Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результата и результативности.






Понятия «результат», «результативность» и «качество деятельности», раскрывают сущностную сторону проблемы анализа и оценки деятельности учреждения дополнительного образования и его результатов. Каждое из них имеет свою специфику.

В энциклопедической литературе:

результат (resultatus - отраженный):

■ итог, плод, продукт, то есть то, что получено в завершении какой-либо деятельности (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., «Советская энциклопедия», 1969);

■ состояние системы после окончания процесса (Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка. - М.: МГПИ, 1990).

■ показатель мастерства (Современный словарь иностранных слов. - СПб.: «Дуэт», 1994).



Под результатом в широком смысле понимают объективное изменение состояний, свойств субъекта или объекта, индивидуального или совокупного продукта, получившееся в итоге деятельности, направленной на реализацию, достижение какой-либо цели. Исходя из этого, результатом деятельности педагога (учреждения) может быть изменение личности или состояния ребенка, а также самого педагога, коллектива (микросреды), или изменение некоего продукта (совокупности продуктов), или какого-либо процесса (совокупности процессов). Данное положение означает, что изменение объективно существует (его можно зафиксировать, описать, увидеть); кроме того, это изменение есть итог именно деятельности педагога (учреждения), т.е. результат соотносится с целью — он может быть достигнут только в ходе деятельности, имеющей пусть даже только «внешнюю», не присвоенную педагогом цель.

Результат педагогической деятельности — итог целенаправленной совместной деятельности педагога и ребенка; деятельность, дающая промежуточный или конечный продукт, имеющая две грани — внешнюю (видимую) и внутреннюю (личностную).

Результат может иметь вид:

- изменений в процессе, в организации работы педагога;

- изменений в личности (внутренний результат);

- изменений в продукте, в среде (внешний результат).

«Результат в процессе», в организации педагогической работы является, средством для достижения главных изменений — в личности ребенка, что в свою очередь является средством изменения продукта творчества ребенка и среды. Эта их диалектическая связь вносит некоторую путаницу в теоретические разработки и практику образовательных учреждений: может ли средство быть целью, является ли результатом педагогической работы сама деятельность педагога, ее инновационность, оснащенность и т.д. С предложенных позиций можно сказать: средство может быть целью, изменения в деятельности можно считать результатом на ограниченном этапе становления, и только в том случае, если за ними следуют в идеале социально- и субъективно-значимые изменения. Если же они остаются единственными длительное время, становятся самодостаточными, процесс осуществляется ради процесса и не наблюдается влияние этих результатов на личность и среду, значит, происходит осознанная или неосознанная подмена целей.

Результат — это итог деятельности, соотнесенный с ее целями - объективное изменение состояний, свойств субъекта или объекта, продукта или достигнутое вследствие какого-то организованного действия (субъект-объектного воздействия или субъект-субъектного взаимодействия), сопряженное с целью данной деятельности.

Положительный результат - изменения в сторону социально одобряемых; приближение или достижение поставленной цели; рост итогового параметра относительно базового уровня.

Образовательный результат можно определить как итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе.

Учебный результат – знания, представления, понимание, умения, способности, которые освоил ребёнок в образовательном процессе.

Воспитательный результат – возникшие в образовательном процессе личностные изменения в ребёнке, обретённые им качества, стремления, мотивы, обогащение отношений и другие психические новообразования. Мы получаем воспитательный результат, прежде всего, в эмоционально-мотивационной, коммуникативной сферах личности, коррекции её самооценки.

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. Традиционно принято делить мотивы на внешние и внутренние. Внутренние мотивы - это потребности самого человека, т.е. для личности значима сама по себе деятельность, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешние мотивы — это потребности социального соображения, т.е. престиж, боязнь осуждения, не-

 

удачи и т.д. Как известно, обучающиеся приходят к нам не всегда по своей воле.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Традиционно выделяют три вида самооценки: завышенная, адекватная, заниженная. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Коммуникабельность (общительность) - то, насколько ребенок умеет налаживать контакты со сверстниками, педагогами. Уровни коммуникабельности выделяются в соответствии с тем, насколько ребенок умеет сотрудничать, т.е. чем активнее и успешнее ребенок участвует в совместной деятельности, согласовывая свои действия, идеи, инициативы, желания с действиями и идеями других, тем выше у него уровень коммуникабельности. Низкий уровень коммуникабельности у обучающегося в том случае, если он конфликтен, замкнут, обидчив, стеснителен и т.д.

