Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монтаж как технический прием






Кадр и кадрик

В практической работе по монтажу приняты два термина: «кадр» и «кадрик».

Кадрик — это отдельная клетка заснятой фильмы, представляющая собой фотографический снимок размером 19х25 см.

Обычно съемочный киноаппарат производит 16 таких снимков в секунду. Размер клетки (снимка) установлен Международным конгрессом кинопромышленников и принят в производстве всех стран.

52 таких кадрика составляют метр фильма.

При демонстрации обычно придерживаются скорости 20—24 кадрика в секунду, то есть несколько больше нормального съемочного темпа.

Таким образом, можно легко высчитать скорость прохождения любого отрезка фильма перед глазами зрителя при демонстрации на экране.

Например, отрезок в 1 метр при демонстрационном темпе 24 кадрика в секунду пройдет — 2 секунды. Отрезок же в 4 кадрика при том же демонстрационном темпе пройдет в долю секунды. Один кадрик промелькнет на экране в 1 долю секунды — время, конечно, недостаточное, для того чтобы неподготовленный глаз зрителя успел уловить его содержание.

Опыты, произведенные нами в этом отношении, подтвердили правильность сказанного. Содержание кадрика, помещённого между двух светлых чистых полос фильма, при демонстрировании было еще уловлено отдельными зрителями причем все они принадлежали к киноспециалистам, имеющим уже определенный зрительный навык. Содержание же кадрика, помещенного между двух полос игровой фильмы с разным содержанием, не улавливалось вовсе.

Это не значит, что нет вообще возможности пользоваться одним кадриком для достижения специальных монтажных эффектов. Но в таком случае необходимо под- готовить зрителя к восприятию содержания этого кадрика путем постепенного сокращения кусков с однородным содержанием, предшествующих нужному кадрику, и доведения их до минимального количества кадриков.

Пример такой подготовки можно видеть в фильме французского режиссера Абеля Ганса «Колесо» в монтаже эпизода бешеного ускорения скорости хода паровоза.

Однако следует помнить, что злоупотребление при монтаже такими приемами может привести к излишнему напряжению и утомлению глаз зрителя и вызвать у него раздражение.

Монтаж на подчеркнуто коротких кусках (по нескольку кадриков) принято называть «американским», что неправильно. Монтаж такого рода, скорее, следовало бы назвать «французским», так как именно французы (главным образом из группы так называемых «новаторов») стали применять его в своих картинах в погоне за зрелищным эффектом. Увлечение это, однако, к счастью для французов, проходит, и они мало-помалу отказываются от этого приема монтажа.

Но пример французов оказался заразительным. Не удержались от слепого подражания этому увлечению и некоторые из наших советских режиссеров, причем, если у французов короткий монтаж был прямым следствием общей формальной конструкции вещи, то этого нельзя сказать о работах наших режиссеров, эпизоды которых, произведенные на коротком мелькающем монтаже, обычно совершенно неожиданно и неоправданно вклинивались в общий ход действия и нарушали цельность впечатления получаемого зрителем от картины.

Короткий монтаж может и должен быть применяем в тех случаях, когда динамика задания этого требует- например, при показе молниеносных психологических процессов (мысль, воспоминание и т. п.).

В советской кинематографии, имеющей установку на показ бодрой динамики строительства современности, короткий монтаж должен найти свое применение, но при непременном условии предварительного сценарного его учета, а не путем насильственного кромсания монтажных кусков в процессе сборки картины.

Мы неоднократно упоминали о монтажных кусках, служащих основой монтажной работы. Эти куски, как было сказано, могут быть произвольной длины, от одного кадрика до нескольких метров. Каждый такой кусок содержит в себе отдельный момент действия, которое. будучи сопоставлено с действием, развивающимся в соседних кусках, дает картину определенного игрового момента или эпизода.

Такой кусок носит в монтаже наименование «монтажного кадра».

Обычно монтажный кадр заключает отрезок действия, снятый с одной точки (сама точка может передвигаться при условии сохранения непрерывности действия), одним объективом.

Планы

В съемочной практике всех стран принято деление монтажных кадров на так называемые планы. Планы являются результатом желания усилить и приблизить к зрителю тот или иной момент действия, подчеркнуть и довести до сознания отдельные переходы и оттенки (нюансы) игры актера, которые, будучи поданными слишком мелко, прошли бы незаметно.

