Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные предметы






- дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки, искусства, деятельности для достижения образовательных целей. Как правило, объединяются в циклы: - математические, - гуманитарные, - оздоровительные…. Каждая группа имеет свои функции. Структура имеет много общего со структурой соответствующей отрасли знания, но обработанные для доступности. Не во всех предметах основа науки составляет основу их содержания (языки – не теория, а практика).

Учебные предметы включают дидактические материалы, которые помогают учащимся овладевать комплексом навыков и умений.

Наука считает необходимыми данные знания и умения:

1. практические (применение чего-либо),

2. учебные (письмо, чтение, вычислительные умения и навыки),

3. мыслительные приемы (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстракция),

4. перцептивные действия (поиск, выделение признаков в предметах и явлениях).

В содержание учебных предметов входит:

- научные факты,

- представления (чувственные образы предметов и явлений, формирующиеся на основе их непосредственного восприятия),

- понятия (отражают существенные признаки предметов и явлений),

- законы (необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями объективной действительности),

- закономерности (отражают регулярность связей),

- теории (система знаний, которая описывает и объясняет совокупность явлений отдельной области действительности и сводит открытые в ней законы к общему началу),

- правила (положения, которые выражают закономерность, постоянное соотнесение каких-либо явлений, либо выражают основание для той или иной системы действий определенного рода).

Основная проблема – взаимосвязи между отдельными предметами. Большинство дидактов рекомендуют устанавливать в процессе обучения межпредметные связи. Также помогает создание интегративных курсов (грамота в начальной школе – чтение плюс письмо).

 

 

№2.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную.

 

Письменный литературный язык имеет стилевые разновидности: стили научный, официально-деловой, публицистический, художественный.


Диалект - разговорный вариант данного языка, которым пользуется ограниченное число людей.

Диалект не имеет своей письменной формы. Русские диалекты объединяются в две основные группы: севернорусское наречие и южнорусское наречие. имеются среднерусские говоры

Функциональный стиль - варианты литературного языка, обусловленные различными сферами общения.

функционирует научный стиль, - это наука. Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики,

официально-деловой стиль, является административно-правовая деятельность. Этот стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной сфере их общения.
Публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. - тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия.

Учить учеников самостоятельно создавать собственные высказывания, с учетом стилистических норм вещания, при изучении программного материала и на уроках значит готовить их к самостоятельной коммуникативной деятельности. Достичь этого можно лишь тогда, когда обучение стилистике будет обеспечивать педагог владеющий знаниями о стилистике.

№3.

Требования к урокам чтения в период обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные.
Общедидактические требования:
а) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока; какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке;
б) ясность учебной цели урока.
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;
г) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики ее занимательный и игровой характер;


Специфика урока чтения выражается в следующих конкретно-методических требованиях:
а) неотъемлемым условием всякого урока русского чтения является забота учителя о речевой среде: на уроке царит атмосфера культуры речи.

б) на каждом уроке чтения обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся:

в) на каждом уроке чтения необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза подготовка к чтению а также самостоятельные упражнения;
г) непосредственная работа по формированию умений и навыков чтения должна занимать на уроках преобладающее место примерно 2/3 урока по времени;

д) на каждом уроке чтения используется образцовый языковой материал наряду с текстами
е) уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство:

 

Уроки чтении в период обучения грамоте:
- уроки чтения, на которых есть новая тема новые звук и буква;
- уроки чтения, на которых нет новой темы новых звука и буквы.
Специальных уроков проверочного типа и уроков развития связной речи (сочинения и изложения) в период обучения грамоте не проводится. Выявление знаний, их проверка осуществляется в процессе всей работы на уроке, развитие речи также органически вплетается в уроки чтения и письма; что же касается руководства внеклассным чтением учащихся, то для этой цели выделяется один раз в неделю (обычно субботу) фрагмент урока продолжительностью в 20 минут.

Структура урока чтения в период обучения грамоте:
1. Работа с лентой букв
2. Работа с картинкой в букваре, ее рассматривание, беседа по вопросам, составление предложений.
3. Придумывание (подбор) слов с изучаемой буквой в начале слова. Скандирование этих слов. Выделение звука, его артикулирование. Подбор слов с новой буквой в различных позициях, выделение звука из разных позиций.
4. Знакомство с буквами строчной и заглавной. Анализ состава и начертания буквы (на доске, в " Букваре", на карточках).
5. Работа с наборным полотном и с абаком. Составление слогов и слов с новой буквой, чтение этих слогов и слов.
6. Работа со словами на рабочей странице букваря
7. Работа с текстом.

