Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 8.






Тема: Будничная Утреня.

[Достаньте схемы, чтобы следить по ним].

В состав Будничной Утрени входит Двупсалмие, это отдельная служба, на самом деле, но она не отделяется от Утрени. Т.е. Двупсалмие включено в состав Утрени, хотя это отдельная служба.

Хотя эта служба идет под заголовком Утрени, но по своему содержанию эта служба отдельная (от Утрени).

Она содержит:

- 2 псалма (почему и называется Двупсалмием).

- Трисвятое

- тропари

- краткую Сугубую ектению.

Содержание псалмов, тропарей и ектении - молитва о царе.

С чем связано появление этой службы? Вкратце обсудим тему:

Тема: Будничная Повечерие и Будничная Полунощница.

Вечером, после Вечерни, после ужина, совершается, по Уставу, Повечерие.

“Вечеря” - “ужин”.

“Повечерие” - служба “после ужина” и одновременно это молитва перед сном.

В греческой практике, и вообще в древне-церковной, Повечерие является Правилом “На сон грядущий”.

Повечерие бывает двух видов:

- Великое и

- Малое.

Великое Повечерие совершается:

- Великим Постом при службе с Аллилуйя, а также

- в некоторые самые большие праздники.

Малое Повечерие является сокращением Великого.

На Малом Повечерии есть одна изменяемая часть - это канон; на Малом Повечерии поется канон из октоиха: на каждый день седмицы в Октоихе есть канон для пения на Повечерии.

Итак, на Повечерии в октоихе 56 канонов (семь дней в неделе и 8 гласов).

Все каноны на Повечерии (все 56 штук) посвящены Божией Матери.

Есть даже такая книга “Богородичник”, - содержит 56 канонов Божией Матери, взятые из Повечерий. Кроме того (кроме канона Божией Матери из октоиха) на Повечерии могут петься службы святым, которые были не спеты при совпадении нескольких праздников. Например, совпадет 3 святых: 3 службы святым не соединяются: можно соединить две, а 3-ю - спеть на Повечерии - так бывает довольно часто.

Кроме того, на Повечерии в определенные дни года - важнейшие могут петься еще какие-то особые каноны: например, в предпразднство Рождества будут петься каноны предпразднства Рождества.

Это что касается Повечерия.

Теперь Полунощница.

Полунощницы, в отличие от Повечерия, 3 вида (мы уже говорили об этом):

- Вседневная

- Субботняя

- Воскресная.

Вседневная Полунощница состоит из 2-х частей:

I-я часть - собственно, Полунощница или, иначе говоря, древнее Утреннее Правило (Полунощница в древности использовалась как Утреннее правило).

II-я часть - краткая заупокойная служба.

Теперь мы непосредственно подходим к Двупсалмию - к причине его возникновения.

Поскольку Полунощница и Утреня совершаются подряд, получается такая последовательность:

- Полунощница (т.е. I-я ее часть, т.е. сама Полунощница как таковая)

- краткая Заупокойная служба

- краткая служба о здравии царя

- Утреня.

таким образом, между Полунощницей и Утреней оказываются 2 краткие службы:

- За упокой (в конце Полунощницы)

- За здравие (в самом начале Утрени), иначе называемое Двупсалмие.

Появление этих двух кратких служб между Полунощницей и Утреней связывалось основанием Византийским неким императором монастыря Пантократора возле Константинополя (не нужно смешивать его с монастырем Пантократора на Афоне).

В этом Пантократорском монастыре император, основавший его, повелел петь заупокойную службу - своим предкам, а себе - заздравную.

Так появились II-я часть Полунощницы и I-я часть Утрени или Двупсалмие.

Двупсалмие.

Во время Двупсалмия совершается каждение всего храма. На практике, как правило, Двупсалмие опускается и читается только Великим Постом. Можно отметить, что такая практика вполне оправдана по той причине, что царя сейчас все равно нет, и моления за здравие царя сейчас немного не уместны. Итак, Утреня начинается с возгласа “Благословен Бог наш...” и Двупсалмия.

Далее, собственно Утреня начинается с возглашения: “Слава Святей, Единосущной и Животворящей, Нераздельной Троице! ”.

Это особенный возглас. Из будничных служб его имеет только Утреня: только Утреня начинается с такого возгласа.

Мы видим:

- Вечерня начинается с обычного возгласа: “Благословен Бог наш”. С такого же возгласа начинается:

- Повечерие

- Полунощница и

- Двупсалмие.