В зависимости от приближения или отдаления актера от объектива съемочного аппарата, естественно, изменяются и приемы его игры. Если в отдалении от аппарата, попадая в поле кадрика всей своей фигурой, актер располагает всеми частями своего тела и может позволить себе даже весьма резкие движения и жесты, то, приблизившись к объективу, попадая в поле кадрика лишь частью своего тела, увеличенной при проекции на экране в несколько раз, актер принужден избегать всяких подчеркнутых (аффектированных) жестов и мимики.

В соответствии с изменениями условий и приемов игры актера в съемочной практике сегодняшнего дня принято деление планов на следующие градации:

Крупный план

Все поле кадрика занято головой актера, причем верхняя и нижняя границы кадрика режут» лицо актера от волос до подбородка. Здесь в распоряжении актера только лицевые «мимические» мускулы, пользование которыми должно быть весьма осторожно и экономно ввиду большого увеличения лица при проекции.

I план

В кадрике верхняя часть туловища актера по локти. При согнутых в локте руках — руки в кадрике. Актер получает возможность играть лицом (мимяка), головой и руками (жесты движения). Этот план наиболее употребителен и особенно излюблен американцами.

II план

В кадрике все туловище актера, срезанное по колени. Вытянутые вниз руки — в кадрике. Актер получает возможность свободно владеть туловищем и руками. Допустимы сравнительно резкие движения.

III план

Вся фигура актера в кадрике. Нижняя граница кадрика режет актера под ноги или (иногда) чуть выше туловища. Актер располагает всем своим телом. Ноги становятся «играющим элементом». В русской практике этот план часто называют «средним».

Общий план

В кадрик захватывается не только играющий актер, но и та обстановка, в которой он находится со всеми окружающими его предметами и людьми. Здесь актер должен все время учитывать свое положение в отношении партнеров и вещей. Он должен компоноваться в общем построении кадрика.

Широкий жест, динамика движений имеют здесь полное применение.

Этим, собственно, исчерпываются планы актерской игры. Следует указать, что в некоторых случаях переходы от плана к плану (границы срезки планов) не так четки, как указано, но все же всегда могут быть опознаны по приближению к тому или другому плану.

Кроме указанных, имеются еще два плана, стоящие несколько особняком.

Это так называемый дальний план - план, в создании которого главную роль играет уже не актер, а режиссер и оператор.

В силу весьма значительного уменьшения всех реальных величин, находящихся на большом расстоянии от объектива аппарата, при съемке дальним планом главную роль играет не индивидуальная игра того или иного актера, той или иной вещи, а взаимодействие всех находящихся в плоскости кадрика человеческих групп и предметов — их компоновка, их цветовая зависимость и т. П.

Актер здесь рассматривается лишь как красочное пятно, или, вернее, светотеневое пятно — один из элементов общей композиции кадра, оформляемого усилиями режиссера и оператора.

Вот почему в картинах и сценах, рассчитанных па выявление в качестве героя массы — коллективного актера, дальний план занимает преобладающее место. При этом сила воздействия таких картин (сцен) на зрителя находится в прямой зависимости от художественных способностей и мастерства не актера массы, а режиссера и оператора.

Другой план, собственно, не является планом в полном смысле этого слова. Это так называемая деталь.

Под деталью в монтаже принято понимать снимок части вместо целого или отдельный снимок какого-либо предмета, выделяемого из общей массы. Так, в отношении актера деталью будут снимки отдельных частей тела (руки, ноги, глаза, уши, рот). По отношению к общему оформлению кадра деталью будет отдельный снимок какой-либо из вещей обстановки и реквизита (стул, лампа, пепельница и т. д.). Снимок части вещи также будет деталью, причем в этом случае принято упоминать наименование вещи—например деталь стола, деталь лампы и т. д.

Деталь служит тем же целям, каким служит в печати выделение отдельных слов другим, более жирным шрифтом. Она задерживает внимание зрителя на какой- либо вещи или движении, как бы подчеркивает их, дает зрителю сосредоточить на нем свое внимание.

Приближение или отдаление (то есть укрупнение или уменьшение) детали по отношению к объекту зависит от той роли, которую предназначено ей сыграть в общем ходе действия, и от соображений художественного порядка.

Вот те элементы, из которых слагаются монтажные фразы.

Отбор материала

Ориентировочными признаками при отборе наивыгоднейщих монтажных кадров служат следующие:

1. Технические достоинства позитива фотографические эффекты, свет, проработка перспективы, ясность снимка и т. п.

2. Выразительность кадра — сила впечатления, ясность и удобопонимаемость кадра; последнее требование особенно важно, так как зачастую неправильная композиция внутрикадровых элементов делает кадр непонятным зрителю, а следовательно, мешающим легкому и точному восприятию зрителем картины.

3. Согласованность кадра с соседними по линии преемственности действия.

