Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, что восприемник крещаемого должен быть православным и благочестивым






Необходимо обращать внимание на то, что в восприемники должны быть выбираемы люди благочестивые и способные в некото­рой мере быть наставниками в вере. Но мне приходилось слышать нечто весьма стран­ное и тяжёлое для чувства: некоторые (по каким-то расчётам) приглашают в восприем­ники – страшно сказать – врагов и поноси­телей веры, безбожников и еретиков. Такие отметают само Таинство. Они и детей не просвещают светом его, а, скорее, омра­чают, и священнодействующего иерея дела­ют сообщником чуждых Богу.

И каким же образом дерзающий бого­хульствовать мог бы научить благочестию? Сказано: «Что общего у света с тьмою... Или ка­кое соучастие верного с неверным?»(2Кор. 6: 14–15). Тот, кто так поступает, достоин осуждения, равно как и тот, кто воспринимает детей у нечестивых. Однако, если последние прежде исповеду­ют, что крещение свято, божественно, очи­щает от греха и возрождает во Христе, что принимающий крещение станет христиа­нином, то дело меняется. В этом случае, если отец даст обещание, что младенец будет верным Христу, хотя сам-то и укло­няется, то можно воспринимать младенца и приводить его к освящению, дабы не от­нять его у Бога, отказавшись быть воспри­емником.

Крещаемый становится рядом с восприем­ником, показывая этим, что пришёл добро­вольно и имеет поручителя. Когда иерей благословит, то должно прежде всего, как и всегда впоследствии, благодарить Бога за спасение погибавшего. Вслед за тем огла­шенный освобождается от своих одежд и остаётся полностью обнажённым, стоя под покрывалом, а иерей троекратно крестоо­бразно дует на него, этим дуновением пере­давая ему то первое дуновение, которое получил Адам от Бога, когда «вдунул (Бог) в лицо его дыхание жизни» (Быт. 2: 7). Сам иерей изобра­жает Христа, поэтому лучше крестить и со­вершать дуновение после приобщения Тела и Крови Христовых. А троекратно дуно­вение совершается во имя Божественной Троицы, ибо у Троицы общая благодать и сила. Крестообразно же – ради воплотивше­гося для нас всех и за нас пострадавшего во плоти единого от Троицы Христа, Крестом победившего. Крестовидное дуновение ука­зывает на Его жертву, смирение и победу, так как через Крест Он «смертью лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола»(Евр. 2: 14), и попрал супротивные силы лукавнейшего. Крест – и знамение Спасителя, и печать, и трофей.

Итак, иерей, троекратно совершает дуно­вение и затем троекратно рукою запечат­левает оглашенного крестным знамением, по слову Писания: «Руце твои сотвористе мя и создасте мя» (Пс. 118: 73), именно на челе, устах и серд­це – ради сил умственной, словесной и жизненной, как было ранее сказано. После этого возлагает на него руку, освящённую и созидающую в Духе, и читает священные молитвы.

Что же означает то, что прежде этих дей­ствий он освобождает оглашенного от одеж­ды, ставя его босыми ногами и с непокрытой головой лицом на восток? То, что приходя­щий к Богу и взирающий уже на истинный Свет, для которого избирается образ восто­ка (ибо оттуда приходит свет), должен быть свободен от страстей и отрешён от неверия, обнажён от всякой злобы и чужд одежды греха, и должен являть рабское послуша­ние Богу. Потому-то и остаётся он нагим. А с другой стороны, это делается потому, что человек через наготу познал грех и по­терял боготканную одежду, на что и указыва­ет нагота. Поскольку крещаемый приходит креститься, чтобы отвергнуть скверну греха и неверия, и сделаться всецело новым, и об­лечься в образ нового Адама, и стать лучше, чем был прежде, постольку стоит он обна­жённым, испытывая стыд. Стоя так, он очи­щается, взыскуя восстановления в себе об­раза Божия.

Теперь вкратце, чтобы не пресытить слу­ха, повторим сказанное.

Архиерей и крещающий иерей изобража­ют Самого Господа, Совершающего всё и во всех. И принимают силу Его – Того, Кто прежде создал, а теперь воссоздаёт. А крещаемый изображает собой падшего Адама, так как самый его приход показывает сво­бодную решимость.

