Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания.




1 См. К.Н.Корнилов. Современная психология и марксизм. Л., 1923. 2 См. Л.С.Выготский. Сознание как проблема психологии поведения. См." Психология и марксизм". М., 1924; его же. Мышление и речь. М., 1934. 3 См. С.Л.Рубинштейн. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса." Советская психотехника", 1934, No 1; его же. Основы общей психологии. М., 1940. 4 Одним из первых зарубежных авторов, выступивших с требованием строитьпсихологию на марксистской основе, был Ж.Политцер (G.Politzer. " Revue depsychologie concrete", No 1, 2, 1929). 5 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.3, стр. 1. 6 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.3, стр. 18. 7 К.Макрс и Ф.Энгельс. Соч., т.3, стр. 25. 8 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3, стр. 423. 9 J.Watson. Psychology as the behaviorists views, in: " PsychologicalReview", 1913, v. 20. Еще раньше необходимость полного отказа отпсихологических понятий и терминов была провозглашена группой зоопсихологов(T.Beer, J. v. Uexull Vorschlage zu einer objektive Nomenklatur." Biologishes Zehtralblatt", 1899, Bd. XIX. 10 В.Вундт. Основания физиологической психологии. М., 1880, стр. 738. 11 P.Natorp. Eineleitung in die Psychologie. Berlin, 1888, S.14, 112. 12 См. Стаут. Аналитическая психология. М., 1920. 13 В нашей психологической литературе эта идея нашла свое оригинальноевыражение в опыте систематизации психологии, предложенным П.П.Блонским(П.П.Блонский. Психологические очерки. М., 1927). 14 См. С.Л.Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, стр. 308-330. 15 См. Г.Липпс. Пути психологии. Доклад на V Международномпсихологическом конгресе, 1905. 16 У. Джемс. Существует ли сознание? " Новые идеи в философии". Сб. No4. М., 1910. 17 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3, стр. 29. 18 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.23, стр. 192. 19 Там же, стр. 200. 20 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3, стр. 29. 21 22 К.Маркс и Ф.Энгельс. Из раннихъ произведений. М., 1956, стр. 594. 23 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3, стр. 29. 24 К.Маркс и Ф.Энгельс. Из ранних произведений, стр. 588. 25 См. К.Макрс и Ф.Энгельс. Соч., т.23, стр. 82. 26 К.Маркс и Ф.Энгельс. Из ранних произведений, стр. 592, 594. 27 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.3, стр. 24. 28 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.20, стр. 545. 29 См. К.Маркс и Ф.Энгельс Соч. т. 3, стр. 253. 30 В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.29, стр. 172. 31 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.46, ч.II, стр. 215. 32 См. А.Н.Леонтьев. Автоматизация и человек. " Психологическиеисследования", вып. 2. М., 1970, стр. 3-12. 33 См. В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.18, стр. 35, 52. 34 См. И.П.Павлов. Полн. собр. соч., т. III, кн.1 М.-Л., 1951, стр. 28. 35 См. Н.Винер. Кибернетика. М., 1968. 36 См. " Ленинская теория отражения и современная наука". М., 1967. 37 См. статью " Кибернетика". Философская энциклопедия, т.2. М., 1962. 38 В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 40. 39 Р.Декарт. РАссуждение о методе. С приложениями: Диоптрика. Метеоры.Геометрия. М., 1953, стр. 71; см. также стр. 72. 40 См. А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, В.П.Зинченко, А.Г.Рузская. Восприятиеи действие. М., 1967. 41 См. Л.А.Чистович, В.В.Алякринский, В.А.Абульян. Временные задержкипри повторении слышимой речи. " Вопросы психологии", 1960, No 1; Л.А.Чистович, Ю.А.Клаас, Р.О.Алексин. О значении имитации для распознаваниязвуковых последовательностей. " Вопросы психологии", 1961, No 5; см. такжеА.Н.Соколов. Внутренняя речь и мышление. М., 1968, стр. 150-157. 42 См. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Н.Леонтьев, О.В.Овчинникова. Анализсистемного строения восприятия. " Доклады АПН РСФСР". М., 1957-1959, сообщение I-VII. 43 См. В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.18, стр. 46. 44 См. В.С.Тюхтин. Отражение и информация. " Вопросы философии", 1967, No 3. 45 В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 145. 46 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Из ранних произведений, стр. 592. 47 См. А.Н.Леонтьев. О механизме чувственного отражения. " Вопросыпсихологии", 1959, No 2. 