Преемственность кадров обязательна в следующих элементах:

а) Композиция действия — с тем расчетом, чтобы при переходе от кадра к кадру зритель мог совершенно свободно ориентироваться (разобраться) в пространственых взаимоотношениях величин на экране.

Характерным примером неправильного восприятия действия зрителем вследствие пренебрежения этим требованием может служить следующий: в одной из картин по ходу действия должна была быть показана охота на бегемотов В Центральной Африке, причем необходимо было показать зрителю всю опасность этой охоты.

Эпизод этот был смонтирован из кусков, снятых в различное время и в различных местах, — снимали отдельно бегемотов и отдельно охотников. При этом на экране куски эти проходили приблизительно в следующем порядке:

1) III план — бегемоты, купающиеся в реке.

2) III план — охотники у дерева.

З) Кр. план — морда бегемота.

4) Кр. план — лицо охотника.

5) III план — один из бегемотов.

6) III план — охотник стреляет.

7) Кр. план — лицо охотника.

8) Кр план — ревущая морда бегемота

9) III план — падающий бегемот.

Недоучет требований композиционной преемственности действия и отсутствие кадров общего плана, дающих зрителю возможность разбираться в пространственных измерениях, привели к тому, что зритель не ощутил «величины» бегемотов. Бегемоты казались маленькими, напоминающими домашних свиней, животными.

Впечатление опасности охоты исчезло, и желательной реакции не получилось.

б) Временная последовательность жеста и движения при переходе от кадра к кадру, с тем чтобы зритель получил впечатление непрерывности действия. Здесь особенно важно соблюдение плавности перехода от кадра к кадру (с плана на план). В противном случае неизбежны скачки (провалы), которые потребуют при монтаже заполнения или так называемыми перебивками, вставками, или надписями.

в) Ритмотемповая преемственность: малейшее расхождение в темпе действия соседних кадров может совершенно нарушить впечатление, получаемое зрителем, и часто вызвать противоположную реакцию. Этим последним явлением воспользовались в комедиях, чтобы неожиданным переходом от ускоренного действия к замедленному вызвать у зрителя реакцию смеха.

г) Преемственность световая — по линии светокомпозиции (светопись в кадре) и по линии проработки негатива и позитива (лабораторная работа). В первом случае важна преемственность светоэффектов; например, в сценах, где игра происходит при лампе или свече, необходимо сохранить эффект этого освещения при всех переходах с плана на план. Во втором случае следует подбирать куски так, чтобы они не слишком отличались по плотности, так как даже незначительные, но частые колебания яркости кадров на экране уже могут отразиться на утомляемости зрения.

Кроме этих общих ориентировочных признаков существует ряд других требований, вытекающих из того специального задания, которое стоит перед монтажером В каждом отдельном случае. Сюда относится выбор специальных ракурсов, эффектных кадров, деталей и т. п.

 

Приемы монтажа

Методы и приемы монтажа многообразны и текучи. В этом и заключаются художественные возможности, в нем за-ложенные. Именно это поднимает монтаж в область искусства.

Однако, как и в основе всякого другого творческого процесса, в основе монтажного творчества лежит ряд пер-вичных приемов, служащих фундаментом всех построений.

Эти основные приемы в монтаже можно свести к следующим:

Прием временного монтажа — действие развертывается рядом последовательных событий, соответственно их действительной последовательности во времени.

Этот прием следует считать родоначальником монтажа. На заре кинематографии, когда впервые пытались перейти от малометражных, безмонтажных, то есть снятых без перерыва на одном куске и с одной точки, картин к картинам более длинным, с более сложным сюжетом, единственным монтажным приемом был прием временной последовательности. Куски подклеивались один за другим в порядке развития действия во времени.

Там же, где режиссер по тем или иным причинам не заснять необходимого куска, ставилась надпись, вкратце сообщавшая зрителю о том, что произошло в промежутке между двумя отрывками действия.

Такова была первоначальная форма монтажа.

С течением времени стали выделяться дальнейшие формы монтажных построений.

Прежде всего —прием параллельного монтажа. Вскоре поняли, что можно показать зрителю два одновременно происходящих в разных местах события, причем совпадение их по времени будет воспринято зрителем, если куски действия, происходящего. в одном месте, чередовать в известной последовательности с кусками действия, происходящего в другом месте.

Эта новая форма монтажа сразу же дала кинематографу огромное преимущество перед другими искусствами, и до сих пор применение этого приема дает кинематографисту целый ряд художественных возможностей.

