Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи изучения исключительных по характеру детей.






Дети с дефектами характера, обще их характеризуя, это те, поведение которых выходит из обычных рамок, потому ли, что им свойственны странные выходки и поступки, потому ли, что они являются чрезмерно активными, ненормально взвинченными или, наоборот, недостаточно деятельными, замкнутыми; потому ли, наконец, что они слишком часто проявляют противообщественность. Такое поведение мы видим у детей выше и ниже среднего уровня умственного развития. Вспышки гнева, нервность, жестокость, повышенная чувствительность, ложь, стремление к уединению, бродяжничество, воровство, школьная малая успеваемость или полная неуспешность, негативизм, недисциплинированность — все это присуще ребенку с трудным, ненормальным характером, которому вследствие этого весьма затруднительно приспособляться к общественной жизни. Для того чтобы устанавливать подобные уклонения в личности ребенка, мы принуждены изучать исключительных по характеру детей. Изучать же их заставляют нас следующие важнейшие мотивы.

а) Необычное поведение часто служит показателем тех или иных серьезных расстройств, которые могут быть определены только путем тщательного исследования и изучения индивидуального ребенка. Большинство таких исследований обнаруживает социальные, психические или физические причины необычного поведения ребенка; устранение же причин создает возможность улучшения и исправления (коррекции) нервно-психического состояния ребенка.

б) Из ребенка с трудным характером разовьется в будущем взрослый с тяжелым для коллектива характером. Его искалеченные воля и эмоции могут быть направлены не в интересах общества. В некоторых же случаях человек С таким характером склонен к антисоциальным проступкам, в частности к общественному авантюризму и преступлениям против общества.

в) Еще один существенно важный мотив, на который указывал известный советский психиатр профессор В.А.Гиляровский: крайне важно точное уяснение сущности болезненных явлений в детском возрасте; еще важнее, чем для взрослых, — поскольку здесь чаще всего приходится встречать не вполне развитые формы заболеваний, а только зародыши будущих психозов и психопатий(СНОСКА: См.Гиляровский В. А. От изучения этиологии нервных душевных заболеваний у детей к реальной профилактической работе// Психопатология и психопрофилактика детского возраста.—М., 1929.— С. 149—165.).

г) Давно известно, что коррекция взрослых в чрезвычайной степени затруднительна и также поразительно редко бывает успешной.

д) Отсюда логически вытекает необходимость предупреждать проявление недостатков характера, а это возможно только с детьми.

Определение причин и способов их устранения требует специальных знаний и технических методов. Учреждение, которое берет на себя подобного рода изучение детства, должно иметь специальный персонал. Медико-педагогическая клиника Наркомпроса, например, являлась одним из центров СССР правильной организации изучения ребенка, а также опытным учреждением по рациональному лечебно-педагогическому воспитанию исключительных детей. Клиника располагала несколькими штатными психологами и экстернами(СНОСКА: Так в начале века называли в России нештатных врачей, бесплатно работавших в клиническом учреждении с целью прохождения практики. — Ред.), специалистами по применению социальных методов исследования, по изучению детей с точки зрения социально-экономических и бытовых факторов, влиявших на их развитие, специалистами по проведению метода объективного наблюдения, тестирования, по лабораторно-экспериментальному изучению и по исследованию естественным экспериментом.

Постановка такой работы осложнялась и делалась более ответственной еще и потому, что научные сотрудники клиники участвовали в осуществлении кардинальных принципов ее организации, т. е. синтеза изучения и воспитания; общей и лечебной педагогики; воспитания и обучения; индивидуальной и коллективной коррекции; комплексного и социально-методического обучения.

В функции врачей, работавших в клинике, также входило изучение детей со стороны их нервно-психического и физического здоровья и на этой основе построение лечебно-педагогического режима и медицинской коррекции.

На педагогов падало ведение по нашей программе дневников, составление характеристики поведения воспитанника и его школьной успеваемости; делали они это при систематическом инструктаже со стороны научных работников и под моим непосредственным руководством.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.