Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигофрения как основная форма умственной отсталости






Раздел II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНЕЗЕ

 

1. Общее стойкое недоразвитие.

2. Задержанное психическое развитие.

3. Поврежденнон психическое развитие.

4. Дефицитарное психическое развитие.

5. Искаженное психическое развитие.

6. Дисгармоническое психическое развитие.

ОБЩЕЕ СТОЙКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ

 

1.1. Понятие и характеристика общего стойкого недоразвития.

1.2. Олигофрения как основная форма умственной отсталости.

1.3. Психолого-педагогическая симптоматика детей-олигофренов.

Понятие и характеристика общего стойкого недоразвития

Умственная отсталость – не частный, а общий дефект психики. Это широкое психолого-медико-педагогическое понятие, включающее в себя олигофрению, деменцию, болезнь Дауна, фенилкетонурию.

Олигофрения – это врожденная умственная отсталость, особая форма психического недоразвития, которая возникает в результате повреждения зародыша или вследствие поражения центральной нервной системы на различных этапах внутриутробного развития плода, или в самом раннем периоде жизни ребенка (А.Д. Виноградова).

Специфичным для олигофрении является недостаточность развития (по отношению к средненормативному) всех психических функций и их базовых составляющих.

Первичный дефект – генетические пороки развития, диффузные повреждения незрелого мозга при внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействиях.

Г.Е. Сухарева выделяет по этиологии олигофрении 3 группы факторов:

1) неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза;

2) патология внутриутробного развития (особенно опасно поражение в первую треть беременности, когда происходит закладка и интенсивное формирование мозговых систем);

3) родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы (до 2-3 лет жизни ребенка).

Вторичный дефект имеет сложный «кольцевой» характер: с одной стороны, недостаточное воздействие дефектных базальных функций на высшие психические функции, с другой стороны, недостаточное воздействие высших психических функций на базальные.

 

Олигофрения как основная форма умственной отсталости

Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом, с преимущественной незрелостью его коры как образования, наиболее сложного и наиболее поздно созревающего в онтогенезе. Г.Е.Сухарева выделяет два основных «закона» олигофрении: тотальность нервно-психического недоразвития и его иерархичность. Тотальность означает, что в состоянии недоразвития находятся все нейропсихические и соматические функции. Иерархичность выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления.

Подход к систематике олигофрении различен, в зависимости от критерия классификации: степень выраженности дефекта или его качественная клинико-психологическая структура.

В зависимости от степени выраженности дефекта олигофрения делится на идиотию, имбецильность, дебильность (В.В. Лебединский).

Идиотия (5% от всех случаев выявления умственной отсталости, IQ по Векслеру – менее 20 условных единиц) представляет собой наиболее сложную степень олигофрении, при которой имеется грубое недоразвитие даже функции восприятия. Мышление, по существу, отсутствует. Собственная речь представлена нечленораздельными звуками либо набором нескольких слов, употребляемых без согласования. В обращенной речи воспринимается не смысл, а интонация. Элементарные эмоции связаны с физиологическими потребностями. Формы выражения эмоций примитивны: крик, гримасы, двигательное возбуждение, агрессия и т.д. Все новое часто вызывает страх. Нет навыков самообслуживания. Поведение ограничивается импульсивными реакциями на внешний раздражитель либо подчинено реализации инстинктивных потребностей. В некоторых случаях при идиотии обнаруживаются зачатки симпатических чувств.

Имбецильность (15%, IQ по Векслеру 20-50 условных единиц) характеризуется меньшей выраженностью степени слабоумия. Имеется ограниченная способность к накоплению некоторого запаса сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций. Нередко доступно понимание и произнесение элементарных фраз. Есть простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере помимо симпатических эмоций обнаруживаются зачатки самооценки, переживание обиды, насмешек. При имбецильности возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета, овладение элементарными навыками физического труда.

Дебильность (75-80%, IQ по Векслеру 50-70 условных единиц) – наиболее легкая по степени и наиболее распространенная степень олигофрении. Мышление имеет наглядно-образный характер, доступна определенная оценка конкретной ситуации, ориентация в простых практических вопросах. Имеется фразовая речь, иногда неплохая механическая память. Такие дети обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Они овладевают навыком чтения, письма, счета, рядом знаний об окружающем, получают посильную профессиональную подготовку.

В клинико-патогенетической классификации выделяют неосложненные, осложненные и атипичные формы олигофрении (Г.Е. Сухарева).

Неосложненная олигофрения чаще связана с генетической патологией. Имеются лишь черты недоразвития в интеллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неворологической, соматической сферах.

При осложненной олигофрении психическое недоразвитие осложнено болезненными симптомами поражения нервной системы: церебрастеническим, неврозоподобным, психопатоподобным, эпилептоидным и т.п. Такие формы чаще имеют натальную (родовая травма, асфиксия) и постнатальную (инфекции первых 2-3 лет жизни) этиологию.

Атипичные формы отличаются тем, что при них основные закономерности развития олигофрении нарушаются: нарушается закон тотальности и иерархичности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.