Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, что Христос и Сам принял Таинства






Архиерей:

– Теперь время сказать, как Христос совер­шил Таинства по отношению к Самому Себе.

Во-первых, Крещение – первый из Его духовных даров. Он Сам первый крестил­ся в Иордане от Иоанна – не как имевший в этом нужду (ибо какую нужду мог иметь в этом Он, единый беспорочный?), но ради нас, чтобы мы очистились и омыли скверну нечистого зачатия и прародительского гре­ха и чтобы, созданные вначале из персти, т. е. из земли и воды, мы в воде, погружаясь в неё тленным нашим телом, душою возро­дились бы и сделались новым и безгрешным человеком.

Во-вторых, Спаситель принял помаза­ние, или божественные елей и миро, в са­мом Крещении, когда низошел на Него Дух в виде голубя. Об этом-то и говорит Исаия (как бы от лица Христова): «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня»(Ис. 61: 1). Об этом и Пётр говорит: «яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть»(Деян. 2: 36), сотворил по плоти именно тогда, когда низошёл Дух. И в другом месте святые апостолы произносят: «Святой Сын Твой Иисус, помазанный Тобою»(Деян. 4: 27). Также и Павел рассуждает: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно»(Кол. 2: 9).

Итак, это помазание есть всецелая благо­дать Святого Духа, Которого, о чём мы уже упоминали, Он принял в Крещении по че­ловечеству, как это было открыто и Иоанну. Как Бог Слово Он всегда имел Святого Духа нераздельным с Собою, но принял Его по благодати, когда вочеловечился. И хотя единосущный и нераздельный Дух всегда был с Ним, хотя Святым же Духом Он и со­творил Себе Божественную плоть, однако в Крещении показал нам ради нас, как Дух нисходит на Него. Точно так же и Крещение Чистый принял ради нас, чтобы мы, присту­пая ко крещению, принимали Святого Духа. Потому мы и помазываемся, имея нужду в том духовном мире1), и именно при креще­нии. Ведь тот, кто ещё не принял помазания миром, не будет вполне причастен благода­ти крещения, в котором человек возрож­дается и омывается Духом от грехов, но не имеет ещё ни залогов благодати, ни благо­ухания жизни, ни печати Духа. Поэтому на­сколько необходимо креститься, настолько же необходимо и помазываться миром.

На крестившихся от апостола Филиппа возлагали руки Пётр и Иоанн, чтобы те при­няли Духа Святого, Который и есть Миро. Ибо тогда, при апостолах, и потом у многих других, это Миро подавалось через возло­жение рук. И тогда было возложение рук, а теперь вместо рук служит освящённое ве­ликое миро, освящаемое не пресвитерами, а патриархами и архиереями, то есть через священные молитвы лиц, облечённых си­лой Петровой и Иоанновой. Оно-то, будучи рассылаемо во все концы земли, имеет то же действие, что прежнее возложение рук. Им необходимо запечатлеваться при крещении всякому верующему, чтобы само крещение получить совершенным.

Итак, если Спаситель принял Духа во вре­мя Крещения и крещёные Филиппом по­лучили Духа через возложение рук Петра и Иоанна, дабы не оставаться несовершенны­ми и незапечатлёнными, то и ныне крещаемые должны быть помазываемы великим миром при крещении, дабы не остаться им (как младенцы латинян и иных) несовер­шенными и незапечатлёнными, не получая благодати Святого Духа и запечатления пе­чатью Христовой. Ибо миро есть печать Христова в Духе, что и выражает священ­ник при помазании миром, говоря: печать дара Духа Святого, аминь. Тот, кто не принял миро, не причастен ещё благодати и не запечатлён печатью Христа.

А миро – не простой елей, но освящён­ный на жертвеннике молитвами архиереев Христовых, облечённых силой апостолов, или, лучше сказать, Самого Христа. Не яв­ляется таинственным миром то миро, ко­торое источается мощами святых, как, на­пример, от тела угодника Божия Димитрия Мироточивого или кого-либо другого из свя­тых (как, скажем, великомученика Маманта с острова Кипр, о котором свидетельствуют очевидцы), или миро, истекающее от святых икон, как, например, от Ситтинской (Σ ι τ τ ή ν) иконы. Не является подобным миром и елей из лампад, висящих перед святыми иконами или мощами. Ибо хотя всё перечисленное и должно быть предметом почитания, и имеет Божественную благодать, и может исцелять, однако не имеет силы божественнейшего мира, которая даруется последнему через архиерейские молитвы.

И оно священнодействуется не просто, но возлагается на жертвенник (престол) во вре­мя священнодействия во Святой и Великий Четверг, в конце которого совершаются свя­щенные молитвословия. И оно священносовершается Божественной печатью креста, как и Божественные Тайны. И как не могут быть Телом и Кровью Христовыми хлеб и ча­ша, если они не освящены молитвами иерея, так и миро, не освящённое молитвами боже­ственных архиереев, не есть Великое Миро.

Именно благодаря крещению и миру мы называемся христианами и являемся тако­выми на самом деле, и особенно благодаря миру, которое называется ещё помазани­ем (хрисмой, χ ρ ι σ μ α), так как Христос име­нуется Христом (Помазанником), потому что по плоти был помазан (χ ρ ι σ θ η ν α ι) Духом Святым. Об этом говорят и Пётр, как уже упоминалось, и Давид. «Сего ради, – говорит псалмопевец, – помаза Тя, Боже, Бог Твой еле­ем радости паче причастник Твоих»(Пс. 44: 8). Что озна­чает: исполнил Он Тебя всеми дарованиями (ибо Ты принял исполнение Божества), а при­частники Твои получают дарования от Тебя как от источника.

Таким образом, Спаситель принял миро и в Крещении, когда низошёл на Него Дух, да и перед страданиями Своими был Он пома­зан миром, сказав, что это делается для по­гребения Его (Мф. 26: 12), и показал тем, что умирает за нас. Он пребывал живым Богом и имел нераздельными с Собою животворные дей­ствия Духа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.