А Утреня начинается с возгласа: “Слава Святей...”, чем подчеркивается преимущество Утрени перед всеми остальными службами Суточного кругу (Я не имею в виду Литургию, потому что она не входит в состав служб Суточного круга). Итак, Утреня - главная из служб Суточного круга и начинается с особого возгласа: “Слава Святей...”.

Во время произнесения этого возгласа священник “начертавает крест перед Святой трапезой” - перед святым престолом - и дает кадило.

Вслед за тем читается Шестопсалмие. Из таблицы мы видим, что по Уставу Шестопсалмие читает настоятель, т.е. игумен монастыря.

Разумеется, в миру, на приходе это невозможно, чтобы настоятель читал Шестопсалмие. У прихода нет игумена. Настоятель в приходе - это просто старший священник. А настоятель в монастыре - это духовный отец всех братий. Поэтому там такое возможно. На приходе - совсем необязательно, чтобы настоятель был духовником всех прихожан.

Итак, Шестопсалмие.

Во время Шестопсалмия Устав запрещает делать какие-либо движения, чтобы не создавать шороха и шума: Шестопсалмие должно читаться в полной тишине.

С этим связано запрещение Устава совершать крестное знамение во время Шестопсалмия, чего многие не знают и крестятся.

Во время Шестопсалмия, пока оно не закончится, креститься Устав возбраняет - даже в середине, когда говорят: “Слава: и ныне”, “Слава”. “Аллилуйя. Слава Тебе, Боже” - “в этом месте Устав тоже возбраняет совершать крестное знамение: специально отмечено в Часослове: “Аллилуйя. Аллилуйя (без поклонов)”. Т.е. не совершаются поклоны и, соответственно, крестное знамение.

Во время Шестопсалмия все неподвижно стоят в церкви. Типикон говорит в 49 главе: “Не имет никто власти не шепты творити или плюнути” и т.д., ни кашлять - ничего нельзя во время Шестопсалмия (И сидеть тоже нельзя!), т.е. это такой особенный момент службы.

Однако, надо сказать, что на Афоне (монахи говорят) Шестопсалмие слушают сидя. Так что, видимо, в современной традиции сидеть во время Шестопсалмия уже можно, раз монахи сидят на Афоне.

На Афоне делают так. У них в храме стоят стасидии - сидения такие. Они (монахи) в них сидят. Надо сказать, что сидеть в них неудобно: все время можно упасть оттуда. А выходят их них только в определенный момент службы - самый торжественный. Выходят - и стоят, т.е. намеренно выходят из стасидий. А на Шестопсалмии из стасидий не выходят.

С чем связано возникновение шести псалмов в начале Утрени? Мы уже говорили о том, что Утреня сама по себе, без Двупсалмия, состоит из 2-х служб - древних. Когда мы записывали последовательность служб суточного круга, мы рисовали такую схему.

Рисунок.

 

Мы выясняли, что была служба древняя на закате солнца и служба в начале ночи:

- Вечерня и

-Повечерие.

А также были службы на восходе солнца - на рассвете - и служба в конце ночи. Эта две службы объединились в одну, которая называется Утреня. Но в ней можно выделить явно две части.

Возникновение этих 2-х служб [лектор показывает] связано с монашеской традицией, а двух этих служб - с приходской, кафедральной.

Вечером это получились две разные службы:

- Вечерня кафедральная и

- монашеское Повечерие.

А утром они объединились в одну Утреню, но в ней можно явственно выделить две части:

- монашескую и

- кафедральную.

часть начинается заканчивается
Монашеская Шестопсалмием Каноном
Кафедральная Хвалитными псалмами  

Монашеская часть включает в себя:

- Шестопсалмие

- кафизмы и

- канон.

На Великом Повечерии тоже есть Шестопсалмие.

Напомню: малое Повечерие - это сокращенное Великое Повечерие. Но изначально было только Велико Повечерие.

Итак, на Великом Повечерии тоже есть 6 псалмов.

Получается: 6 псалмов в начале ночи и 6 псалмов в конце ночи.

В сумме они образуют 12 псалмов - по числу ночных часов.

Это древнейшая Египетская традиция - петь службу 12-ти псалмов.

Служба 12 псалмов дня печатается до сих пор в Канонниках под названием “Чин как пети 12 псалмов”. Это 12 псалмов дневных. До сих пор в Канонниках печатаются.

А 12 псалмов ночных дали нам 6 псалмов на Повечерии Великом и 6 псалмов на Утрени. Вот как исторически возникло Шестопсалмие.

