Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение тактическим действиям






Обучение тактическим действиям не может быть обособленно, поскольку практически технико-тактическая подготовка является, взаимосвязанным и взаимообусловленным процессом в спортивных играх. На разных этапах обучения и совершенствования соотношение этих разделов подготовки разное, но не как не обособленное. Обучение основным техническим приемом тесно связано с индивидуальными тактическими действиями, поскольку применение того или иного технического приема связано с решением игрока: какое действие, каким способом и в каком направлении выполнить в этой игровой ситуации, т.е. является индивидуальным тактическим действием.

Групповые тактические действия, продукт логической интеграции индивидуальных тактических элементов, а командная тактика подразумевает наличие комплекса стратегически взаимосвязанных индивидуальных и групповых тактических действий команды. Эта взаимосвязь и взаимозависимость и лежит в основе технологических подходов при технико-тактической подготовке игроков команд школьников.

Важнейшими задачами при обучении юных спортсменов тактическим действиям являются: развитие умения концентрировать внимание, способности ориентироваться в игровых ситуациях; обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям; ознакомление с основными системами ведения игр.

В тактической подготовке можно выделить основные методические взаимосвязанные этапы.

1. Создание предпосылок для успешного обучения тактике
игры. Развитие у спортсменов тактического мышления, быстроты реакций, ориентировки на площадке, сообразительности, творческой инициативы и способности вероятностного прогнозирования при решении различных двигательных задач.

2. Обучение занимающихся индивидуальным действиям и взаимодействиям с партнерами в нападении и защите, обучение командным действиям.

3. Формирование у игроков умения эффективно использовать отдельные технические элементы и тактические приемы в зависимости от своих возможностей, особенностей игры противника и внешних условий.

4. Развитие у игроков способностей гибко и быстро переключаться с одних систем и вариантов командных действий в нападении и защите на другие.

Необходимо отметить, что если две первые задачи в основном относятся к начальному периоду овладения тактикой, то последующие решаются на протяжении всего периода обучения спортсмена.

К средствам тактической подготовки относятся:

· подготовительные упражнения, направленные на развитие быстроты реакции, ориентировки, скорости переключения с одних движений или действий на другие;

· подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты;

· упражнения по тактике (индивидуальные, групповые и командные);

· двусторонние игры (с заданиями);

· контрольные игры и соревнования.

Методы тактической подготовки аналогичны методам технической подготовки с учетом специфики тактики.

На занятиях в упрощенных условиях сложные тактические действия делят на составляющие, применяют сигналы, ориентиры. Усложняют условия с помощью специальных технических устройств. При закреплении изученных тактических действий применяется метод анализа действий (своих и противника). Для этого используют педагогические наблюдения (условная запись матчей), видеозаписи, схемы, макеты-ассистенты.

Специфическим для тактической подготовки является метод моделирования действий противника (отдельных игроков и команды) и поиск оптимальных противодействий.

Можно выделить ряд факторов, предопределяющих успешность тактических действий спортсмена в игре и соревнованиях.

Во-первых, высокий уровень развития специальных качеств – быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, сообразительности и т. п.

Во-вторых, высокая степень надежности выполнения арсенала технических приемов в сложных игровых условиях.

В-третьих, высокий уровень овладения навыками индивидуальных и кол­лективных тактических действий в нападении и защите.

Поэтому тактическую подготовку нельзя сводить к обучению спортсменов только тактическим схемам. Основу успешных дей­ствий спортсменов в игре составляют специальные умение рационально и эффективно качества, использовать технические приемы (соревновательные действия). Собственно тактические действия служат своеобразной формой организации соревновательной дея­тельности спортсменов индивидуально, в группах и команде в условиях противоборства с соперником. На этом основаны этапы тактической подготовки.

Первый этап. Развитие у обучаемых определенных физических, психических и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешных тактических действий (быстрота реакции и ориентиров­ки, быстрота ответных действий и переключения с одних действий на другие, сообразительность, наблюдательность).

Второй этап. Формирование тактических умений в процессе обучения занимающихся приемам игры (технике). Достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения техническим приемом его «соединяют» с качествами, обусловливающими успех тактических действий.

ü Например, обучаемые при выполнении технического приема следят за действиями партнера (световым табло): в зависимости от характера обусловленных сигналов надо выполнить то или иное задание.

Во-вторых, на этапе совершенствования приема применяют такую систему усложнений, которая способствует формированию тактических умений.

ü Например, подача на точность в волейболе. На этой основе легко усваиваются индивидуальные тактические действия при подаче: подача на игрока, слабо владеющего приемом, на игрока, вступившего в игру при замене, выходящего к сетке с задней линии.

Третий этап. Изучение собственно тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и учебная двусторонняя игра. Двустороннюю игру вводят постепенно, ей предшествуют подготовительные и подвижные игры, эстафеты.

Четвертый этап. Интеграция тактических действий в игровую соревновательную деятельность. Для этого применяют спе­циальные задания в учебной двусторонней игре и установки в контрольных играх и во время календарных игр (соревнований).

Таким образом, формирование тактических умений начинается еще с подготовительных и подводящих упражнений, продолжается в упражнениях по технике, достигая наивысшего выражения в упражнениях по тактике, в учебных, контрольных играх и соревнованиях. В современных игровых видах спорта ярко выражена тенденция развития скоростной игры и усложнения тактических комбинаций. Поэтому особенно важно научить спортсмена оценивать расположение игроков (своих и соперника) на площадке, положение и направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро анализировать сложившуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно выполнить его.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.