Развитие этого приема дало возможность построений. - ассоциативного порядка. Аналогии и контрасты, сходство и различие внезапно поставленных друг за другом явлений в их самом ярком выражении дали эффекты, необычайные по силе своего воздействия...

Приемы временного и параллельного монтажа породили третий прием, использование которого. в самых широких размерах до сих пор дает неограниченные возможности, — прием параллельно-ассоциативного монтажа.

Чередование кусков действия различных по времени и месту, но связанных общей мыслью идеей или целью вызывает у зрителя ассоциативное восприятие параллельно монтируемых событий.

Прием параллельного монтажа впервые был использован в картине американского режиссёра Дэвида Гриффита «Нетерпимость», заключительные части которой, построенные по этому принципу, достигли необычайного впечатления ассоциативным сопоставлением событий четырех эпох.

Этот прием приобретает еще большую силу, если монтируемые события совпадают по времени, не совпадая по месту, или, наоборот, совпадают по месту, но значительно разнятся по времени.

Конечно, приемы монтажных построений далеко не исчерпываются тремя, но все же следует отметить, что многообразие этих приемов берет истоки из указанных основных форм и является лишь тем или иным художественным вариантом их применения.

Кадросцепление

По окончании тематической сборки заснятого материала вся полученная лента, как было уже сказано, просматривается монтажёром с целью разработки окончательного монтажного плана.

Определив соответственно кривым монтажного построении роль, место и значение каждого игрового момента и наметив временное протяжение (метраж) каждого куска(причем должны быть приняты во внимание данные, характеризующие кусок), монтажер приступает к подрезке и сцеплению отдельных монтажных кадров.

Если монтажер (режиссер) не ставит себе специальных задач, основанных на контрастном соединении игровых моментов, на преднамеренном разрыве зрительного восприятия, то соединение монтажных кусков моментов актерского действия должно быть проведено таким образом, чтобы зритель не замечал переходов с плана на план, от кадра к кадру и воспринимал действие как непрерывно развивающееся.

Здесь задача монтажера заключается в точной пригонке соседних кадров.

Наиболее плавное соединение кадров актерского действия достигается путём приема сцепления монтажных кусков на моменте движения. В этом случае жест (движение) актера, начатый в одном кадре, должен закончиться в следующем. Совпадение (преемственность) жеста достигается тщательным сличением соответствующих кадриков, соединяемых кусков и постепенной подрезкой лишних кадриков

Полученный таким образом игровой момент будет воспринят зрителем плавно, как единое действие.

Пример:

Кадр 1. Общий план

Два спорящих человека стоят друг против друга и ожесточенно жестикулируют. Один из них размахивается с целью дать другому пощечину.

Кадр 2. I план

Один из спорящих. В кадрик входит рука противника и дает пощечину.

Кадр 3. III план

Оба спорщика. Рука давшего пощечину опускается.

В этом примере кадр № 2 может быть заменен другим:

II план

Оба спорщика. Движение размаха одного из них, начатое на общем плане, продолжается на II плане. Пощечина.

При сцеплении кадров разнородного действия (монтаж диалогов, вставка деталей, перенос действия при ассоциативном и параллельном монтаже и т. п.) монтажер должен следить за тем, чтобы внутрикадровое действие каждого монтажного куска было закончено (доиграно) и только после этого может быть совершен переход к следующему монтажному куску.

Обычно при завершении монтажного эпизода, сцены или фразы и переходе к новому эпизоду (или фразе) принято давать так называемый «переход»

Переходом могут служить специально заснятые концевые и начальные кадры с постепенным затемнением и высветлением действия (излюбленный американцами прием) или кадры, заканчивающиеся суживающейся диафрагмой, а начинающиеся из раскрывающейся диафрагмы. В случае отсутствия таких специально заснятых кадров или в случае нежелания прибегнуть к их помощи для отделения одной сцены от другой используются переходные эпизоды или кадры, которые включают в промежуток между двумя эпизодами. В этом случае необходимо, чтобы вставной эпизод (кадр) ярко отличался от разделяемых сцен как местом действия, так и действующими лицами.

В некоторых чаях можно прибегнуть к искусственному изготовлению затемнёния, не учтенного при съемке. Такое искусственное затемнение делается лабораторным путем в процессе печатания позитива.

К этому приему монтажеру приходится прибегать в связи с необходимостью закончить действие на кадре, который не был предназначен для концовки (концовой кадр) или даже вовсе не был заснят.

Например, монтажер какой-либо картины, найдя в одном из крупных планов актрисы кадрик, подходящий по замыслу, размножил его, то есть отпечатал на нескольких метрах пленки, причем конец куска постепенно затемнялся. Желаемый эффект был достигнут.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.