 

 

Билет 20. 1. Дидактика. Дидактика – наука об обуче­нии, его целях, содержании, методах, средствах, организа­ции и достигаемых результа­тов. Предмет дидактики – за­кономерности и принципы обучения, методы, средства обучения. Общая дидактика отвечает на вопросы, с какими целями и как обучать уча­щегося по всем предметам и на всех уровнях?

Задачи – описывать и объяснять процесс обучения, условия его реализации, разрабатывать более совершенную органи­зацию процесса обучения. Частные дидактики – методики обучения отдельным предметам. Категории: Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации об­разовательных задач, обеспечение информирования, вос­питания и осознания и практического применения знаний. Учение — процесс взаимодействия, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта у учеников возникают новые формы поведения и деятельно­сти. Обучение — специально организованное взаимодей­ствие учителя и учащихся направленное на достижение по­ставленной цели. Образование - процесс, включающий обучение, воспита­ние и развитие, а также, результат этих действий. В содер­жание обучения входит: - система знаний - умения (овладе­ние способами применения усвоенных знаний на практи­ке).- навыки (умения, доведенные до ав­томатизма, до выс­шей степени совершенства). Суть про­цесса обучения – взаимодействия между учителем, учени­ком и содержанием образования. Структура: 1) цели 2) со­держание 3) методы 4) организационные формы 5) ре­зультаты. Подласый выделяет 4 основных фактора, влияю­щих на продуктивность обучения: - Организационное педа­гогическое влияние - Обучаемость учащихсяВремя. -Учеб­ный материал Общие закономерности: 1.Закономерно­сти цели обучения, зависит от: 1)Уровня и темпов разви­тия общества. 2)От потребностей и возможностей обще­ства. 3)От уровня развития и возможностей педагогиче­ской науки и практики. 2. Закономерности содержания обучения. зависит от: 1)общественных потребностей и це­лей обучения; 2)темпов социального и научно-техническо­го прогресса; 3)возрастных возможностей школьников; 4)уровня развития теории и практики обучения; 5)матери­ально-технических и экономических возможностей учеб­ных заведений; 3. Закономерности качества обучения. за­висит от: 1)продуктивности предыдущего этапа и достиг­нутых на нем результатов; 2) характера и объема изучаемо­го материала; 3)организационно-педагогического воздей­ствия учителей; 4)обучаемости учащихся 5)времени обуче­ния; 4. Закономерности методов обучения. зависит от: 1)знаний и навыков применения методов; 2)цели обучения; 3)содержания обучения; 4) возраста учащихся; 5)обучаемо­сти учащихся; 6)материально-технического обеспечения; 7)организации учебного процесса; 5. Закономерности управления обучением. Продуктивность обучения зависит от: интенсивности обратных связей в системе обучения (как часто информация идет обратно – от ученика к учите­лю); обоснованности корректирующих воздействий; 6. За­кономерности стимулирования обучения. продуктивность обучения зависит от: - внутренних стимулов или мотивов обучения; - внешних стимулов. В закономерностях отража­ются какие-то существенные связи между различными компонентами процесса обучения, между целью и содер­жанием, Самые важные, самые главные законо­мерности процесса обучения называют принципами Дидактичес­кие принципы – это базисные положения, ко­торые определя­ют содержание, организационные формы и ме­тоды учеб­ного процесса в соответствии с его общи­ми целями и за­кономерностями. Впервые ярко заявил о су­ществовании принципов Ян Амос Каменский. Основ­ным он считал принцип природосообразности. В различ­ных дидактиче­ских системах обучения существуют свои принципы. Доплнили: Ушинский, Дистервег. - Принцип сознатель­ности и активности. глубокие знания мож­но полу­чить, когда ученик осознает, осмысляет процесс обуче­ния, проявляет активность в обучении. Принцип нагляд­ности обучения. По линии возрастания абстракт­ности, наглядность можно подразделить следующим об­разом: 1. Естественная наглядность. Предметы объек­тивной ре­альности (лучше ромашка, чем ее изображе­ние).2. Экс­периментальная. Когда мы проводим опыты, экспери­менты для детей. 3. Объемная реальность (маке­ты, фигу­ры) 4. Изобрази­тельная наглядность (плоское изображе­ние: картины, фотографии, рисунки).5. Звукоизобрази­тельная нагляд­ность (кино, телевидение. 