48 См. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.3, стр. 1. 49 См. Д.Н.Узнадзе. Психологические исследования. М., 1966, стр. 158. 50 С.Л.Рубинштейн. Бытие и сознание. М., 1957, стр. 226. 51 L.White. The Science of Culture. New York, 1949. 52 Упоминание им о том, что общество организовано на основе отношенийсобственности. служило иногда поводом относить Уайта якобы к сторонникамисторического материализма; правда, один из его апологетов оговаривается приэтом, что исторический материализм идет у него не от Маркса, а от " здравогосмысла", от идеи выживания (Business of living). - H.Barnes. Outstandingcontributions to Antropology, Culture, Culturologie and Cultural evolution.New York, 1960. 53 L.White. The Science of Culture, p. 181. 54 Н.Н.Ланге. Психологические исследования. Одесса, 1893. 55 См. Н.А.Бернштейн. Физиология движения. В кн.: Г.П.Конради, А.Д.Слоним, В.С.Фарфель. Физиология труда. М., 1934; Н.А.Бернштейн. Опостроении движений. М., 1947. 56 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3, стр. 25. 57 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.46, ч. I, стр. 25. 58 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3, стр. 19. 59 См. А.Н.Леонтьев. Проблемы развития психики. М., 1972. 60 И.М.Сеченов. Избранные произведения, т. I. М., 1952, стр. 581. 61 G.Allport. Patternand Grouwth in Personality. New York, 1961. 62 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 46, ч.I, стр. 26-31. 63 K.Levin. A.Dynamic Theory of Personality. New York, 1928. 64 См. С.Л.Рубинштейн. Проблемы психологии в трудах К.Маркса." Советская психотехника", 1934, No 7. 65 С.Л.Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, стр.40. 66 И.М.Сеченов. Избранные произведения, т. I, стр. 209. 67 I.B.Watson. The ways of the behaviorism. New York, 1928. 68 Пиаже. Роль действия в формировании мышления. " Вопросы психологии", 1965, No 6, стр. 33. 69 См. Ж.Пиаже. Избранные психологические труды. М., 1969. 70 См. П.Я.Гальперин. Развитие исследований по формированию умственныхдействий. " Психологическая наука в СССР". М., 1959, стр. 441-469. 71 См. Л.С.Выготский. Развитие высших психических функций. М., 1960, стр. 198-199. 72 Л.С.Выготский. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 54. 73 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.3, стр. 253. 74 См. А.Н.Леонтьев. Очерк развития психики. М., 1947. 75 Такое суженное понимание мотива как того предмета (вещественного илиидеального), который побуждает и направляет на себя деятельность, отличаетсяот общепринятого; но здесь не место вдаваться в полемику по этому вопросу. 76 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 23, стр. 189. 77 Гегель. Соч., т. IV. М., 1959, стр. 212-213. 78 См. А.Н.Леонтьев. Автоматизация и человек. " Психологическиеисследования", вып. 2. М., 1970, стр. 8-9. 79 См. Ю.Б.Гиппенрейтер, Г.Л. Пик. Фиксационный оптокинетическийнистагм как показатель участия зрения в движениях. В сб. " Исследованиезрительной деятельности человека". М., 1973; Гиппенрейтер Ю.Б., РомановВ.Я., Самсонов И.С. Метод выделения единиц деятельности. В сб. " Восприятие идеятельность". М., 1975. 80 См. С.Л.Рубинштейн. Бытие и сознание, стр. 219-221. 81 См., например, Ж.Пиаже. Характер объяснения в психологии ипсихофизиологический параллелизм. " Экспериментальная психология" под ред.П.Фресса и Ж.Пиаже, вып. I и II., 1966. 82 И.П.Павлов. Павловские среды, т.1. М., 1934, стр. 249-250. 83 И.П.Павлов. Павловские клинические среды, т. 1. М.-Л., 1954, стр.275. 84 См. В.П.Зинченко. О микроструктурном методе исследованияпознавательной деятельности. " Труды ВНИИТЭ", вып. 3. М., 1972. 85 См. А.Р.Лурия. Высшие корковые функции человека. М., 1969; Л.С.Цветкова. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972. 86 М.К.Мамардашвили. Анализ сознания в работах Маркса. " Вопросыфилософии", 1968, No 6, стр. 14. 87 См. " История марксистской диалектики". М., 1971, стр. 181-184. 88 С.Л.Рубинштейн. Бытие и сознание. М., 1957, стр. 34; В.А.Лекторский.Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазнойфилософии. М., 1965; А.В.Брушлинский. О некоторых методах моделирования впсихологии. В сб. " Методологические и теоретические проблемы психологии".М., 1969, стр. 148-254. 89 См. А.Н.Леонтьев. Образ и модель. " Вопросы психологии", 1970, No 2. 90 См. Э.В.