Если же крещается дитя, то уже тем, что оно приносится в храм на руках верных, свидетельствуется, что младенец будет кре­щён по вере, а не по принуждению. Вос­приемник есть поручитель за веру и жизнь крещаемого.

Разрешение оглашенного от одежд и оставление его нагим, с одним только препоясанием, означает, что он отвергает вся­кую злобу и освобождается от уз греха и что нагим т. е. освобождённым от заблужде­ния и тления приходит ко Христу. Прежде же он был нагим потому, что впал в заблуж­дение и погубил прежнюю одежду, и теперь приходит возложить на себя светлую одеж­ду крещения. Он обращается к востоку, взыскуя истинного Света, Который есть Троица и Который есть Христос, единый от Троицы.

Крещаемый взыскует также потерянного рая, который насаждён был на востоке.

Он принимает от архиерея дуновение – ради первого дуновения, которое этим возобновляется. Троекратное же дуновение он принимает как образ Божественного дей­ствия Животворящей Троицы, Которой был создан, и теперь воссозидается.

Рукой архиерея, держащей крест, он запе­чатлевается в знак того, что нас создали ру­ки Божии – Сын и Дух. Крест есть знамение Христово и трофей, ибо, победив Крестом, Христос сокрушил им демонов. И теперь, когда изображается крест, демоны бегут от него.

Чело крещаемого запечатлевается, чтобы освятился его ум, избежав заблуждений. Уста – чтобы слово его освятилось и ис­поведовало истину. Грудь – чтобы он сде­лался чист сердцем и узрел Бога и не скры­валось в нём никакого зла, чтобы он жил, двигался и существовал Им (Деян. 17: 28). После этого троекратного запечатления архиерей бла­гословляет Бога, потому что праведно бла­гословлять Его за взыскание погибшего и за спасение человеческое. Затем следует возложение руки – для сообщения благо­дати и воссозидания.

Первая молитва обращена ко Святой Тро­ице: она предаёт крещаемого единому Богу, и крещаемый освящается ею. Она есть про­шение к Богу: да неотреченно пребудет в нём во имя Троицы и да сподобится боже­ственного крещения, помазания и священ­ного причастия.

Вторая молитва – заклинательная: она от­гоняет и отражает диавола и всю силу его страшными и Божественными именами и Таинствами. Она оттесняет диавола и его демонов от человека и повелевает им отсту­пить от него и не причинять вреда.

Подобным образом и третья молитва, буду­чи заклинательной, изгоняет демонов име­нем Божиим.

Четвёртая же вновь обращается к Богу с про­шением совершенно изгнать лукавого из соз­дания Божия и утвердить крещаемого в вере.

Поэтому тотчас архиерей совершает пя­тую молитву, ещё более важную, через кото­рую передаёт крещаемого Богу. Молясь ею за крещаемого, он во второй раз дует на не­го, что представляет собой важнейшее дей­ствие, так как этим знаменуется восстанов­ление жизни и обновление.

После чего опять троекратно запечатле­вает крещаемого на челе, устах и груди ра­ди разума, слова и жизни, равно как и ради того, что Бог наш есть Троица – Ум, Слово и Дух, возвращающая ему жизнь и дарующая ему еже по образу, который он потерял. При этом священнодействующий говорит: «И изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его». Ибо де­моны любят вселяться в души некрещёных с намерением совращать и осквернять их. Силу же к этому они имеют по причине не­когда совершённого нашими прародителя­ми преступления. Поэтому они очевидным образом живут в сердцах неосвящённых и неверных, и оскверняют их, и побуждают к делам богоненавистным.

По окончании этой молитвы соверша­ется отречение от диавола и сочетание со Христом таким образом: архиерей обора­чивает крещаемого к западу, потому что от­туда приходит тьма, в которой пребывает диавол, и повелевает ему воздеть руки горе, в знак того, что крещаемый не скрывает в себе ничего злого и начинает подражать Распятому за нас. Затем архиерей повелева­ет крещаемому сказать: «Отрицаюся сатаны и всех дел его...» – и крещаемый совершает отре­чение от лукавого и полное отвержение его. Произносит он это трижды, в свидетель­ство неизменности отречения от врага и в знак того, что он всей душой бежит от лука­вого, а кроме того, в честь Святой Троицы, Которая всё запечатлевает и совершает.