6.Звуковая на­глядность. 7. Символическая и графическая наглядность (карты, формулы, схемы, графики) 8. Вну­тренняя нагляд­ность. Образы, создаваемые речью педа­гога. Принцип систе­матичности и последовательно­сти. Материал нужно разбивать на логически связанные между собою части. Также должны быть межпредмет­ные связи в обу­чении, чаще нужно повторять, совершен­ствовать ранее изучен­ное. Принцип прочности знаний.. чем интерес­нее мате­риал будет преподнесен, тем дольше его будут помнить. Принцип доступности Принцип научности. Принцип связи теории с практикой. Принцип эмоцио­нальности. 2. Прямое и переносное значение. Одно­значные слова имеют лишь одно лекси­ческое значе­ние. Многозначные слова имеют 2 или несколько значе­ний, следовательно Полисемия - способ­ность слова употреб­ляться в более чем одном лексиче­ском значении. Различ­ные значения многозначного слова связаны между собой общим смысловым стержнем Одно из значений много­значного слова является первичным (исходным), а дру­гие - вторичными. Они появились в ре­зультате разви­тия первичного значения. Теплый: 1. Со­держащий в себе тепло, дающий тепло 2. Хорошо защи­щающий тело от холода 3. Проникнутый ласковым, сер­дечным отношени­ем. Вторичные значения возникают в результате перено­са данного наименования предмета. Значения, которые возникают в результате такого пере­носа, называют пере­носными значениями слова. Основное значение слова, которое и именует предмет, называется прямым лексиче­ским значением слова. Мета­фора - перенос названия с одного предмета, дей­ствия, свойства на другие на основе сходства их призна­ков в ка­ком-либо отношении (по цве­ту, форме). Метафоры де­лятся на общие языковые (нож­ка стула, железная воля) и авторские (" пробирается луна", " снег ее лица"). Метони­мия - перенос, при котором название одного предмета употребляется вместо назва­ния другого предмета на основании внутренней или внешней связи между ними (на основе смежности). Связь м/б: - между предметом и материалом, из которого он сделан (в ушах золото); - меж­ду автором и произведе­нием этого автора (читаю бу­нина) - между растением и плодом этого растения (гру­ша, вино­град) - между живот­ным и его мясом, мехом (песец,) - между органом тела и заболеванием этого орга­на (голова прошла) Синек­доха - способность называть це­лое вместо названия части, назы­вать общее вместо частно­го и наобо­рот. (Петя - свет­лая го­лова). Употребление ед.ч. для обозначения множе­ства (современному учителю при­ходится). От полисемии сле­дует отличать омонимию. Омо­нимы - слова, которые име­ют одинаковый звуковой со­став, но не имеют ничего об­щего по смыслу. Омофоны - совпадение слов только по звучанию (пруд/прут; род/рот)
Омографы - различные слова. Совпавшие по написанию, но не по произношению (замок, атлас) Омоформы - слова, которые принадлежат разным частям речи, но совпадают в своем звучании в одной или нескольких формах (три, лечу) Омонимия может быть полной и не полной. Синони­мы - слова, которые принадлежат к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но по смыслу очень близки, почти тождественны Различают полные и неполные синонимы, Стилистически нейтральные и Книжные Антонимы - слова, которые принадлежат к од­ной и той же части речи, но имеют противоположные зна­чения. Контекстуальные антонимы - противопоставлены в пределах определенного контекста Оксюморон и антитеза) Лексич. Раб. 1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, слов, а также новых значений известных слов(Это дости­гается средством прибавления к словарю ребенка еже­дневно 4-6 новых словарных единиц.) 2. Уточнение слова­ря-это словарно-стилистическая рабо­та, развитие гибко­сти словаря, его точности и выразитель­ности, включает в себя: наполнение содержани­ем плохо усвоен. Слов (вклю­чение их в контекст, сопоставлени­ем и сравнением с дру­гими словами; усвоение лексиче­ской сочетаемость слов, в том числе во фразеологичеких единицах; усвоение ино­сказательных значений слова, - усвоение синонимов и ан­тонимов 3.Активизация слова­ря, перенесение слов из сло­варя пассивного в сло­варь ак­тивный. Слова включаются в предложения и словосочетан­ия, вводятся в пересказ про­читанного, в бе­седу, в рассказ, изложение и сочинение. 4. Устранение не­литературных слов