Во время чтения 2-й половины Шестопсалмия священник с непокрытой головой выходит перед Царские врата и читает Утренние молитвы - разумеется, не те утренние молитвы, которые в молитвослове напечатаны, а священнические утренние молитвы, напечатанные в Служебнике, - 12 утренних молитв.

Они читаются также, как и на Вечерне Светильничные молитвы, - все подряд, в связи с тем, что это молитвы из другой традиции - традиции Великой Церкви (см. лекцию № 7): в Великой Церкви, Вечерня и Утреня имели другой порядок, из-за этого молитвы Вечерни и Утрени стали читаться все подряд. Т.к. молитвы остались, а порядок сильно изменился. Их стали читать все подряд в начале службы, кроме одной - последней, Главопреклонной - которая читается в конце.

После Шестопсалмия читается Мирная ектения. (о ней мы тоже говорили в лекции № 7).

Затем начинается Бог Господь.

Бог Господь - торжественное песнопение, по форме напоминает Прокимен.

Надо сказать, что псалом, из которого взяты эти слова “Бог Господь...”, еще в Ветхом Завете был псалмом праздничным: входил в состав большого...., который пелся на Пасху, например.

Т.е. “Бог Господь...” - это праздничный псалом еще со времен Ветхого Завета.

Возникает знакомая вам оппозиция:

служба с Аллилуйя - Постовая служба

служба с Бог Господь - Праздничная служба.

Главное отличие службы с Аллилуйя от службы с Бог Господь:

- отсутствие Литургии при службе с Аллилуйя

- наличие поклонов земных при службе с Аллилуйя (которые при службе с Бог Господь отменяются).

Различаются эти службы своим названием, в котором заключен очень характерный признак этих служб: в этом месте на Утрени поется Аллилуйя или Бог Господь.

У нас в схеме - Бог Господь, поэтому мы рассматриваем службу с Бог Господь.

Далее поются Тропари на Бог Господь. Тропари на Бог Господь имеют такую особенность: 1-й тропарь поется дважды.

Обычно отпустительные тропари поются так:

- тропарь

- слава: и ныне:

- Богородичен.

Если 2 разных тропаря:

- тропарь

- слава:

- 2-й тропарь

- и ныне:

- Богородичен.

На Бог Господь 1-й тропарь поется дважды. Это указано в схеме:

- тропарь - 2 р. (дважды)

- Слава: И ныне:

- Богородичен.

Далее читаются кафизмы. Как и на Будничной Вечерне, на Будничной Утрени читаются рядовые кафизмы, т.е. по порядку за неделю по очереди прочитываются все кафизмы Псалтири.

И так же, как и на Вечерне, эти кафизмы, очевидно, на приходах вполне можно сократить до 1-го - 3-х псалмов (как все и делают, в основном). Но для Устава важно прочесть всю Псалтирь - если не за неделю, то хотя бы за месяц.

В таком случае, сокращая псалмы, можно читать их тоже по порядку: на одной Утрени - 1-й псалом, на следующей - 2-й псалом - и так по порядку все псалмы.

Число кафизм на Будничной Утрени может быть 2 или 3.

Число кафизм зависит от периода года: в одни периоды года - 2 кафизмы, в другие - 3 (В схеме это указано: 2 или 3 кафизмы).

На Утрени кафизмы стихословятся с заходом.

[Подробно об этом вы можете разобрать на семинарах].

В конце кафизм на Будничной Утрени Малая ектения не произносится. Малая ектения по кафизмам Утрени - это признак некоторой торжественности.

В каком случае на Утрени есть Малые ектении? Малые ектении на Утрени есть в:

- субботу (даже если Утреня - будничная)

- Воскресение (в Воскресение Утреня всегда Праздничная)

- при Утрени, начиная со Славословной (т.е. на Славословной и на Праздничной Утрени)

- в попразднства и предпразднства.

например, в попразднство Рождества у нас случился святой без знака или шестеричный, то Утреня Будничная, но будут Малые ектении, потому что идет попразднство Рождества.

А на Будничной Утрени (в схеме у нас беспопразднстный вариант) ектений нет.

Когда нет ектений, вместо них чтец читает, как бы за диакона, 3 раза “Господи, помилуй” и “Слава: И ныне: ”.

Т.е. ектения заменяется на Будничной Утрени словами: “Господи помилуй” (3-жды”, “Слава: и ныне”.

Затем поются, а чаще, читаются, к сожалению, хотя должны петься - седальны из Октоиха: седальны по каждой кафизме.