Спросив трижды: «Отреклся еси сатаны?» – и получив от крещаемого троекратный утвердительный ответ: «Отрекохся» – то есть, я отказался от лукавого и отвергся его (ибо отречение от зла должно быть явное и твёр­дое), архиерей говорит: «Дуни на него» – то есть, вырви его из сердца, и от сердца отвергни, и посрами врага. Крещаемый и это дела­ет трижды в свидетельство решительного отречения от лукавого и во славу Единого в Троице Бога нашего, Который низверг лукавого.

Потом священнодействующий оборачи­вает крещаемого на восток, так как возво­дит его к свету от тьмы и от лжи к истине. И говорит: «Произнеси: и сочетаваюся Христу, и верую во единаго Бога Отца, Вседержителя...» И поскольку крещаемый должен чисто ис­поведовать Трисолнечный Свет, чтобы и сердцем воспринять Его сияние, он произ­носит вслух Символ веры трижды в честь Триипостасного Божества, подтверждая этим исповедание. Произносит же вслух, от­крыто, потому что возвещает истину, кото­рую должно исповедовать перед Ангелами и людьми и через которую он получит спа­сение: Единосущную Троицу – Бога всяче­ских – единого истинно сущего Бога, а так­же воплощение ради нас от Девы единого от Троицы Бога Слова, что необходимо ис­поведать с дерзновением.

Когда архиерей снова троекратно спросит: «Сочетался ли еси Христу» – а крещаемый отве­тит ему искренне, от сердца, также трижды: «Сочетахся Ему» – священнодействующий гово­рит: «И поклонися Ему».

После того как крещаемый, запечатлённый крестом рукой священника (что служит исповеданием и знамением Христовым), по­клонится три раза, показывая тем, что он раб Божий, во всём Ему послушный (как и обещался), архиерей поворачивается к вос­току и благословляет Бога, хотящего всем спастись. Ибо так должно благодарить Бога за всё, и особенно за спасение людей.

Потом, держа оглашенного за руку, как бы обретя погибшего, священнодействую­щий вводит его в храм – словно возводя на самое Небо или в рай. Он знаменует этим действием, что возвращает крещаемого по­терявшему его Владыке, а радость, которою Бог радуется вместе с Ангелами о кающем­ся грешнике, выражает песнью: радуйся, Обрадованная. Ибо Она, Матерь Божия, есть начало спасительной радости, дверь спасе­ния, так как через Неё устроено наше спа­сение и дана истинная радость миру, через Неё, родившую свято и девственно, для на­шего воссоздания, Бога Слово, воплотишегося от Неё.

Далее, изображая собой святого Симеона, архиерей подводит крещаемого к жертвен­нику, показывая этим действием, что он как бы принёс жертву. При этом он повеле­вает ему трижды поклониться Богу, так как он уже примирился с Ним через обраще­ние, как евангельский блудный сын, а через Божественное крещение всё более прибли­жается к усыновлению и нетлению – перво­бытному одеянию от Духа.

И чтобы как обращение, так и исповеда­ние было твёрдо, архиерей подзывает вос­приемника и повелевает ему трижды со­вершить поклон перед жертвенником, где обитает Бог, свидетельствуя этим, что сам он даёт обет всецело соблюсти крещаемого в вере и благочестивой жизни.

Если крещается младенец, то восприем­ник, наклонившись, берёт его, лежаще­го перед Святыми вратами, словно из рук Христа. Если же ребёнок постарше, то при­нимает его от архиерея, также знаменуя этим, что восприемлет его из рук Христа и делается поручителем за него перед Спасителем. С этого времени он становит­ся для крещаемого отцом по духу, и поэто­му приносит (или, держа за руку, приводит) к священной купели, показывая, что крещаемый приходит добровольно, а не по при­нуждению.

Всё это делается при свидетелях: прежде всего и преимущественно в соприсутствии Самого Бога, а затем и при иерархе и находящихся в храме верных, которые выступают в роли свидетелей крещаемого. Также при самом восприемнике, который приводит крещаемого. Особенно – при божественных и чистых Ангелах, невидимо присутствую­щих здесь же, веселящихся о божественном рождении от Духа и спасении крещаемого и записывающих его на Небе. Они уже сдела­лись ближними и друзьями его со времени очищения божественной баней и запечатления миром.