3 Обучение письму - это в выработка навыка графическо­го. он формируется в ре­зультате обучения, в формирова­ния умений и на их основе выполнения ряда упражнений. Особенности - двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на мускульные усилия. и в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознатель­ной деятельности. Эта сторона письма составляет главное в навыке письма. Сознатель­ный характер письма состоит в следую­щем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении правил графических и орфо­графических, в использовании письменного навы­ка для передачи своих собственных мыслей, чувств, наме­рений. Последнее- важ­ное, так как составляет единственную цель письма, тогда как пер­вое и второе лишь вспомогательные задачи, лишь средства, а не цели. Чем ско­рее дети будут в состоянии осознать и осуществить эту цель, тем успешнее, тем пра­вильнее будет у них формироваться навык письменной речи. В период обучения грамоте дети пишут еще очень медленно, На втором месяце дети могут записать предло­жение из. двух-трех слов, взятое из их собственных рассказов, а на третьем месяце два или даже три не­больших предложения. Важно, чтобы первое слово, кото­рое напишут ученики, было их собственным словом. На­вык письма тесно связан с на­выком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогово­го чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на набор­ном полотне, дети запомина­ют и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слого­деления, и для будущих упражнений в выделении безудар­ных гласных и их про­верки, т. е. для развития орфографи­ческих навыков. Медленно читающие дети даже в процес­се письма слиш­ком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хо­рошем чтении пишущий ребенок все вни­мание сосредото­чивает на процессах письма, и навык письма формируется успешнее. В формировании графиче­ского навыка могут быть выделены следующие этапы: а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражне­ния, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом распо­лагать и держать письменные при­надлежности, вести прямую ли­нию и закруглять ее, соиз­мерять длину линии. б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель в) письмо отдельных букв строчных и про­писных без соединения с другими буква­ми; г) письмо со­четаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выра­ботки навыка соединения букв Цель - формирование дви­гательной стороны состоит в выработке плавных и бы­стрых, ритмических колебательных движений кисти руки, на которые на­кладываются дополнительные микродвиже­ния, в соответствии с каждой отдельной бук­вой. Гигиени­ческие требования: правильная посадка, по­ложение тетра­ди, за тем, как держит ручку (тремя паль­цами), ка­ков на­клон ручки (она должна быть направлена концом в правое плечо пишущего), за пра­вильным положением рук, голо­вы, ног, за расстоянием между тетрадью и глазами пишущ­его, за лини­ей спины, от ее решения зависит очень многое в дальнейшем обу­чении письму, а также и в здо­ровье ре­бенка, в развитии его осанки, зрения. гигиенические тре­бования соответствие парты росту и про­порциям тела уче­ника, Парта подбирается в соот­ветствии с суще­ствующими нормативами, по фабричному номеру. Расстояние от пер­вой парты до доски не менее 2 м, от последней парты не более 8 м. Свет падает с левой стороны У доски долж­ны быть дополнит­ельные светильники с отражателями. Высо­та доски нижнего края 85 см до пола, матовая. Продолжи­тельность непрерывного письма не более пяти минут, должны переменить форму дея­тельности и посмотреть вдаль, Методы обуче­ния письму. Дети усваивают на­писание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обуче­нии письму принадлежит анализу буквы, ее графиче­ские состав­ных эле­ментов, сравнению букв по составу и начертанию. В обуче­ния грамоте выделяется несколько уроков, посвященных важней­шим элементам В дальней­шем элементы каждой новой бук­вы вы­деляются до ее письма, в этом и состоит анализ. Он дает основу для конструктивного письма новых букв. При обучении письму очень важна ра­бота над формой букв, над расположением их дета­лей, ко­торые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графиче­ским ошибкам, а в дальнейшем к неправильному становлению по­черка ученика.- обведение буквы в возду­хе - обведение по образцу в прописях - копирование на кальку

 

 

Б-21.

 

№1.

Идея классно-урочной системы обучения была сформирована Яном Амосом Каменским.

