Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды задержки психического развития






В аспекте клинической классификации задержки психического развития Т.А.Власова отмечает ее разнообразие и прогностическую неоднородность. Она подчеркивает при этом, что стойкость ЗПР различна в зависимости от того, лежат ли в ее основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения), нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Эти данные имеют большое значение для дифференциации педагогического подхода: выбора типа образовательного учреждения, разработки программы обучения и воспитания, адекватных характеру психического недоразвития. К.С.Лебединская выделяет четыре клинико-психологических типа ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждый из этих типов имеет свою структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою динамику и прогноз в развитии ребенка.

ЗПР конституционального происхождения – так называемый гармонический инфантилизм (Т.А. Власова, М.С. Певзнер). При данной форме эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций, поведения и деятельности. При переходе в школу сохраняется большая значимость игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по своему психическому и физическому развитию соответствует более раннему возрасту. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с 6-тилетнего возраста для них не рационально.

ЗПР соматогенного происхождения. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные или приобретенные пороки внутренних органов и др.). Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности). Детям с этой формой ЗПР вместе с психолого-педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь.

ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу). Эта форма чаще всего возникает в результате неблагоприятных условий воспитания ребенка. У ребенка в таких условиях не формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие познавательной активности, не развиваются познавательные интересы. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Вместе с тем, проявляется отсутствие самостоятельности, инициативности, ответственности. Все это, в конечном счете, ведет к тому, что ребенок плохо адаптируется к социальной действительности и постоянно нуждается в помощи.

ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция) занимает основное место в полиморфной группе задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой и познавательной видах деятельности. Функциональные расстройства нервной системы накладывают отпечаток на психическую структуру данной формы ЗПР. Признаки незрелости в эмоциональной сфере проявляются при органическом инфантилизме, а в интеллектуальной – в недостаточной сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитости регуляции высших форм произвольной деятельности. Детям с данной формой ЗПР психолого-педагогическая коррекция может быть обеспечена только в условиях специальных учреждений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.