Вслед за кафизмами и седальнами прозиносится: “Господи помилуй” (3 р.), “Слава: и ныне: ” и читается 50-й псалом.

В отличие от кафизм, его сокращать не следует: это древний элемент службы - такой же, как шестопсалмие и Хвалитные псалмы.

Т.е. древнейшими элементами Утрени являются:

- Шестопсалмие

- 50-й псалом

- Хвалитные псалмы и

- Великое Славословие.

Эти 4 элемента в схеме под номерами: №№ 4, 8, 10, 11 - древнейшие элементы Утрени.

После 50-го псалма начинается канон.

Канон вызывает у учащихся больше всего недоумение, что, вообще говоря, странно: особенно сложного в нем ничего нет.

Итак, канон.

Рисунок.

 

Библейской основой канона, как вы знаете, являются Библейские песни. По Уставу должно быть 8 Библейских песен:

1-я

(2-я пропущена, кроме Великого Поста и некоторых особых дней)

3-я

______

4-я

5-я

6-я

______

7-я

8-я

9-я

______

Вы видите: песни по 3 разделены.

Здесь есть определенный смысл: также, как кафизмы имеют по 3 славы, канон разделяется на такие части - по 3 песни в каждой (аналогично кафизмам).

Здесь есть большое сходство между каноном и кафизмами.

Когда-то, когда не было гимнографических канонов, а были только Библейские песни, тогда к Библейским песням прибавлялись тропари из Октоиха и других книг. Они, как мы видим, ничем не отличаются от кафизм: по сути, как кафизмы, читаются какие-то куски из Библии, разделенные на 3 части.

Затем появились каноны. Есть общее правило: Также, как не соединяется больше 3-х служб, никогда не поется на Утрени больше 4-х канонов, а на Будничной Утрени не может быть даже больше 3-х канонов.

Итак, на Будничной Утрени соединяются 3 канона.

Рисунок.

 

Т.е. 1 песнь канона из одного места, канон из другой книги и из 3-ей - больше не может быть.

На Будничной Утрени может соединяться 3 канона - и так в каждой песне.

Скажем, у нас 3 книги: одна книга, другая книга, 3-я книга. В ней есть канон. Скажем, 1-я, 3-я, 6-я песни (условно).

Из 3-х мест они соединяются в одну песню.

на Будничной Утрени поется канон Октоиха и Минеи.

Общее число тропарей (припевов) равняется всегда на Будничной Утрени 14-и, за исключением попразднства, когда бывает 12 тропарей.

В схеме приведены 3 варианта служб:

- святой без знака

- шестеричный святой

- 2 малых святых.

Почему 3 варианта? Потому что Будничная Утреня совершается только при этих 3-х знаках.

При славословном святом Утреня будет уже Славословная, а не Будничная.

Вот как поются каноны в каждом варианте служб:

- при святом без знака или четверичном: ему канон поется на 4 (в схеме: канон Минеи - на 4), соответственно, остается 10 тропарей из октоиха (14-4=10); итак, получается: из 1-го канона октоиха - 6, из 2-го канона октоиха - 4, и из Минеи - 4.

- при шестеричном святом: у него тропарей будет 6 (потому он и называется шестеричным); соответственно, тропарей Октоиха остается 8 (14-6=8); в схеме мы видим: 1-й канон октоиха - на 4, 2-й канон Октоиха - на 4,

канон Минеи - на 6.

- при 2-х малых святых: у них 2 разных канона; в схеме мы находим: 1-й канон октоиха - на 6, канон 1-му святому - на 4, канон 2-му святому - на 4.

Есть, конечно, определенные тонкости в этом во всем. Но без книг объяснить их невозможно.

Теперь проблема сокращений. Из чего состоит канон? Сначала поется ирмос того канона, который идет I-м (не канона, а каждой песни канона - одной).

- ирмос

- тропари; к тропарям припеваются, по Уставу, стихи Библейской песни (соответствующей)

В конце:

- Слава: тропарь;

- И ныне: Богородичен.

Итак, каждая песнь канона начинается ирмосом, а заканчивается Богородичным, а припевом служат Библейские стихи.

На практике, конечно, на 14 канон никто не поет, кроме монастырей каких-то отдельных некоторых.

Обычно читают 4 тропаря:

- из одного канона,

- из другого,

- из 3-его

- слава: и ныне: Богородичен.

В общем-то, я считаю, это вполне допустимо на приходе.

