Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповые тактические действия






К обучению и совершенствованию групповых тактических действий приступают постепенно по мере освоения технических приемов и индивидуальных тактических действий.

Рекомендуется соблюдать такую последовательность обучения:

ü без противника;

ü с пассивным противником;

ü с активным противником;

ü игровые упражнения, выполняемые в условиях, приближенных к соревновательным;

ü двусторонние контрольные и товарищеские игры.

Задания выполняются в парах, тройках и других сочетаниях. Особое внимание обращается на установление прочных взаимодействий, взаимопонимание игроков в линиях защиты и нападения.

Начальное обучение групповым тактическим действиям проводится в облегченных условиях с постепенным их усложнением. Усложнение внешних условий можно проводить, изменяя общее время тренировки, размеры игровой площадки и объем выполняемых упражнений. Овладев той или иной тактической комбинацией, целесообразно уменьшить время на ее выполнение. Это усложняет не только ориентировку в пространстве, но и оценку игровых ситуаций. Выполнение тактических действий постепенно усложняется и путем моделирования действий, активного, соперника.

В дальнейшем совершенствование групповых тактических действий происходит в условиях, приближенных к соревновательным. Одновременно с разучиванием и совершенствованием групповых тактических действий наигрываются различные варианты выполнения стандартных положений.

Командные тактические действия.

Обучение и совершенствование юными спортсменами командных тактических действий, связано с выполнением игроками определенных функций в избранных игровых системах и способах ведения игры.

Основным средством тактической подготовки являются учебные двусторонние игры, во время которых разучиваются индивидуальные функции игроков и порядок их взаимодействия в рамках принятой командой тактической системы игры. Осваиваются принципы перехода от атаки к обороне и, наоборот, подбираются и разучиваются соответствующие данной системе игры комбинации для отдельных звеньев и линий команды, как в атаке, так и в обороне. При переходе на новую систему игры пересматривается арсенал технических приемов, тактических схем и взаимодействие игроков.

В тренировочной игре особое внимание необходимо уделять осознанию игроком собственных действий в каждой тактической комбинации. С этой целью игрокам целесообразно давать конкретные задания на каждую учебно-тренировочную игру, разобрав их предварительно на специальном макете. Эта работа проводится на теоретических занятиях, при анализе учебных игр и установках на конкретную игру. При этом спортсмены должны охарактеризовать свои действия, отметить сильные и слабые стороны в своей игре и тактические действия всей команды. Иначе говоря, практическая и теоретическая части тактической подготовки своим содержанием должны обеспечить непрерывность учебного процесса.

В ходе учебной игры необходимо указывать на правильно выполненные приемы и комбинации, а также на ошибки. Игра останавливается только в том случае, когда нужно сделать общие указания игрокам или повторить тактическую схему.

Для успешного развития творческой инициативы игроков рекомендуется оставлять какую-то часть тактической задачи для самостоятельного ее решения.

Таким образом, резюмируя сказанное, можно выделить основные направления тактической подготовки:

· постоянное внимание развитию специальных способностей и качеств;

· определение рациональной последовательности изучения тактических приемов, их сочетание и чередование;

· совершенствование умений реализовывать качества и способности (тактического характера) в процессе выполнения технических приемов;

· формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам;

· определение и применение рациональной последовательности изучения тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и защите с учетом последовательности изучения технических приемов в нападении и защите;

· совершенствование навыков тактических действий в процессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической подготовки с технической, система заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и соревнованиях).

На этом основаны задачи тактической подготовки:

1. Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры (развитие необходимых способностей и качеств).

2. Формировать тактические умения в процессе обучения приемам игры (технике).

3. Обеспечить высокую степень надежности приемов игры при выполнении тактических действий.

4. Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите.

5. Изучать команды соперника, их технический арсенал, тактическую и волевую подготовленность.

6. Изучать передовую тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных команд.

 

2.6. Основы методики

построения тренировочного процесса

Формирование специальных двигательных навыков в спортивных играх начинается с общей физической подготовки с элементами упрощенных технических приемов, которая включается в учебно-тренировочный процесс во все периоды обучения и тренировки. Значение общей и специальной физической подготовки для достижения высоких спортивных результатов виграх, бесспорно, велико. Она служит основой, на которой формируются технические и тактические навыки, многоразовые повторения технических элементов и тактических приемов в свою очередь повышают уровень физической и специальной физической подготовки.