Ильенков. Идеальное. " Философская энциклопедия", т.2. М., 1962. 91 В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 46. 92 См. Р.Грегори. Разумный Глаз. М., 1972. 93 А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец. Восстановление движения. М., 1945, стр.75. 94 M.Stratton. Some preliminary experiments in vision without inversionof the retinal image. " Psychological Review", 1897, No 4. 95 M.Gaffron. Perceptual experience: an analysis of its Relation to theexternal world through internal processings. " Psychology: A Study of aScience", vol. 4, 1963. 96 Jin. Looking en upside-down face. " Journal of ExperimentalPsychology", vol. 81 (1), 1969. 97 См. А.Д. Логвиненко, В.В.Столин. Восприятие в условиях инверсии полязрения. " Эргономика. Труды ВНИИТЭ", вып. 6. М., 1973. 98 Это дало основание ввести понятие " видимое поле" в отличие отпонятия " видимый мир". - J.J.Gibson. Perception of the visual world. Boston, 1950. 99 См. А.Д.Логвиненко. Инвертированное зрение и зрительный образ." Вопросы психологии", 1974, No 5. 100 См. А.Д.Логвиненко. Перцептивная деятельность при инверсиисетчаточного образа. В сб. " Восприятие и деятельность". М., 1975. 101 J.B.Foley. An experimental investigation of the visual field in theResus monkey. " Journal of gene Psychology", 1940, N 56. 102 Ph. Solomon, P/Kubzansky and oth. Physiological and Psychologicalaspects of sensory deprivation. - " Sensory deprivation". Cambridge, Mass., 1965. 103 См. А.Н.Мещеряков. Слепоглухонемые дети. М., 1974; Г.С.Гургенидзе иЭ.В.Ильенков. Выдающееся достижение советскйо науки. " Вопросы философии" б1975, No 6. 104 В данном контексте нет необходимости жестко различать понятия исловесные значения, логические операции и операции значения. - Прим. авт. 105 См. П.Я.Гальперин. Развитие исследований по формирвоанию умственныхдействий. " Психологическая наука в СССР", т. 1. М., 1959; его же. Психологиямышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сб." Исследования мышления в советскйо психологии". М., 1966. 106 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 17-48. 107 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.19, стр. 378. 108 Г.В.Лейбниц. Новые опыты о челвоеческом разуме. М.-Л., 1936, стр.88. 109 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.6, стр. 432. 110 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Из ранних произведений, стр. 594. 111 Это и послужило основанием для немецких авторов различать окружение(Umwelt) как то, что воспринимается животными, и мир (Welt), которыйоткрывается только сознанию человека. 112 См. И.П.Павлов. Полн. собр. соч., т. III, кн. 1, стр. 157. 113 См. " Вопросы психологии", 1971, No 4, 5; 1972, No 1, 2, 3, 4. 114 См. Е.В.Шорохова. Некоторые методологические вопросы психологии." Проблемы личности". Материалы симпозиума, т.I, М., 1969, стр. 29-30. Иначеставит этот вопрос С.Л.Рубинштейн: сделать, говорит он, личностный аспектединственным - значит закрыть себе путь для исследования закономерностейпсихической деятельности (см. С.Л.Рубинштейн. Проблемы общей психологии. М., 1973, стр. 248). 115 В современной психологии персоналистические взгляды развиваются вочень разных направлениях, включая социоантропологические (см., например, A.Maslow. Motivation and personality. New York, 1954). 116 См., например, Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания. Л., 1968. 117 H.Eysenck. Dimention of Personality. London, 1947. 118 R.B.Cattel. Personality. New York, 1950. 119 H.Eysenck. The Structure of Personaliti. London, 1960. 120 R.B.Cattel. Personaliti. 121 См. " Проблемы личности". Материалы симпозиума, т. I. М., 1969, стр.117. 122 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.19, стр. 204. 123 Теория двух факторов в этой, так сказать, обнаженной ее форме незаслужила бы внимания, если бы ей не приписывали иногда " диалектичности".Человек, читаем мы в уже цитированной книге, является диалектическимединством природного и общественного. " Все в нем, будучи производным двухфакторов (социального и биологического) должно нести печать их на себе, только одно в большей, а другое в меньшей степени, в зависимости отсодержания психического явления (" Проблемы личности". Материалы симпозиума, стр. 76-77). 124 M.Meed. Coming in Age Samoa. New York, 1963. 125 Y.W.Bagby. A.Cross-Cultural Predinance of Perseptual BinocularRivalry. " Journal of Abnormal and Social Psychology", vol. 54, 1957, p.331-344. 