Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности деятельности. Деятельность аномальных детей во многом сходна с детьми «нормы», но имеет свои особенности.






Деятельность аномальных детей во многом сходна с детьми «нормы», но имеет свои особенности.

Предметно-манипулятивная деятельность. У детей с нарушениями слуха переход к собственно предметным действиям совершается медленнее и более неравномерно, чем у слышащих. Некоторые виды действий, свойственные в норме раннему детству, появляются только в дошкольном возрасте. Дети выполняют только некоторые действия, чаще с хорошо знакомыми предметами. У них нет достаточного обобщения собственного опыта действий с предметами - они не осознают необходимости использования орудия в новой ситуации (А.А. Венгер). Наблюдаются низкий уровень ориентировки в окружающей обстановке, недостаточное выделение свойств объекта, трудности соотнесения этих свойств.

Благодаря предметной деятельности развиваются все виды восприятия, в первую очередь - зрительное, развиваются и усложняются движения, формируется генетически исходный вид мышления – наглядно-действенное.

Сюжетно-ролевая игра. Дети играют, используя круг впечатлений, получаемый ими из окружающей жизни. Но восприятие мира глухими детьми осуществляется в условиях ограниченного речевого общения

Содержание игры. В играх глухих детей так же, как и здоровых, отражается жизнь взрослых, их деятельность и взаимоотношения в ходе этой деятельности. В отличие от игр здоровых детей, игры глухих детей однообразней и проще; в ходе игры глухие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения; детально выполняемые предметные действия заслоняют сюжет; типична склонность к педантичному, буквальному отражению в игре действительности – способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре весьма ограничена; тенденция к стереотипности действий - дети механически повторяют одни и те же действия, слова, роли; значителен элемент механического подражания действиям другого (ярко проявляется у малышей); отставание в развитии воображения – глухой ребенок не может творчески войти в роль; играя определенную роль, он стремится как можно точнее передать особенности персонажа, который похож на известного ему конкретного человека (имя, манеру носить очки, походку и т.п.); «заместители» предметов практически не используются, вместе с тем, в отличие от умственно отсталых детей, глухие дети не только подносят ложку ко рту куклы, но и наливают еду из кастрюли, помешивают ее, остужают, наливают добавку и снова кормят.

Учебная деятельность. Мотивация - у глухих детей присутствуют все виды мотивов учебной деятельности, но особенно значимой является мотивация, связанная с получением высоких отметок (Е.Г. Речицкая). Роль учебно-познавательной мотивации возрастает к 3-4 классу и начинает занимать второе место в общей системе мотивов.

У чебные действия и операции формируются медленнее, чем у здоровых детей, поскольку основаны на менее обобщенных понятиях. Глухие дети испытывают трудности при переносе учебных действий в новые условия, на новые задачи и часто выполняют такие учебные действия, которые диктуются не самой учебной задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя.

Самоконтроль - для глухого ребенка сложнее всего контролировать смысловые ошибки текста (допускают много ошибок), построение предложений, написание слов.

Трудовая деятельность (подростков, юношей) также имеет ряд специфических проблем. В их числе: трудности в выделении и осознании цели, при этом у подростков часто не формируется осознание обязательности достижения поставленной цели; стремление как можно быстрее получить результат, в ущерб важным операциям; дефицит ловкости, сосредоточенности, умения соотнести образ предмета с конечным продуктом, проанализировать причины трудностей.

Проблемы, связанные с осознанием межличностных производственных отношений, характеризуются недостаточным уровнем сформированности оценочных критериев межличностных отношений; крайностями в оценке окружающих, с которыми встречаются в рабочей обстановке; недостаточной дифференциацией личных и деловых отношений.

Анализ особенностей психического развития лиц с нарушениями слуха позволил А.П. Гозовой обозначить ограничения в подборедля них профессий. Эти ограничения касаются специальностей, в которых необходим слуховой контроль: профессии с акустической сигнализацией опасности; профессии, связанные с работой на высоте (у глухих имеют место нарушения вестибулярного аппарата); профессии, связанные со слуховой настройкой аппаратуры; профессии, требующие постоянного речевого контакта с окружающими.

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать работу Л.С. Выготского «Принципы социального воспитания глухонемых» (в кн.: Коррекционная педагогика и специальная психология: хрестоматия / сост. Н.Д. Соколова, Л.В.Калинникова. - Архангельск, 1999. - С.21-36).

2. Составить и заполнить таблицу «Модели интегрированного обучения детей с нарушениями слуха», используя при выполнении задания статью Н.Д. Шматко «Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России» (в кн.: Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. - СПб., 1996. - С. 13-19).

 

Темы докладов и рефератов

1. Развитие личности людей, имеющих нарушения слуха.

2. Методы обучения глухих словесной речи в России ХХ в. И.А.Соколянского.

3. Методы, основывающие обучение глухих словесной речи на устной ее форме (синтетический, слоговой, естественный метод Енько, метод целых слов и фраз Малиша, аналитико-синтетический метод).

4. Методы, основывающие обучение глухих словесной речи на письменной ее форме (глобально-синтетический метод Линднера, глобальный бельгийский метод и др.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. - М., 2002.

2. Боскис, Р.М. Дифференцированное обучение детей с нарушениями слуха в специальных школах / Р.М. Боскис // Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988. - С. 26-48.

3. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. - СПб., 1996. – С. 13-19.

4. Михаленкова, И.А. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха / И.А. Михаленкова. – М., 2005. – 216 с.

5. Михаленкова, И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха / И.А. Михаленкова. – СПб., 2006.

6. Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау. - М., 1981. - С. 7-90.

7. Шипицына, Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – СПб., 2009. – 203 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.