Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дети с нарушениями речи






 

Логопсихология – отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.

Речевые зоны коры головного мозга представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и связанными с деятельностью нервной системы. В больших полушариях выделяют четыре речевых центра, которые выполняют следующие функции:

Речевые центры Локализация в коре головного мозга Функции
1. Центр Брока Центр моторной речи Нижняя лобная извилина левого полушария произношение слов, громкость произношения речи
2. Центр Вė рнике Центр понимания речи Височная извилина левого полушария понимание смысла
3. Зрительный центр Затылочная доля левого полушария процесс чтения
4. Центр письма Средняя лобная извилина левого полушария письменная речь

 

В детском возрасте в развитии речевых процессов значительную роль играет правое полушарие, что связано с недостаточной осознанностью и произвольностью детской речи. В формировании сознательного и произвольного применения речевых средств ведущую роль играют структуры доминантного по речи, обычно левого, полушария мозга (Э.Г. Симерницкая). Речевые нарушения обратимы, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Этиология

Причины, вызывающие необратимые формы нарушения речи, обусловлены недоразвитием или повреждением головного мозга.Это инфекции, интоксикации матери во время беременности (в т.ч. прием алкоголя и никотина); токсикозы; родовая травма; асфиксия; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору (резус-конфликт) или по групповой принадлежности крови; заболевания ЦНС в первые годы жизни ребенка (нейроинфекции – менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты); травмы мозга в первые годы жизни.

Обратимые формы нарушенийразвития речи связаны с неблагоприятными условиями окружения и воспитания – психической депривацией в период наиболее интенсивного формирования речи. Замедленное развитие речи может быть связано и с тем, что родители сильно опекают ребенка, не позволяют ему говорить, предугадывая, предупреждая его речь.

Таким образом, генетическая предрасположенность, негрубая церебрально-органическая недостаточность в сочетании с неблагоприятными социальными условиями приводят к стойким речевым нарушениям и, соответственно, к общему недоразвитию речи.

 

Характеристика первичных речевых нарушений






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.