Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития познавательной сферы. Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения в развитии всех видов познавательной деятельности






Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения в развитии всех видов познавательной деятельности, в том числе там, где этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка.

Внимание. Практически все свойства внимания (активность, направленность, объем, распределяемость, сосредоточенность, устойчивость) способны достичь более высокого, чем у здоровых детей, уровня развития. Но данный процесс сопряжен с большими трудностями, поскольку требует участия волевых, интеллектуальных, эмоциональных свойств личности аномального ребенка.

Ощущения и восприятие. Ведущая роль в чувственном познании принадлежит зрению. При его нарушении снижаются точность, полнота и скорость взаимодействия всех других анализаторов (слуха, обоняния, осязания), искажается формирование чувственных образов внешнего мира. Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит также к образованию новых внутри- и межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений внутри сенсорной системы и образованию, свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы. Например, при тотальной слепоте в сенсорном отражении предметного мира доминирует осязание. По своему познавательному значению оно сравнимо со зрением, хотя скорость приема информации при осязании невелика. Важным компонентом процессов осязания и пространственного ориентирования является мышечно-двигательная чувствительность, которая позволяет измерить предмет, используя в качестве мерок части своего тела, отличить вертикальное положение от горизонтального, сориентироваться в окружающем пространстве и т.д. (Б.Г.Ананьев, А.С. Батуев, А.А. Люблинская и др.).

Важную роль в жизни и деятельности слепых детей играет слух. Постоянное использование его приводит к повышению абсолютной и различительной чувствительности. В процессе специального обучения у слепых детей вырабатывается способность к сосредоточенному слуховому вниманию, слуховая память (Ю.М. Гохфельд). В то же время исследования А.Дашкявичус показали, что под влиянием шума, длительного звукового воздействия и напряжения у 32, 5% слепых может возникнуть усталость слухового анализатора и как следствие – тугоухость.

Память. Слепым и слабовидящим детям приходится запоминать информацию, которую не требуется помнить зрячему ребенку. Этому способствует больший, чем у зрячих, объем памяти. Вместе с тем сохраняемый в их памяти материал может быть недостаточно структурирован и поэтому менее рационально использован (Г. Шауерте).

Мышление один изважнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта. В раннем и дошкольном возрасте его развитие детерминировано комплексным подходом в воспитании с учетом индивидуальных особенностей ребенка (Л.И. Солнцева, С.М. Хорош и др.).

В школьных возрастах прямой зависимости между степенью дефекта и уровнем развития познавательной деятельности не обнаружено. В то же время, по исследованиям В.А. Лониной, формирование ряда мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение) осуществляется у детей с нарушением зрения в более поздние сроки и с большими трудностями, чем у зрячих.

Речь и общение. Речь слепого и слабовидящего ребенка развивается в ходе общения с другими людьми, но иными темпами, с нарушением словарно-семантической стороны речи, преобладанием «формализма», фрагментарности и т.д. Специфика развития речи выражается также в отсутствии соответствия между словом и образом (вербализм знаний), в слабом использовании неязыковых средств общения – мимики, пантомимики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.