Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему Слово Божие соединилось не с высшим естеством ангельским, а с человеческим






Архиерей:

– Не мои это слова, возлюбленный, но отцов наших, и ты найдёшь это во многих местах, исследуя их писания. Вникни ещё и в следу­ющее, что даёт высочайшее и вместе с тем истинное познание о Божественной тайне. Почему Слово Божие, восхотев соединиться со своими тварями, соединилось не с совер­шеннейшими по своему естеству Ангелами, которые имеют нечто близкое и сродственное с Ним по невещественности, но с нами, по природе своей тленными и плотяными? По причине высочайшей и божественной. Если бы Слово соединилось с естеством ан­гельским, то одно только это естество и во­шло бы в общение с Ним. Оно не приняло бы спасения, так как уже спасено, а только возвысилось бы и было бы возведено к выс­шему совершенству, удостоившись общения с Богом. Всякая же другая тварь не получила бы от этого никакой пользы, но продолжа­ла оставаться в тлении, и особенно падший человек, ради которого получила бытие вся видимая тварь и по вине которого стала тленной.

Итак, уразумей премудрость Божию и ис­тинно древний замысел, по которому (ду­маю) Он сотворил из несущего и мир, и Ангелов, и, наконец, человека. Он – благ, поэтому и тварь произвёл, дабы Его созда­ние сделалось причастным благ Его. Сам Он, вседовольный, и всесовершенный, и предвечный, не имел, конечно, нужды ни в чём из существующего, ибо Он Сам – верх блаженства.

И вот, так как одни Его создания только духовны, другие же только чувственны, а соединены эти два свойства лишь в челове­ке, Бог Слово избирает человека и истинно соединяется с ним, принимая Духом Святым в Свою Ипостась всё человеческое естество, кроме одной греховности, от Святой Девы. Приняв же тело вместе с душой разумной и свободной, Он через разумную душу соеди­няется с разумной природой Ангелов, а че­рез Божественную Свою плоть – с чувствен­ной тварью.

Таким образом, освящение и благодать переходят не только на человека, имеюще­го духовную природу по душе и чувственную по телу, но и на всю тварь, что справедливо. И разумная природа Ангелов и душ соединя­ется с Богом, и как бы осязает Его (Деян. 17: 27), и входит в общение с Ним, и обильно озаряется, при­емля сродственный Божественный свет от святой души Слова, духовной и разумной. Ибо на святую душу Спасителя по приро­де способны теперь взирать Ангелы. Они непосредственно приемлют озарение от Невидимого и ещё более преисполняются мудростью от Божественного Ума присносущей Премудрости. Теперь они как бы род­ственно приближаются к Нему и пребывают с Ним, и преисполняются удивления, и всё более и более смиренномудрствуют, удо­стоившись столь великих даров. Так же – и освящённые души святых.

А чувственная тварь вместе с телами на­шими – через ту святую и обоженную, или, лучше сказать, соделавшуюся Божеской плоть, что была вознесена за нас на Крест, и воскресла, и сделалась нетленной, – полу­чила и хранит начатки бессмертия. И чает вся та тварь, по слову Павла, нетления (Рим. 8: 19–21). Что и будет, когда нетленное и живое Слово, со Своей плотью, которая сделалась нетленной, явится среди нас во Второе Своё и страшное Пришествие. Тогда явятся и тьмы Ангелов, благоговейно взирая на великолепие Его, и трепеща, и одновременно радуясь славе, ко­торую от Него приемлют. И тогда изменятся стихии, «праведники воссияют, как солнце» (Мф. 13: 43), при­емля озарение от соединившегося с ними Солнца правды, «и так всегда с Господом будем» (1Сол. 4: 17).

Уразумел ли ты, человек, тайну вочелове­чения Спасителя, насколько мы могли тебе ее выразить?

Клирик:

– Уразумел и поражён изумлением. Богу, со­вершившему всё сие, слава!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.