126 R.Linton. The Cultural Backgraund of Personality. New York, 1945. 127 G.Allport. Pattern and growth in Personality. New York, 1961. 128 P.Janet. L`evolution psychologique de la personnalite. Paris, 1929.G.Berger. Caractere et personnalite. PUF, 1959, p. 69-71. 129 K.Gunderson. Robot, Consciousnes and Programmed Behavior. " TheBritish Journal for Philosophy of Science", vol. 19, 1968, N2. 130 G.Allport. Pattern and Growth in Personality, p. 194. 131 G.Allport. Pattern and Growth in Personality, p. 194. В численаправлений, характеризующихся социологическим редукционизмом, указываетсоветскую психологию и Ж.Пиаже (" Экспериментальная психология". Под ред.П.Фресса и Ж.Пиаже. вып. I и II. М., 1966, стр. 172). 132 Принципиальная несовместимость буржуазно-психологических теорийличности с марксизмом весторонне освещена Л.Сэвом (см. его книгу " Марксизм итеория личности". М., 1972). 133 См. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. М., 1940, стр.515-516. 134 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 23, стр. 244; т. 46, ч. I, стр.505. 135 См. К.Маркс и Э.Энгельс. Соч., т. 23, стр. 50; т. 46, ч. I, стр.89; т. 46, ч. II, стр. 19. 136 См. Л. Сэв. Марксизм и теория личности. М., 1972, стр. 413. 137 С.Л.Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии, стр. 118. 138 В советской литературе достаточно полный обзор исследований мотивовприводится в книге П.М.Якобсона " Психологические пероблемы мотивацииповедения человека" (М., 1969). Последняя вышедшая книга, дающаясопоставительный анализ теорий мотивации, принадлежит К.Медсену (K.B.Madsen.Modern Theories of Motivation. Copenhagen, 1974).K.B.Madsen. Modern Theoriesof Motivation. Copenhagen, 1974). 139 См. А.Н.Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1972. 140 См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 26-29. 141 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 30. 142 L.Seve. Marxisme et theorie de la Personnalite. Paris, 1972, p. 49. 143 См. Л.И.Божович. Проблема развития мотивационной сферы ребенка, всб.: " Изучение мотивации поведения детей и подростков". М., 1972, стр.14-15. 144 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 28. 145 См. Э.Гельгорн, Дж. Луффборроу. Эмоции и эмоциональныерасстройства. М., 1966. 146 Сходное положение высказывается, в частности, П.Фрессом: "...Эмоциогенная ситуация, - пишет он, - не существует как таковая. Оназависит от отношения межуд мотивацией и возможностями субъекта". (P.Fraisse.Les emotions: " Traite de Psychologie experimentale", vol. V.PUF, 1965). 147 Это задано уже принципиальной структурой трудовой деятельности, которая реализует двойное отношение: к результату труда (его продукту) и кчеловеку (другим людям). 148 На различие между мотивами и стимулами указывают многие авторы, нопо другим основаниям; например, под мотивами разумеют внутренние побуждения, а под стимулами - внешние (см. А.Г.Здравомыслов, В.Н.Гожин, В.Я.Ядов.Человек и его работа. М., 1967, стр. 38). 149 См. Ф.В.Бассин. К развитию проблеым значения и смысла. " Вопросыпихологии", 1973, No 6. 150 A.Maslow. Motivation and Personality. New York, 1954. 151 См. А.Н.Леонтьев. Психологические основы дошкольной игры." Дошкольное воспитание", 1947, No 9; Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина.Развитие мотивов учения у советских школьников. " Известия Академиипедагогических наук РСФСР", вып. 36. М., 1951. 152 См. А.Н.Леонтьев. Проблемы развития психики. М., 1972, стр.368-378. 153 См. Э.Б.Эльконин. К проблеме периодизации психического развитиясоветского школьника. " Вопросы психологии", 1971, No 4. 154 См. В.И.Селиванов. Личность и воля. " Проблемы личности". Материалысимпозиума, стр. 425-433. 155 См. Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч., т. 54. М., 1935, стр. 31. 156 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3, стр. 253. 157 См. Ч.Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера.Автобиография. М., 1957, стр. 147-148. 158 J.Nuttin. La Structure de la personalite. Paris, 1925, p.234. 159 См. В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 16, стр. 40. 160 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.23, стр. 62. Last-modified: Sun, 19 Nov 2000 18: 35: 00 GMT

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.