Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ по ТЛ и ПЧД






Тема: Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников (Активизация познавательной деятельности на уроках внеклассного чтения)

 

У маленьких школьников самым главным стимулом, побуж­дающим с удовольствием ходить в школу, является личность учителя. Родители за ручку привели маленького человечка в школу. Теперь мы, учителя, должны стать ему надежным дру­гом, который будет поддерживать и направлять, чтобы он не сбился с верной дороги. Мы должны постараться сделать так, чтобы поддерживать в своих учениках любознательность и по­знавательный интерес. Требования, предъявляемые к современ­ной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, со­держания и технологий обучения.

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развива­лась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обу­чения учащиеся должны не только овладеть знаниями, умения­ми и навыками, но и развивать свои познавательные способно­сти и творческие силы.

Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занима­ли такие формы занятий, которые обеспечивают активное уча­стие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Одним из способов решения этих задач являет­ся правильная организация деятельности учащихся в системе внеклассного чтения.

Раньше казалось, что если ребенок до школы полюбит чтение и книги, то они будут интересовать его и в дальней­шей жизни. Ну а если нет, то, увы, как ни старайся чуда не произойдет.

Теория формирования читательской самостоятельности Н.Н. Светловской

1. Опирается на объективные законы формирования читателя («Закон знания книг», «Закон формирования основ чита­тельской культуры», «Закон провоциро­вания обучением нежелания читать»),

2. Имеет определенные и. весьма значи­мые исторические корни (К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров -XIX в.).

Чтение - это трудная и кропотливая работа. Справиться со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок литературного чтения. На нем чи­тают, пересказывают, отвечают на вопросы. Я убеждена, что усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений - задача уроков внеклассного чтения.

Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде все­го домашнее, а также чтение вне учебника, что не менее значи­мо для введения юного читателя в огромный мир художествен­ной и научно-популярной литературы. Провести связующую нить между изучением программного материала учебника и ми­ром книг можно как раз через внеклассное чтение. Именно эти уроки могут способствовать развитию личности учащихся. Не секрет, что в современном обществе в условиях засилья телеви­дения и компьютеризации интерес к чтению заметно понизился.

Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должно базироваться на первостепенной цели, отвечающей на вопрос: для чего нужен в школе этот предмет?

 

 

ЦЕЛИ ЗАДАЧИ
1. Формировать грамотного читателя, владеющего проч­ными навыками чтения 1. Проводить работу над со­вершенствованием техники чтения и приемов понимания прочитанного
2. Формировать грамотного читателя, то есть такого чело­века, у которого есть стойкая привычка к чтению, а также подготовленного к самостоя­тельному использованию книги в дальнейшем обучении 1. Непрерывно знакомить с широким кругом разных детских книг и учить в них ори­ентироваться. 2. Обеспечить учеников зна­нием доступного круга книг

Целью является формирование грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, а также подго­товленного к самостоятельному использованию книги в даль­нейшем обучении.

Так зачем же ребенку внеклассное чтение? Для введения в мир книг, но самое главное - для того, чтобы ему было интересно.

Для достижения поставленной цели в процессе работы фор­мируется система, в которой внеклассное чтение выступает в единстве с литературным чтением и дополняет его.

Ни у кого не может быть сомнений в Том, что научиться и при­выкнуть по собственному побуждению обращаться в мир книг и читать книги без книг нельзя, как невозможно научиться играть на инструменте без инструмента, кататься на коньках без коньков, шить без иголки и так далее. Поэтому важным является правиль­ный выбор книг. Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, я учиты­вала следующие принципы: объем, текстовую доступность, актуальность произведения для ребят и для себя, а также связь с содержанием изучаемых произведений по литературе.

Чтобы читать книги осмысленно и с пользой, и ребенок, и учитель должны четко представлять цель чтения; в соответст­вии с поставленной релью осуществлять умелый выбор нужной книги и, выбрав книгу, читать ее по всем правилам в соответст­вии со спецификой ее содержания и формы.

Этапы формирования читателя:

• подготовительный - 1 класс;

• начальный - 2 класс;
• основной - 3 класс;

• заключительный - 4 класс.

На подготовительном этапе (1класс) внеклассного чтения главная задача - заинтересовать всех без исключения первокласс­ников детскими книгами, приучить детей думать над книгой. Важ­но формировать умение слушать книгу, видеть связь содержания с внешними приметами книги: фамилией автора, заглавием и иллю­страциями; умение целенаправленно отбирать книги по заданной теме, различать их по жанровой принадлежности. Для формирова­ния специальных читательских умений можно предложить детям метод наглядного моделирования через введение системы замести­телей для жанров, тем, героев, а также составление схематичных планов.

Например, работая над произведением В. А. Осеевой «Доб­рая хозяюшка», дети моделируют обложку, определив сначала жанр и тему произведения. В данном случае: это сказка, поэтому в центре обложки - круг; о детях, поэтому - желтый цвет.

Также составляют план - схему. Для этого вводят заместителей героев, обозначая их начальными буквами (девочка – Д., петушок - П. и так далее). Например:

 

В дальнейшем для формирования умения соотносить обложку книги с ее моделью можно предложить, например, внима­тельно рассмотрев модели, назвать, что у них общего (жанр - сказка), в чем различие (в теме).

Желтый - сказка о детях:

B. А. Осеева «Добрая хозяюшка»;

C. А. Могилевская «Сказка о громком барабане».

Голубой - сказка о волшебстве и приключениях:

Ш. Перро «Красная Шапочка»;

Братья Гримм «Горшок каши».

Коричневый - сказка о животных:

В. Д. Берестов «Аист и соловей»;

В. Г. Сутеев «Мышонок и карандаш».

Затем можно предложить детям соотнести книги с моделями обложек или вспомнить произведения, которые соответствуют данному жанру и теме.

В 1 классе на уроках внеклассного чтения уделяется много внимания рассматриванию книги. Метод чтения - рассматри­вание - ведущий во внеклассном чтении. Он помогает детям непроизвольно и надолго запоминать книги, к которым они об­ращались. Проверить данное умение можно, например, при по­мощи контрольной работы, представленной в Приложении 1.

Приложение 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.