Цельдеятельности трактуется как субъективно мыслимый образ, представление об итоге деятельности, который удовлетворяет исходную потребность (Трубников Н.Н.) как «образ желаемого будущего» (М.М. Поташник). Таким образом, цель - это представление человека о том, что он должен достигнуть в итоге своей деятельности, то есть модель будущего результата.

Цель может быть не только осознанной и принятой, но и заданной извне и неосознаваемой. По степени и вектору расхождения между целью и итогом необходимо говорить о результате и качестве данной деятельности. Если итог имеет вектор по направлению к цели, есть изменение от базовой цели в заданную сторону, то можно говорить о результате как о положительном итоге.

Цель — это будущий результат. Образовательная цель — это качественно новое состояние развития личности ребенка, которая станет результатом осуществления образовательного процесса. Очень важно, чтобы образовательная цель была сформулирована в виде идеальнопредставленного достижимого желаемого педагогического результата.Переход от педагогики красивой Фразы, педагогики декларирования к педагогике управления развитием связан с умением грамотно формулировать цели и задачи воспитания, вычленять измеряемыевехи развития на образовательном маршруте учащихся. Например, «духовное развитие», являясь значимым направлением педагогической деятельности, не может быть использовано как вариант формулировки цели программы, так как не имеет ни границ, ни критериев.

Целевое назначение программы должно отражать уровень образованности выпускников, которыйобеспечивает образовательная программа, показывать возможные дальнейшие образовательные маршруты. Цель может быть сформулирована как «овладение основами искусства… (оригами)», «формирование базовой культуры…», «развитие способности к творческому самовыражению средствами…» ит.д.

Глобальный, фундаментальный характер цели требует ее разукрупнения на задачи.Задачи — это обозримая иоцениваемая часть работы, имеющая промежуточныйи конечный результат инаряду с другими задачами служащая достижению общей цели.

Показателем грамотности педагога является наличие задач разного характера:

- образовательных (что ребенок узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.),

- развивающих (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие),

- воспитательных (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы).

При анализе результатов деятельности учреждения и педагога необходимо исходить из целей, которые из целей-значений, одобренных в общем виде социального заказа, перешли в цели-смыслы, принятые педагогом или коллективом:

Возможные цели-значения:

1.Сохранение и укрепление здоровья.

2.Формирование личностных ценностей на базе общечеловеческих.

3.Базовое образование, соответствующее государственному стандарту, мировым требованиям.

4.Формирование готовности ребенка к продолжению образования и труду в рыночных условиях.

5.Формирование готовности выпускника к жизни в семье и обществе.

6.Адаптивность образовательной среды.

Возможные цели-смыслы:

1. Отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья. Формирование здорового образа жизни.

2. Формирование социально зрелой личности. Распространение ценностных ориентаций личности в сторону общечеловеческих.

3. Освоение программ.

4. Развитие индивидуальных способностей.

5. Предпрофессиональная подготовка. Адаптация выпускников к рыночным условиям.

6. Формирование адекватной самооценки.

7. Формирование общетрудовых знаний, умений, навыков. Соответствие деятельности учреждения дополнительного образования, педагога потребностям ребенка, родителей и общества (это средство, которое может быть целью).

Можно классифицировать цели деятельности по известной философской триаде - они могут быть общими для всего учреждения; специфическими для определенных видов творчества детей; индивидуальными для каждого отдельного педагога.

Результативность - это степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.

Понятие «результативность» связано с понятием «результат», однако между ними нельзя ставить знак равенства.

Под результативностью можно понимать совокупность положительных результатов, отслеживаемых (получаемых) в процессе, по завершении или отсроченно, спустя какое-то время после деятельности. По нашему мнению, результативность — это функция.

Качество это степень расхождения результата и цели.

Если результат превышает цель, это говорит либо о слабой целеобразующей работе, либо о явном занижении возможностей. И первый, и второй вариант требуют дополнительного анализа и пересмотра целей и повышения их реалистичности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.