Внимание подростков малоустойчиво и легко переключается с одного вида деятельности на другой, поэтому в подростковом возрасте (11-15 лет) изучение отдельных технических приемов игры не должно быть длительным. Технику и тактику школьники будут лучше осваивать в эстафетах и подвижных играх состоящих или включающих элементы техники и тактики игры; в игровых упражнениях в односторонних и двусторонних играх.

При обучении техническим элементам игры путем объяснения и показа необходимо создать у занимающихся правильное представление об изучаемом техническом приеме. Показ должен быть образцовым. Объяснение должно быть кратким и понятным для всех.

Успех обучения и подготовки в школьном спортивном коллективе (секции) во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений, которые по своей структуре должны быть близки к техническому приему, а по сложности – соответствовать силам и возможностям начинающих игроков.

Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед школьниками такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.

Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На этапе начальной специализации школьники должны научиться выполнять любые функции в команде.

Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в ворота или корзину с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того как игроки овладеют этим комплексом навыков и умений и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.

При подготовке игроков особое внимание нужно уделять работе с высокорослыми юношами и девушками. Следует учитывать их особенности, связанные со склонностью девушек к более выраженному приросту массы тела, с быстрым утомлением внимания при физической нагрузке и недостаточным уровнем физической работоспособности.

Выбор вратаря лучше всего осуществлять, просматривая игру гандболистов в воротах всех занимающихся. Специализацию вратаря следует начинать со второго года обучения в команде.

В работе школьных групп предусматривается поэтапное и годовое тестирование подготовленности школьников в избранной специализации спортивных игр.

Индивидуализация подготовки в спортивных играх у детей и подростков осуществляется с учетов основных критериев специализации (гандбол, баскетбол, волейбол) по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. Для успешного совершенствования соревновательной деятельности подготовку в спортивных играх необходимо вести в условиях перспективного опережения формирования спортивно-технического мастерства, что предусматривает овладение умениями и навыками в режиме будущего игрока.

Специфика соревновательной деятельности во многом определяет направление и содержание многолетней подготовки школьников (принципы, средства, методы, моделирование процесса тренировки, отбор, оценка тренированности, контроль за текущим состоянием и др.)

Следует пользоваться специальным, пригодным для определенного возраста инвентарем и оборудованием, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать игрока на другой темп, ритм и быстроту движений.

Это позволит вести совершенствование приемов и действий с первых шагов обучения в режиме, близком к соревновательному.


3.1. Современное представление об игре и основные правила гандбола

Гандбол – это коллективная спортивная игра, которая проводится на ровной площадке между двумя командами. Сущность игры состоит в том, что игроки одной команды, передвигаясь по площадке и передавая друг другу руками мяч, стремятся преодолеть оборону противника и как можно большее число раз забросить мяч в ворота команды соперников.

Игра протекает в сложной динамической обстановке, где различают взаимодействие команды, перешедшей от защиты в нападение, и команды, организовавшей защиту своих ворот.

Во время атаки игроки должны уметь преодолевать сопротивление противника, выбирать на площадке правильную позицию для завершения комбинации, сильно и точно производить броски мяча по воротам.

При обороне игрокам необходимо организовать сопротивление нападающей команде, т.е. занять такую позицию, которая позволяла бы перехватывать мяч и препятствовала бы свободно производить броски по воротам.

Основу игры составляют:

· бег, характеризующийся короткими, стремительными рывками с частым изменением направления, резкими остановками и поворотами;

· прыжки с одной и двух ног, которые применяются при передачах, ловле и бросках и при защите ворот;

· передача мяча одной и двумя руками на месте, в движении и в прыжке;

· ловля мяча, летящего высоко, низко и на средней высоте;

· броски мяча по воротам с различных позиций, с опорного и без опорного положения;

· заслоны и обманные действия с мячом и без мяча.

Перечисленные приемы игры выполняются в различных сочетаниях и требуют от занимающихся хорошей физической подготовленности, умения координировать и мобилизовать свои действия, быстро ориентироваться в создавшейся ситуации и мгновенно принимать решения для выполнения необходимых приемов.

Для занятий и проведения соревнований по гандболу среди школьников можно приспособить любую ровную площадку размером 40x20 м, оборудовать которую совсем нетрудно (рис.3).

 

 

Рис.3. Схема гандбольной площадки

 

Продольные линии, ограничивающие площадку, называются боковыми, а поперечные – лицевыми. Ширина линий разметки 5 см, а ширина линии ворот, проходящая между стойками (штангами) – 8 см.

На середине лицевой линии устанавливаются ворота высотой 2 м и шириной 3 м по внутреннему измерению. Стойки и перекладина должны быть деревянными и иметь квадратное сечение 8x8 см, выкрашиваются они в черно - белый цвет поперечными полосами. К воротам прикрепляются свободно висящие веревочные сетки (рис.4.)