Урок остается ведущей формой обучения

Урок, в настоящее время в светской педагогике исчерпывает себя и вокруг урока рекомендуют группировать другие формы обучения, например, урок, потом практическое занятие, потом экскурсия, потом та же тема рассматривается на кружках.

Типы и структуры уроков. Урок представляет собой ограниченную во времени организационную систему обучения и воспитания, а так же коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений, навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога (Лихачев). Существуют различные типы уроков. Если говорить о начальной школе, то самым распространенным является комбинированный урок.

Компоненты урока:

1. Организационная установка.

2 Проверка усвоенных ранее знаний.

3. Сообщение и усвоение новых знаний.

4. Закрепление изученного и упражнения.

5. Диагностика прочности усвоения знаний, умений и навыков.

6.Итог урока.

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Эффективность урока зависит от двух главных факторов: тщательности подготовки и мастерства проведения.

Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

Учитель изучает программу того учебного предмета, который ему предстоит вести. содержание выбранного учебника, дополнительную литературу.

Далее учитель выполняет тематическое планирование, то есть распределяет материал по урокам.

После составления тематического планирования идет процесс непосредственной подготовки к каждому конкретному уроку.

диагностирования конкретных условий,

прогнозирования

планирование.

Каждый современный урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить, которая реализуется через задачи.

После проведения урока, его желательно проанализировать, сделать соответствующие выводы.

№2.

Первым литературным языком является старославянский язык, созданный св. Кириллом и Мефодием (IX в.). На основе старославянского языка возник церковнославянский язык.

Слова старославянского происхождения являются, со стилистической точки зрения, более торжественными: град, хладный. С другой стороны, многие старославянизмы являются общеупотребительными: среда, нужда, враг и др.

Словарный состав Русского языка:
1. Исконно-русская лексика

· Собственно русские слова

· Древнерусские слова

· Общеславянские слова

· Индоевропейские слова

2. Заимствованная лексика (ок.10%)

· Из родственных славянских языков

- из старославянского языка

- из другихславянских языков

- из неславянских языков

 

Этимология - раздел языкознания, изучающий происхождение отдельных слов и морфем.
Детская этимология - объяснение непонятного слова детьми (поселок - место, где живут ослы).

Развитие лексической системы определяется двумя тенденциями:
- устаревание, архаизация слов и значений;
- появление новых слов и значений.

 

Таким образом, в языке сосуществуют два фрагмента словаря: АКТИВНЫЙ и ПАССИВНЫЙ.
Слова, постоянно употребляющиеся в разных сферах деятельности людей, составляют активный словарь.

В пассивный словарь входят:
1.слова, потерявшие по разным причинам актуальность для говорящих на данном языке;
2.слова, которые еще не стали полноправными членами лексической системы.

 

Историзмы - это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли предметы, которые они обозначали (алебарда, пищаль, секира).
Архаизмы - вещь или понятие остались, названия их устарели, заменились другими: сей - этот, зело - очень, отрок - подросток, юноша, мысливый - разумный.

Неологизмы - новые слова в языке.
- Общеязыковые неологизмы - неологизмы, возникающие с появлением новых понятий: комсомол, компьютер, хип-хоп.
1. Слово существует в языке и вдруг у него появляется новый синоним. Один из них вытесняет другой. (" различие" вместо " разность, разнота)
2. Слово давно существует в языке, но у него вдруг начинает развиваться новое значение. (бригадир - бригадир колхоза).
- Индивидуальные неологизмы - слова, созданные отдельными личностями с определенной стилистической ценностью. Они могут войти в состав литературного языка. Например: влюбленность, рассеянность, промышленность (Карамзин).

 

№3.

Структура учебной страницы Букваря (Азбуки):
1.изображение печатной заглавной и маленькой новой буквы;
2. Печатные слоги с изучаемой буквой;
3. Схемы для звуко-буквенного анализа слов
4. Картинка с изображением предметов, в названии которой встречается новая буква;
5. предложения с новой буквой;
6. Текст со словами, в которых встречается новая буква;
7. Слова, встречающиеся в тексте.