В таком случае, когда читают 4 тропаря, тогда и Библейские песни обычно не используют, а вместо них говорят припевы:

- “Святой (такой-то) моли Бога о нас”,

- “Помилуй нас Господи, помилуй нас” и т.д.

Это припевы на уставные, но уже закрепленные многолетней практикой.

Хотя можно, конечно, использовать, наверное, и Библейские стихи - не все, а несколько стихов - петь.

На Афоне делают так: обычно поют 1-ю, 3-ю, 9-ю песни канона, а остальные читают подряд, и даже ирмосы не поют (в середине). Получается, что, с одной стороны, канон поется так красиво, с другой стороны, он не очень длинный выходит, потому что поются не все песни, а только 1-ю, 3-ю и 9-ю. Такая практика на Афоне, современная.

В греческой практике поют по одному-двум тропарям из всех песен, а в конце - все ирмосы, т.е. все в кучу.

Греки каноны не читают, они их поют.

И так - каждая песнь канона. В конце 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни прибавляется - “покрывает” - т. называемый “покрывающий” ирмос.

Т.е. 3-я, 6-я, 8-я и 9-я песни отделяются (друг от друга) “покрывающим” ирмосом (На рисунке это показано паузами).

Что такое “покрывающий ирмос”? Это ирмос, который берется из последнего (из 3-х) канонов. Например:

Октоих Октоих Минея

1-й канон 2-й канон 3-й канон

“Покрывающий” ирмос - это ирмос канона Минеи. В середине песни его не пели, т.к. сначала поются ирмосы из первого из 3-х канонов, но в некоторых песнях мы его поем, как бы “покрываем” песни.

Почему именно из этого (3-го) канона выбирается ирмос? Почему канон “покрывается” именно этим ирмосом?

Здесь надо вспомнить (ответить на вопрос), на какую мелодию поются тропари. Тропари поются на мелодию ирмоса, даже если сам ирмос не поется.

Например, канон в Минее имеет какие-то тропари и ирмос. Этот ирмос мы сократили (не поем?), но все равно этот ирмос нам задавал мелодию для тропарей. Соответственно, чтобы не перестраиваться хору, чтобы (легче) проще было петь хору, выбирается ирмос последнего из канонов, - чтобы мелодия совпадала с тропарями. Т.е. “покрывающий” ирмос берется из последнего канона.

Обратите внимание, что на Будничной Утрени “покрывающий” ирмос поется не после каждой песни; только после этих 4-х песен. Почему?

Потому что после этих 4-х песен наступает некоторое действие. В схеме указано, какое действие бывает после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни канона.

После 3-й песни:

- ирмос канона Минеи (это сам “покрывающий” ирмос)

- Малая ектения и

- Седален.

После 6-й песни:

- опять “покрывающий” ирмос канона Минеи,

- Малая ектения,

- Кондак и

- икос Минеи.

(После 9-й песни:)

Если 2 святых, как нам быть? У каждого святого есть кондак. 2 кондака подряд не поют.

Если 2 святых, то главный кондак поют поле 6-й песни - как будто бы он один -, а кондак 2-го святого поют по (после) 3-й песни, перед Седальном.

Все это берется из Минеи: Седален и кондак.

В 8-й Библейской песни есть особенность: вместо слов “Слава: и ныне: ” в конце этой песни поется: “Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа, И ныне: ”

В конце всех Библейских песен есть “Слава: И ныне”, которые в каноне читаются, а сами Библейские песни опускаются.

Библейские песни (их стихи) сокращаются, остается от них только конец: “Слава: И ныне: ”, - кроме 8-й песни.

В 8-й песни: “Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа”.

Из-за этого на 8-й песни чтец говорит (вместо) не “Слава: И ныне”, а “Благословим Отца и Сына...”.

Кроме того, в конце 8-й песни прибавлен дополнительный стих: “Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви”, - это последние слова 3-х отроков в Вавилонской пещи.

“Хвалим, благословим”: во время этого стиха положен делать поклон:

на Постовой службе - земной,

на будничной службе - поясной.

Мало кто об этом знает, хотя в Типиконе об этом написано: когда звучит слово “поклоняемся”, то положено делать поклон, в любом случае, и в данном случае тоже.

Вы, наверное, замечали, что по 8-й песни перед “покрывающим” ирмосом прибавляется: “Хвалим, благословим”. Это отмечено и в схеме: по 8-й песни:

- “Хвалим, благословим”

- ирмос канона Минеи.

9-я Библейская песнь состоит из 2-х разных песен:

- Песнь Божией Матери и

- Песнь Захарии, отца Иоанна Предтечи.