 

 

Рис. 4. Конструкция и размеры ворот

 

На площадке играют 7 человек. Вратарь и шесть полевых игроков, выполняющих роль защитников и нападающих. Кроме них имеются запасной вратарь и 4-6 полевых игроков (оговаривается Положением о соревнованиях). Замены игроков во время игры не ограничены.

Продолжительность игры в гандбол для школьников варьируется Положением о соревнованиях в пределах от 20 до 60 мин. (2x10; 2x15; 2x20 и т.д.), для девушек 16-18 лет и юношей 15-16 лет - 50 мин (2x25). Перерыв между двумя половинами игры- 10 мин.

Игра начинается по свистку судьи с центра поля передачей мяча игроком команды, получившей право на начало игры.

Игроку разрешается держать мяч не более 3 сек. Игроку с мячом в руках можно делать не более 3 шагов. Допускается многократное ведение мяча попеременно правой и левой рукой.

При нарушении правил игры спортсмены всегда наказываются. Одним из серьезных наказаний является семиметровый штрафной бросок. Он назначается: за грубую игру на своей половине поля при явной возможности взятия ворот; если игрок умышленно передает мяч своему вратарю и тот касается мяча, находясь в площади ворот и др.

Игрок, выполняющий семиметровый штрафной бросок, не имеет права переступать линию броска раньше, чем мяч отделится от его руки.

За нарушение правил игры назначается также и свободный бросок. Его производят с места нарушения, но не ближе 3 м от линии площади вратаря. Когда последовало предупреждение или удаление игрока делается это по свистку судьи, в других случаях свободный бросок выполняется без свистка судьи. Мяч, заброшенный в ворота со свободного броска, засчитывается.

За неспортивное поведение, систематическую грубую игру предусмотрены предупреждения, удаления на 2 мин и дисквалификация игрока до конца игры.

В площади вратаря должен играть только вратарь. Ему разрешается защищать ворота любым способом. Он может выходить за пределы вратарской площадки без мяча, в этом случае он подчиняется правилам полевых игроков.

Мяч считается вне игры, если он находится за пределами площадки. Мяч вышедший за боковую линию, вводится с боковой линии (нога на линии), мяч заброшенный с боковой линии в ворота засчитывается.

Мяч, вышедший за лицевую линию от соперника, вводится в игру вратарем. Если мяч вышел за лицевую линию от защитника, назначается угловой бросок, который вводится в игру с точки пересечения боковой и лицевой линий.

Спорный бросок назначается в том случае, если игроки противоположных команд одновременно совершили ошибку или игра по какой-либо причине была прекращена. Спорный бросок выполняется без свистка подбрасыванием мяча между игроками.

Мяч считается заброшенным в ворота, если он полностью по земле или по воздуху пересек линию ворот.

Юные гандболисты 9 — 11 лет играют два тайма по 15 минут, 12—13-летние — по 20 минут, причем в первом тайме дети играют, применяя персональную систему защиты, а во втором — по усмотрению тренера. Продолжительность игры для 14 — 15-летних гандболистов — 2х25 мин (10 минут первого тайма — персо­нальная система защиты, последующие 15 — зонная 3: 3, второй тайм — по усмотрению тренера). Спортсмены более старших возрастов играют 2х30 минут.

 

3.2. Техника нападения

 

По характеру игровой деятельности технику делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря. По направленности деятельности в каждом из разделов можно выделить разделы «Техника нападения» и «Техника защиты».

В технике нападения, выделяют группы перемещения и владения мячом, а в технике защиты, перемещения и противодействия владению мячом. Каждая из групп, включает приемы игры, которые, в свою очередь, выполняются несколькими способами. В характеристику способов выполнения приема входят следующие признаки:

· одну или две конечности игрок использует при выполнении приема;

· положение кисти с мячом относительно плечевого сустава (сверху, сбоку, снизу);

· способ разгона мяча (толчком, хлестом, ударом).

Способы выполнения приема имеют некоторые особенности в деталях системы движения. Еще более многообразной делают технику условия выполнения приема, в характеристику которых входят расстояние, отношение к опоре, направление, способ разгона и пр.

В каждом приеме игры можно выделить фазы: подготовительную, основную и заключительную. Они отличаются конкретными особенностями элементов движений и частными двигательными задачами.

В подготовительной фазе движения спортсмен обеспечивает оптимальное исходное положение для реализации основной двигательной задачи.

В основной фазе приема осуществляется главная двигательная задача.