По этой причине необходимо, чтобы все верные находились в храме с наивозмож­ным благоговением и радостью, будучи убеждены, что им соприсутствуют Ангелы, радующиеся о едином кающемся грешни­ке. Они твёрдо веруют и в то, что крещаемый передаётся теперь святому Ангелу-Хранителю, который всегда будет с ним, отгоняя завистливых демонов и любые наве­ты коварнейшего врага, и станет соблюдать его для Царствия Небесного, если только крещаемый верою и делами сохранит благо­дать крещения.

Поскольку Божественнейшее крещение есть, таким образом, величайшее дело, по­стольку прежде Церковь совершала креще­ние через архиереев в соборах именно в то время, когда мы в праздники на Божест­венной литургии поём: «Елицы во Христа крестистеся» – и в особенности в Великую Субботу перед Божественной литургией, когда много читается из божественных про­роков. Так делалось потому, что священ­нейшее крещение есть и возрождение, и воссоздание, и очищение, и просвещение, и сыноположение, и дар, и освящение, и весьма многое другое из того, о чём гово­рят святые отцы. Но преимущественно оно изображает смерть Христову и тридневное Воскресение, что яснейшим образом на­поминает то время (крещения в Великую Субботу): ибо через смерть Христову, и трёх­дневное погребение, и Воскресение мы по­лучили и бессмертие, и нетление, и надежду будущего воскресения и обновления, надеж­ду на вечную жизнь, начатком которой был Христос, единый безгрешный, пострадав­ший за нас, грешных, не заслуживший смер­ти, как не согрешивший ни в чём, но умер­ший за нас.

Грех, как говорят Исаия и Павел, есть жа­ло смерти, то есть её начало, корень и при­чина, а Христос Сам не сотворил греха и, не будучи повинен смерти, умер ради нас, и таким образом упразднив смерть, вос­крес и низложил наши страсти и осуждение. Бесстрастный, добровольно пострадав и сделавшись Зачинателем и руководителем нашей жизни, Он вознёсся на Небеса.

Облекаясь в Него крещением, мы ожидаем Его нисшествия с Неба, когда Он нас воскресит и дарует совершенное нетление, чему за­логи дарует теперь через крещение.

Однако не следует отказывать в крещении и в любое другое время, чтобы из-за таковой задержки не скончался кто-нибудь непро­свещённым, что было бы величайшим не­счастьем, так как некрещёный не спасётся. Надо также, насколько возможно, совер­шать крещение с торжественностью и благо­говением. Иерей должен быть внимателен и находиться в состоянии духовного трезвения, так как он совершает величайшее дело Божие – воссоздание человечества...

Но перейдём к дальнейшему.

Предшествуемый архиереем, восприемник приводит крещаемого к священной купели, поручаясь, что тот приходит добровольно. Архиерей становится возле, изображая со­бой Самого Христа и имея силу Его. Купель наполняют водой (она изображает Иордан) и зажигают свечи, означающие просвеще­ние Духом и то, что крещаемый идёт из тьмы к свету и становится уже сыном света. Архиерей кадит вокруг купели, знаменуя этим благоухание и святыню Духа, омываю­щего от всякого греховного зловония, ибо это – Дух Святой.

Потом архиерей благословляет и прослав­ляет Царство Единого Бога – Святой Тро­ицы, Которая одна владычествует и являет Свою царственную силу теперь, вызволив новопросвещаемого из-под власти лукаво­го. Потом, когда диакон читает мирные мо­литвы и прошения (ектению), а народ взы­вает: «Господи, помилуй» – ибо поистине в это время даруется великая милость Божия, так как усыновляется тот, кто прежде был беззаконником и врагом Ему. Архиерей молится втайне за себя, прося у Бога, да об­ретёт очищение и милость, чтобы, очищая других, самому не явиться оскверненным грехами. Также испрашивает он себе силу и благодать послужить Таинству достойно и как подобает. Ибо велико это Таинство: Ангелы предстоят здесь, Христос изобра­жается водами, Дух Святой нисходит, а крещаемый из оскверненного, и грешного, и нечистого, и врага, и тленного делается святым, и чистым, и сыном Божиим, и не­тленным.