Порядок работы с учебным материалом страницы на уроке:
1. Работа с картинкой в букваре, ее рассматривание, беседа по вопросам, составление предложений.
2. Придумывание (подбор) слов с изучаемой буквой в начале слова. Скандирование этих слов. Выделение звука, его артикулирование. Подбор слов с новой буквой в различных позициях, выделение звука из разных позиций.
3. Знакомство с буквами строчной и заглавной. Анализ состава и начертания буквы (на доске, в " Букваре", на карточках).
4. Работа с наборным полотном и с абаком. Составление слогов и слов с новой буквой, чтение этих слогов и слов.
5. Звуко-буквенный анализ слов???;
6. Работа со словами на рабочей странице букваря
7. Работа с текстом. Выполнение упражнений, данных на этих страницах.

 

 

Билет 22. 1. Александр 2 и образование.

Высшее: В 1863 году дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила само­управление. Совет профессоров в университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяй­ством университета. Попечителю учебного округа принад­лежало только наблюдение за законностью действий сове­та. Но учащиеся в университете студенты не имели права на корпоративное устройство. Школьное: доступ в гимна­зии был открыт для детей " всех состояний без различия звания и вероисповедания". Самые гимназии были двояко­го типа: классические (с древними языками) и реальные (без древних языков, с преобладанием естествознания) Позднее - Классическая гимназия сделана была единствен­ным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, питомцы которой одни имели право поступления в университеты. Реальные гимназии были заменены " реаль­ными училищами", цель которых была в том, чтобы до­ставлять учащемуся юношеству всех состояний общее об­разование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний. Женское и нач.: С конца 50-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Сначала эти гимна­зии основывались в ведомстве учреждений императрицы Марии, а затем и в ведомстве Министерства народного просвещения. Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания, стали открываться жен­ские епархиальные училища с соответствующим курсом. при женских гимназиях были основаны " педагогические женские курсы" для приготовления преподавательниц (1863). Затем кружком были открыты " Высшие женские курсы" в Петербурге. В Петербурге же существовали неко­торое время (с 1872 года) медицинские женские курсы для женщин-врачей. В других университетских городах стали возникать по частному почину высшие женские курсы. Со­здан новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования на­родные школы считались уже десятками тысяч и составля­ли одну из са­мых важных забот земства. Для подготовки учителей в на­чальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали " учительские семина­рии". Н. И. Пиро­гов - общественный деятель, хирург, пе­дагог. «Вопро­сы жизни» - воспитание человека — воспитание христиани­на, задача школы подготовить к искушениям, предчувствие вечности — добрые дела, профессиональн. Подготовка — практическая матер. деятельность, а у школы выслкие за­дачи, необходими общее гуманитарное образлвание. «Быть и казаться» - театр считал лицедейством. Выступал проти идей Флебеля и солидарен. Ушинским.. Против детских са­дов, преподавания священнослужителей. Выступал за расширение жен­ского образования, женщина является пер­вой воспитательницей юного поколения. Задача: правиль­ное изложение научн. знаний, теоретич и практические принцыпы+преподавательское искусство Видел постоян­ную борьба внутренней (био­логической) и внешней (обще­человеческой) природы, и единственный способ привести к гармонии природное и общественное в человеке - это вос­питание. граф Тол­стой был также педагогом-гумани­стом. Об­разование народа он считал важнейшим делом жиз­ни. Периоды: Благотворительность по открытию школ для крестьянских детей. Создание школы свободного воспи­тания. Пропаганда идей свободного воспитания (Руссо)и их реализация в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна», без принуждения развивать качества, за­ложенные в ребёнке. Получение образования+личный опыт. Методы: беседа, сочинение, рассказ, обсуждение В школе не было чёткого расписания, строгой дисциплины, д/з. 2 период. Методический. 70-е годы -«Азбуки», «Но­вой азбуки», «Книги для чте­ния», составление курса арифметики. Буквослага-тельный метод обучения грамо­те. Особенности учебных книг Л. Н. Толстого: вы­сокая художественность, лаконичность, простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Преобладает форма художественных рассказов из русской жизни, особенно деревни. 3 период. Религиозно-нравственный. 70-90-е годы В основе воспи­тания и образования - «толстовская» ре­лигия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям Толстой: Детей надо учить так, чтобы они само­стоятельно форму­лировали выводы, вытекающие из на­блюдений, опытов. Учитель д.б.творческим, с образным мышлением, пользующийся интересными нетрадицион­ными методами.