Заключительная фаза обеспечивает игроку готовность к дальнейшему участию в игре.

Каждая фаза содержит несколько элементов – суставных движений. Все элементы при выполнении приема взаимосвязаны, поэтому для изменения результата иногда достаточно изменить опреде­ленный элемент в начале двигательного действия.

Взаимное расположение звеньев тела в момент смены фаз называется граничной позой. Граничные позы служат ориентиром для контроля за техникой выполнения приема.

 

 

 

Рис.5. Классификация техники нападения


3.2.1. Техника полевого игрока

В процессе игры в нападении гандболист применяет определенные приемы (рис. 5). Участие в игре обязывает спортсмена быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча. Эта готовность отражается в позе игрока, которую принято называть стойкой. Основная стойка гандболиста – это положение на слегка согнутых ногах, руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом для ловли мяча, спина прямая, плечи расслаблены. Этой стойкой пользуются игроки, разыгрывая мяч. Стойка вратаря отличается тем, что руки, разведены в стороны и незначительно согнуты в локтевых суставах, спина круглая. Основная стойка игрока позволяет эффективно выполнить необходимое для игры действие.

Перемещения.

Для перемещения по площадке гандболист использует ходьбу, бег, прыжки. С помощью этих приемов игрок освобождается от опеки защитников, выбирает место для взаимодействия с партнерами.

Ходьба обычная и приставными шагами применяется гандболистом для смены позиции. Передвигаются игроки спиной, лицом и боком вперед.

Бег – основное средство перемещения игрока. Для выполнения приемов с мячом необходимо усвоить такой бег, когда руки совершают движения независимо от темпа и ритма работы ног.

Для изменения направления бега гандболист выставляет ногу, разноименную направлению поворота, слегка повернутую стопой внутрь. Отталкиваясь от опоры стопой, он делает поворот.

Препятствия, неожиданно возникшие на пути, игрок преодолевает, передвигаясь зигзагом. Для этого перед препятствием гандболист делает шаг в сторону, а затем продолжает бег в первона­чальном направлении. Если на пути нападающего встал защитник, который среагировал на этот шаг, то нападающий тут же возвра­щается в исходное положение и продолжает бег (рис.6.).

 

 

 

Рис.6. Бег зигзагом

 

Остановка. В связи с постоянно меняющейся ситуацией на площадке гандболисту приходится внезапно останавливаться. Остановка производится торможением одной и двумя ногами.

Для остановки «одной ногой» гандболист резко наклоняет туловище назад, выполняет стопорящий шаг (выставляя ногу вперед стопой, развернутой внутрь, и, поворачиваясь боком к направлению движения, другую ногу сильно сгибает. Торможению и остановке «двумя ногами» предшествует прыжок.

Приземлившись на две ноги прыжком, ноги в широком шаге, игрок останавливается и изменяет направление движения. При этом туловищ наклоняется назад, в воздухе производится поворот на 45-90°. При приземлении необходимо сильно согнуть ноги, чтобы обеспечить себе возможность продолжить бег в любом направлении.

Прыжки применяются гандболистом при ловле высоко и далеко летящих мячей, при передаче мяча, броске в ворота. Осуществить прыжок можно, отталкиваясь одной или двумя ногами. Отталкивание двумя ногами производится с места, а одной – с разбега. Приземление при всех способах должно быть мягким, без потери равновесия, что достигается амортизирующим движением расставленных ног.

Держание мяча в гандболе осуществляется двумя руками и одной. При ловле мяча после ведения его, при подготовке к передаче или броску игроку необходимо держать мяч двумя руками, охватывая его кистями. Пальцы широко расставлены, ладони развернуты вовнутрь, большие пальцы сведены, мяч перед грудью (рис. 7).

Рис. 7.
Выполняя передачи, финты с мячом, броски мяча по воротам, игрок держит мяч одной рукой. В зависимости от размеров кисти мяч можно держать захватом и сбалансированным способом. Для удержания мяча захватом необходимо после ловли переложить его в одну руку и охватить широко расставленными пальцами. Это дает возможность производить с мячом различные имитационные движения, ложные замахи на передачу или бросок и тем самым неожиданно для соперника выполнять различные технические приемы.

При удержании мяча сбалансированным способом игрок свободно кладет его на ладонь и придерживает пальцами. Такой способ применяют при быстрых передачах и бросках без предварительной подготовки. Однако в этом случае затрудняется выполнение различных обманных имитационных движений. Держанию мяча двумя и одной рукой обучают параллельно с приемами ловли, передачи и бросков мяча.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.