О великая благодать! О дарование Божие! О благодеяние, величайшее для нас, и бла­годать! Посему-то, когда исполнятся про­шения, архиерей, окончив молитву, воз­глашает: «Велий еси, Господи, и чудна дела твоя!» И восклицает это три раза, прославляя тро­ичное Божество и величая Благодетеля.

Потом возносит молитву к воплотивше­муся ради нас Сыну Божию и исчисляет от века все чудеса Его, затем воспоминает Воплощение Его от Девы Духом и Крещение в Иордане, через которое Он воссоздал нас, сокрушив «главы змиевы в воде»(Пс. 73: 13), как говорит про­рок. Потому и умоляет Его прийти и наити­ем Святого Духа освятить воду, ибо Сын не­разделен с Отцом и Духом и благодать у Них общая.

Затем трижды крестообразно знамену­ет рукою воду, изображая над нею образ Христа, и молит Его сделать её источником нетления.

Потом, немного позже, опять троекратно дует на воду и низводит на неё обильнейшую благодать, подражая Христу и свидетель­ствуя о том, что было ради крещения в нача­ле: что «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 2). И опять знаменует её рукой, изображая крест, и го­ворит: да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы, прибав­ляя далее, чтобы вода сделалась духоносной и святой и не таилось в ней ничто лукавое, но, напротив, чтобы она была невыносима диаволу и способна отогнать его, чтобы она имела силу воссозидать и освящать, и усы­новлять (Богу) крещаемых в ней, и делать их чадами света.

Таким образом, помолившись и препо­дав мир, который есть Иисус Христос (ибо здесь соприсутствует Христос – мир, пре­восходящий всякий ум), – иерарх, получив мир и сам, и преклонив главу, снова молится втайне, призывая Иисуса, кроткого и ти­хого, и вездеприсущего. Ты, – говорит он в этой тайной молитве, – на Иордан пришед­ший и освятивший воды, приими и нас, рабски Тебе припадающих, и освяти воды сия и нас, и да будут они нам во здравие души же и тела.

И подняв затем главу, в ознаменование того, что Христос воздвиг нас, падших, он восхваляет Его, называя Освящением всех. Тогда купель бывает преисполнена Духом, вмещая освящённую воду и – невидимо в ней – Христа. А поскольку необходимо при­сутствовать здесь и образу Божественной милости, постольку употребляется и святой елей. Ибо вода знаменует омовение и очи­щение, и уже освящена. Елей же показывает Божественную милость и благоутробие бла­гости Его: именно елей подаётся тем, кото­рые были изранены общим врагом и пора­жены им, как говорит Христос в Евангелии (Лк. 10: 30–37). Это и при Ное показано было, ибо голубь, держа в клюве ветку маслины, прилетел к тем, кого в ковчеге носили воды морские. Вода в этом случае прообразовала креще­ние, а голубь – Духа Святого. Ветка же мас­лины, которую птица несла в клюве своём, была знаком милости и беспредельной бла­гости Божией. Потому-то в крещении и упо­требляется святой елей.

Освящается же елей таким образом: он приносится в каком-нибудь чистом сосу­де к архиерею (или иерею, если не будет архиерея), тот дует на него и троекратно рукой изображает на нём крест. При этом дуновением выражается благодать Духа, которую архиерей принял от Христа через Божественное дуновение Его на апостолов, а крестным знамением изображается Сам Распятый за нас, совершивший через Крест наше спасение. Поэтому и самый крест име­ет силу священносовершительную, и без кре­ста ничего божественного не совершается.

Потом священнодействующий, преклонив главу, молится о том, чтобы елей был освя­щён Духом Святым, Который некогда послал Ною голубя с веткой маслины, и во времена закона дал елей, и апостолам его передал.

Окончив молитву и принеся благодаре­ние, священник три раза крестообразно воз­ливает на воду освященный елей, возглашая многопетую песнь аллилуйа.

31. Что означает «аллилуйа»

Эту песнь – «аллилуйа» изрекли вдохновляе­мые Святым Духом пророки. Означает же она пришествие Божие, она значит: «гря­дет Бог» и «пойте Его», что пророчески из­речено и воспевается, потому что, действи­тельно, Господь грядет, как в первом, так и во Втором Своём Пришествии, и всегда по­сылает нам благодать Свою во Святом Духе. Посему-то и воспевает всегда эту песнь Церковь, принявшая уже Христа и паки ожидающая Его с Неба, как мы сказали.