2. Фонетическое членение речи. Речь представляет со­бой звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки – рече­вые единицы. В русском языке такими единицами яв­ляются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук. Наибольшей единицей является фраза – относи­тельно законченный в смысловом и интонационном отно­шении отрезок речи. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу предложению. Однако её нельзя отождествлять с предложением. Фразы в свою очередь могут члениться на речевые такты. – более или менее законченные по смыслу части предложения. Например: Было ветрено, / сыро/ и скверно - фраза состоит из трёх тактов Деление это условно, так как в зависимости от темпа речи и желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания членение предложения на речевые такты может иметь варианты. Речевой такт может состо­ять из одного или нескольких фонетических слов. Фоне­тическое слово – это отрезок звучащей речи, объединён­ный одним словесным ударением. Фонетическое слово может состоять из одного или более слов, объединённых одним ударением. «А в роще полутьма»- два речевых слова Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Слог - минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Количество слогов в слове определяется числом гласных Звук – это наименьшая фонетическая единица. Классификация звуков. Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума. Согласные классифицируются по 4 признакам: по участию в их образовании голоса и шума Санорные и шумные Санорные – в образовании ко­торых участвует голос и шум [р] [н] [м] [л] Шумные – шум преобладает над голосом. по месту образования шума (губные и язычные) губно-губные [м] [п] [б] губно-зубные [ф] [в] переднеязычные: зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц] передненёбные [ш] [ж] [р] [ч] среднеязычные [й] зад­неязычные [к] [г] по способу образования шума Смыч­ные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д] Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х] Аффрикаты – [ц] [ч] [щ] Смычно­проходные [н] [м] [л] Дрожащие [р] по наличию или от­сутствии смягчения (твёрдые и мягкие) без парных мяг­ких ж, ц, ш Гласные звуки Гласные – тоновые звуки. 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и] по месту образования Глас­ные переднего ряда – при артикуляции язык сильно про­двинут вперёд [и] [э]. Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а] Гласные заднего ряда [у] [о]. по степени подъема языка по вертикали по отноше­нию к небу Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y] Гласные среднего подъёма [э] [о] Гласные нижнего подъёма [а] по участию или неучастию губ лавиализации – вытягивание или округление губ. лавиализованные [y] [o нелавиализо­ванные (ост).Ударные и безударные. Фонети­ческий раз­бор заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова и предполагает эле­менты графического анализа. (цифра 1). Последовательность: 1. Произнесение слова, которое будет анализироваться. 2.Используя прием скандирования, слово делится на слоги, называется отдельно каждый слог, составляется слоговая модель. 3.Постановка ударения (назвать слово и спросить с удивлением). В слоговой модели выделить ударный слог. Определить слоговый состав слова, обозначить количество звуков в слоговой модели. (записать фонетич. транскрип.)

