Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, что Сам Спаситель в Себе Самом явил нам этот святой образ






Спаситель и Бог наш даровал нам великий дар покаяния. Он проповедовал его и через пророков, и через Иоанна Предтечу, и Сам, и через учеников Своих. Наконец, Своей жиз­нью и на примере Своих апостолов показал нам этот святой образ и заповедал его нам, сказав: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24). Но эти слова обращены ко всем верующим не только в том смысле, что все верные должны до конца, даже до смерти крестной стоять за Христа, «Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание» (1Тим. 6: 13) об Отце, и Себе, и Святом Духе. Эти слова являются еще и заповедью о тех, которые должны яв­лять на деле свидетельство совести, состоя­щее в жизни по Христу, преимущественно в образе жизни монашеской.

Дабы увериться, что это так, послушай, что говорит Он Петру. Когда апостол сказал: «мы оставили все и последовали за Тобою» (Лк. 18: 28), Спаситель обещает: «истинно говорю вам, что вы, последо­вавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать ко­лен Израилевых» (Мф. 19: 28) – здесь говорится о благодати священноначалия, которую Он даровал уче­никам. Затем Спаситель прибавляет: «И вся­кий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»(Мф. 19: 29). Эти слова очевидным образом указывают на жизнь монашескую.

Конечно, все эти слова Христовы остают­ся справедливыми и для мучеников, потому что многие из них, оставив всё, умерли ради Него, но собственно открываются в жизни монашеской, которую вёл и Сам Спаситель, и ученики Его. Христос жил в девстве и ни­щете; «будучи богат, обнищал ради нас, дабы мыобогатились Его нищетою» (2Кор. 8: 9). Он подвизался в мо­литве на горе и был послушен Отцу даже до смерти крестной, творя не Свою волю, но по­славшего Его Отца, что и исполнил даже до страдания. Он сказал: «впрочем, не Моя воля, – то есть воля плоти, – но Твоя да будет» (Лк. 22: 42). То есть: да будет единая Божественная воля Отца и Его.

И в другом месте, призывая к жизни мона­шеской, Христос говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37); «кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33).

И одному юноше говорит Он: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21) – что от­носится не к мученичеству, а к монашеской жизни.

А что говорит Законоположник, повелев­ший: «Чти отца твоего и матерь твою»(Втор. 5: 16) тому, кто просил позволить прежде похоронить отца? Возводя нас к высшему совершенству, к богообразной жизни монашеской, Он увеще­вает ради этого оставлять даже родителей, даже в важнейших обстоятельствах жизни. Почему? Потому что сотворивший нас Бог должен быть предпочтён всему. И если мы решаемся жить только для Него и в Нём, то нам уже не следует томиться беспокойством о ближних по плоти. Будучи Промыслителем о нас и о родственниках наших, Он – если мы следуем Ему чисто и искренне – сделает нас равными Ангелам, у которых нет ника­ких пристрастий, а лишь одна преисполнен­ная самоотвержения любовь. О тех же, кого мы оставили ради Него, Он будет Сам про­мышлять, благодетельствуя им через других.

22. Что означают слова Христа «предоставь мертвым погребать своих мертвецов»

Потому-то и удержал Он, сказав: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Лк. 9: 60). Господь возводил его к нетленному веку и поставил рядом с бессмертными Ангелами по силе его пламенной ревности. Ты не мёртв, гово­рит, а потому не заботься о мёртвых остан­ках родителей.

23. Что означают слова Христа «Никто, возложивший руку свою на плуг...»

И что же Он говорит некоему человеку, же­лавшему сделать распоряжения об оставав­шихся в его доме – о жене и прочих? «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62). Эти слова означают вот что: Ты начал воз­делывание не человеческое, но перенёс свой труд на Небо, так что не будешь благоуспешен, если станешь обращаться к временно­му. Знай же, что меняешь Царство Небесное на дом твой и пребывающих в доме.

Итак, мы находим, что Господь и жил по образу монашескому, и преподал его дру­гим. И у апостолов была та же жизнь, по­тому и убеждал их Господь не иметь ни двух одежд, ни посоха, ни обуви и т. п., как и по­добает то монахам. И не просто словами и молитвами укреплял их в этом деле (так же, как и в отношении подвига проповеди), но и с благословением послал их и «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10: 1). Эти дары были не у одних лишь апостолов и не только в те времена, но и впоследствии у святых, и особенно у святых подвижников. А о существовании монашеского обряда и священнодействия от начала и при апостолах свидетельствует великий Дионисий, который описывает, наряду с другими свя­щенными действиями, и монашеское посвя­щение.

Таким образом, заблуждаются те, которые говорят, что монашеская жизнь возникла в более поздние времена, а не установлена Спасителем или Его апостолами. Ибо уже показано, что именно Сам Христос Бог нам преподал это, а также и ученики Его. По преданию, от них существуют и само свя­щеннодействие монашеского посвящения, и особые одежды, отличающие монахов от мирян. Об этом также упоминает божествен­ный Дионисий.

А что в писаниях святых отцов находим, что впоследствии монашеское одеяние бы­ло дано Ангелом святому Пахомию, то это верно и справедливо, ибо он получил от Ангела некоторые особые принадлежности монашеской одежды, которые должны были послужить символами высших вещей. Когда благочестие начало мало-помалу распро­страняться и преуспевать и церковных чиноположений стало больше, когда обряды литургии и крещения, чинопоследования и псалмопения получили благолепнейший вид усилиями святых мужей, которых в разное время воздвигал Святой Дух, тогда показа­но было Ангелом святому Пахомию то, что могло благоустроить и сделать благоприличнее и монашеский чин. Это: более удобное, чем хитон, облачение, затем пояс и аналав, потом кукуль и паллий, сандалии и мантия – предметы, служащие символами священней­ших вещей.

Всего принадлежностей монашеского оде­яния семь, как и одежд архиерея, и своим числом они свидетельствуют о совершен­нейшей жизни, по числу даров Святого Духа. Впрочем, об этом мы поговорим подробнее, когда предложим наставление о каждом из существующих Таинств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.