Божественный Дионисий говорит, что в священную купель вливается миро, но теперь вливается этот елей, предшествуя миру, а миро – после. Можно, впрочем, ду­мать, что и священный Дионисий называет миром этот самый елей, как предвестие ми­ра, так как через него крещаемый получает начаток освящения и помазывается на бо­жественные подвиги, а впоследствии укре­пляется окончательно и совершенствуется, и запечатлевается совершеннейшим миром благодати. Вот почему в крещении и упомя­нуто и о том, и о другом.

Освятив елей, архиерей помазует им крещаемого, и именно освященным елеем, ина­че какая была бы нужда в нём крещаемому после помазывания миром, если в крещении было уже миро? Итак, этим елеем он наперёд уже помазывает крещаемого, говоря: «Помазуется (имя рек) елеем радости во имя Троицы». Радость же эта – радость Духа, спасающего нас по благодати и милосердию. Ибо Давид восклицает: «Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя» (Пс. 50: 14).

Потом кто-нибудь, диакон или прислуж­ник, помазывает начиная с головы всё те­ло крещаемого, ибо он всецело готовится к божественным подвигам и пришёл не для того, чтобы снова пасть, но для того, чтобы подражать Христу, в Которого облекается и с лукавым бороться, и мужаться. Борцы же в древности помазывали тело маслом.

Затем крещаемый вводится в воду весь нагой, как и родился он и как был создан прежде. Но прежде он имел Божественную одежду и, будучи наг, не стыдился, а теперь, родившись нагим, покрыт стыдом пре­ступления. Только войдя в святую воду, он освобождается от стыда, который наложил на него грех, и приемлет славу и одежду не­тления.

Ибо иерарх (или иерей), наложив руки ему на голову, которая есть орган, в кото­ром совершается всё, что касается деятель­ности чувств и ума, и погрузив один раз в воду, восклицает: «Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца» – и тотчас поднимает его. Потом погружает опять, говоря: «И Сына» – и опять поднимает. Затем, погрузив в тре­тий раз, говорит: «И Святого Духа». После че­го архиерей возводит его уже освящённым через Таинство божественного крещения, одновременно и воссозидая, и священносовершая его именем Святой Троицы, провоз­глашая три Лица в одном Божестве, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Этими словами исповедуются три Божественных Лица, нераздельных и неслиянных, в то же время троекратными погружением и под­нятием из воды изображется тридневное погребение и Воскресение распятого за нас плотию и воскресшего Христа.

32. О том, что (формула) «крещается раб Божий» имеет преимущество (перед выражением) «я крещаю раба Божия»

Архиерей говорит: «Крещается» – а не «крещаю», как новомудрствующие и в этом лати­няне, потому что он свидетельствует о до­брой воле крещаемого. Ибо это «я крещаю» не показывает, что просвещаемый крестит­ся добровольно, но как будто по принужде­нию и самовластию крещающего, против своей воли, и выражает, что только крещающий крестит его по своей воле. Напротив, формула «крещается» выражает добрую во­лю крещаемого и то, что он «крещается от меня», т. е. архиерея или иерея, творящего уже дело Триединого Бога, имя Которого яс­но возвещается крещаемому.

Возродившись таким образом, крещёный исходит из священной купели в мир всецело новым, просвещённым во Христе челове­ком и сыном Божиим – сыном нашей духов­ной Матери, как бы из девственной, чистой и святой утробы. Ибо, как Христос родился от Девы, чтобы очистить наше осквернён­ное рождение, так и мы приходим к новой жизни от чистой купели. Как тогда чистая кровь и святое чрево Девы создали силой Святого Духа плоть Бога Слова, так и теперь в нас чистая вода купели и Божественный Дух совершили чистое возрождение.

Далее, как там, при Крещении Спасителя, было нисхождение Духа, чтобы явить в Воплотившемся всю полноту Божества теле­сно, так и у нас за крещением следует пома­зание миром для того, чтобы и мы получили благодать Духа. Ибо говорится: «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1: 16).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.