главе же всего вой­ска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному. Когда же войска нахо­дятся на войне, то если из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются...

Об осаде укреплений. Укрепления они завоевы­вают следующим способом. Если встретится такая крепость, они окружают ее; мало того, иногда они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или на ночь не прекраща­ют сражения, так что находящиеся на укреплениях

не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким спосо­бом, то бросают на него греческий огонь '; мало того, они обычно берут иногда жир людей, которых уби­вают, и выливают его в растопленном виде на дома; и везде, где огонь попадает на этот жир, он горит, так сказать, неугасимо... А если они не одолевают таким способом, и этот город или крепость имеет реку, то они преграждают ее или делают другое рус­ло и, если можно, потопляют это укрепление. Если же этого сделать нельзя, то они делают подкоп под укрепление и под землею входят в него в оружии...

Но когда они уже стоят против укрепления, то ласково говорят с его жителями и много обещают им с той целью, чтобы те предались в их руки; а если те сдадутся им, то говорят: «Выйдите, чтобы сосчитать вас согласно нашему обычаю». А когда те выйдут к ним, то татары спрашивают, кто из них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором...

Надо знать, что они не заключают мира ни с какими людьми, если те им не подчинятся, потому что они имеют приказ от Чингисхана, чтобы, если можно, подчинить себе все народы... Замысел татар состоит в том, чтобы покорить себе, если можно, весь мир...

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.