Интонационно-последовательно выделать каждый звук и дать ему характеристику. (Охарактеризуйте звуки сло­ва. Гласные: ударные — без­ударные, какой буквой обозначен­ы; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой обозначены.Укажите количество звуков и букв). Берутся сл. обычно в устной форме.(за­гадка, предметная картинка, выделение слова из чистоговор­ки, поговорки или из предложе­ния) Последователь­ность слов: Односложные двузвучные слова ум, на, ох (прямой слог, обратный слог). Односложные трехзвучные слова (сом, сад) Односложные четырехзвуч­ные слова (танк, гром) Двухсложные 4 зв. слова (луна, сады, Люся, ямы) Двухсложные 5 зв. слова (кошка, знамя) Двусложные 6 зв. слова (мрамор, сказать,) Трехсложные 5 зв. слова (улица, олени) Трехсложные 6 зв. слова (машина, радуга). 3. Правильность и беглость чте­ния У читель должен знать специальные приемы, два направления: 1.использование специальных тренировоч­ных упражнений, совершенствующих зрительное восприя­тие, развитие артикуляци­онного аппарата, регуляцию ды­хания; 2. применение при чтении художественных произве­дений прин­ципа многочтения, перечитывание отрывков Правильность чтения - это чтение без искажений, т..е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. типичные ошибка 1) Искажение звукобуквенного состава: про­пуски букв, перестановка единиц чтения; вставка произ­вольных элементов (несовершенство зрительного восприя­тия или неразвитость артикуляционного аппарата., «чтение по догадке». 2) На­личие повторов на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны, раннее пре­сечение «повторов» в чтении учащихся могут помешать ре­бенку естественно перейти на синтетический этап чтения. 3) Нарушение норм литературного произношения: «ор­фографическое чтение» - обязательный период становления навыка. Рабо­та, помогающая ребенку осмысливать читае­мое, будет способствовать и устранению «орфографическо­го чтения» смысловом отношении паузы. Работать над ис­правлением ошибок при чтении учитель может, если пони­мает причины ошибок и знает методику работы над ними. Тренирока зрит.восприят. 1.пары слов отличаются одной буквой: козы - косы, ветер - ве­чер, трава — травы, 2 цепочки слов, близ­ких по графиче­скому облику: вслух - глух -слух; 3. слова, в ко­торых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличи­тельную функцию: есть - ест, галка – галька; 4 чте­ние цепочек родственных слов: бег- бегать — бегство. Для трени­ровки артику­ляции можно привле­кать скороговорки и чи­стоговорки, В тренировке дыхания такие за­дания: 1 на од­ном выдохе произнести четверостишие; 2 считать на одном дыхании как можно дольше: 1, 2, 3...(в виде физминуток, с учетом дпнного текста. Упражнения на чтении слов из тек­ста Познакомить со значением и правильным произношением. Упражнение: (вопрос, ответ на который требует перечитыва­ния; составле­ние из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова, чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное; печатание ошибочно прочитанного слова уче­ником на доске; перечитывание отрывка с целью ответить на вопрос, поставленный к ошибочно прочитанному слову. Беглость - такая скорость чтения, которая обеспе­чивает сознательное восприятие читаемого. Беглость не мо­жет быть самоцелью, но важна главным ориентиром яв­ляется устная речь индивида. Беглость зависит от так назы­ваемого поля чтения (отрезок текста) и дли­тельности остановок Во время этой остановки. осуществляется за­крепление воспринятого и его осмысление. Упражнения: 1) совместные групповые чтения, когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик; 2)чтение небольших отрывков текста в разных тем­пах: в медл, с протяжным произношением глас­ных в сред­нем, разговорном темпе в «скороговорочном» 3)чтение от­рывков «на время» 4)чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям -понимание читаемого.

разминки-на доску гласные буквы, а дети присоед к ним согл по алф., читают слоги., тренировка в чтении сочетаний гласных букв: а, о, и, э; чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, ща, ре, тра, три; чте­ние слов и предложений: электрификация, В январе много снегу во дворе., чтение диалога:, чтение цепочек слов с общим кор­нем, с разными корнями: вода -водный - водяной; чистота - ча­стота; девушка - дедушка; а также упражнения, разви­вающие «оперативное поле чтения», например чтение «пира­мидок»: бури -ветры- ураганы -разыграйся- заморозить Скорочте­ние «чтение с помехами» (ученик читает под звук метроно­ма или под счет); -«быстро найди слово» (ученик в тексте должен обнаружить заданное учителем слово или словосо­четание); чтение «через решетку» (на текст накладывается «решетка», так, что часть его оказывается закрыта, дети вставл. Проп. Слово, использование закладки.

 

Б-23.

 

№1.

 

Родители воспитывали ребенка в Боге и для Бога. Воспитание должно было через изучение Божественного Откровения определять обязанности человека, чтобы он стремился быть святым, как свят Господь (Лев. 11: 44).

книгах притчей Соломоновых и Премудрос­ти Иисуса, сына Сирахова.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова указывает на некие об­щие начала воспитания, а именно:

- премудрость как цель воспитания

- страх Божий как основа этой премудрости.

- послушание родителям или воспитателям как основной принцип всего воспитательного дела.

 

Человек, согласно Божественному Писанию, не должен считать разум основным руководящим началом жизни. Для премудрости есть другое высшее начало - «страх Господень».

И закон почтения родителей проходит через все книги Ветхого Завета яркой чертой. Это один из важнейших принципов библейской педагогики.

Семейные отношения в Священном Писании уподобляются отно­шению Бога к своему народу, поэтому от детей требовалось почтение к родителям: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20: 12). Почтительность к родителям сливалась с благоговением и страхом перед Богом.

 

 

№2.

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 1 - шумные согласные. Во-да: 1-3/1-3; ло-дка: 2-3/1-1-3; ма-сло: 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3.

Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та.

Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: трам - вай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта.

Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

 

сколько гласных, столько и слогов;

если в слове несколько слогов, то один из них ударный, а остальные безударные.

При слогоделении используют метод скандирования (ба-ра-бан).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.