В то время, когда Песнь Захарии обычно сокращена и не звучит на службе, хотя должна - как и все другие. Библейские песни, Песнь Богородицы не сокращается.

К песни Богородицы, ввиду ее исключительности, припевается всегда один и тот же припев - не разные припевы, не разные тропари как ко всем другим Библейским песням, т.е. не каноны (по-нашему говоря), а всегда один и тот же ирмос 9-й песни трипеснца Великой Пятницы: “Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...”

Это ирмос Великой Пятницы, авторство Косьмы Маюмского. Получается, что между 8-й и 9-й песнями поется “Честнейшая”, и в это время совершается каждение.

Многим кажется, что это отдельное песнопение. На самом деле, это одна из Библейских песен, которая не подверглась, в отличие от остальных, сокращению. У нее фиксированный припев: “Честнейшую Херувим...”.

В схеме мы видим, что по 8-й песни:

- “Хвалим, благословим...”

- ирмос канона Минеи,

- “Честнейшую...”.

После 9-й песни канона поется - покрывающий ирмос, а затем еще раз повторяется “Честнейшую...”, с которой эта 9-я песнь началась.

По сути, 9-я песнь началась с “Честнейшую...” - Песни Богородицы - и поэтому в конце 9-й песни опять повторяется “Честнейшую...”, но не просто повторяется, а с прибавлением припева Божией Матери “Достойно есть...”. Этот припев - “Достойно есть...” - открыл ангел некоему афонскому подвижнику. Есть даже такая икона “Достойно есть”.

Перед этой иконой молился афонский подвижник, пел “Честнейшую Херувим...”, а явился ему ангел и сказал, чтобы он не просто пел “Честнейшую Херувим...”, но добавлял припев “Достойно есть, яко воистину”. Так появилась песнь “Достойно есть”.

- припев ангельский “Достойно есть...” и

- ирмос “Честнейшую Херувим...”.

Вот это “Достойно есть...” прибавляется в конце канона (см. схему):

По 9-й песни:

- ирмос канона Минеи

- “Достойно есть...”.

Т.е. как будто мы опять возвращаемся к началу 9- песни - Песни Богородицы. Получается, что Песнь Богородицы обрамляет 9-ю песнь канона. Затем:

- Малая ектения (также, как по 3-й и 6-й песни) и

- эксапостиларий.

На этом заканчивается монашеская часть Утрени.

Легко виден монашеский характер Утрени, достаточно “тягучий”: длинные тексты, лишенные разнообразия:

- сначала длинное шестопсалмие,

- потом еще более длинные кафизмы

- и, наконец, совсем длинный канон.

Если все это выполнять по Уставу, то это все очень продолжительно.

Эта монашеская часть службы должна по Уставу совершаться еще ночью, до того, как взойдет солнце.

На приходах Утреня бывает уже с вечера. Потому что сейчас никто не придет, если ночью начать служить. Хотя до революции, конечно, служили ночью, в основном. Практика соединять Вечерню с Утреней и служить ее вечером начала появляться в Москве только в середине XIX века. Филарет Московский, святитель, боролся с этой практикой: запрещал своим священникам соединять Вечерню и Утреню, обвинял их в лености. Святитель Филарет разрешал соединять эти службы, когда положена Всенощная. А когда не положена, тогда служить Утреню с утра.

Но потом постепенно, к началу ХХ века стали Утреню петь, в основном, с вечера, кроме монастырей. В монастырях все-таки до революции Утреню пели всегда ночью.

И только сейчас (в советское время установился этот обычай) и в монастырях поют Утреню с вечера.

Сейчас зайдите в любой монастырь, кроме некоторых - Валаамского и еще некоторых: они поют вечером Вечерню и Утреню, а утром - Полунощницу, - что само по себе совершенно неправильно: не может быть Полунощница после Утрени. Получается Полунощница после Утрени. Если сходить в Сретенский монастырь или в любой другой _ Сергиеву Лавру...

Это, конечно, не совсем правильно. В монастырях, мне кажется, вполне позволяет возможность монахам встать пораньше и спеть Утреню.

В Греции принято так. Они поют вечером 9-й час и Вечерню - каждый день, когда служат. А утром - очень сокращенную Утреню и сразу Литургию, без часов. Это на приходах в Греции.

А в монастырях греческих поют уже по-настоящему: встают в 3 ч ночи (по нашему счету времени) и поют Утреню.

По нашему счету времени Утреня начинается в 3-4 часа ночи. По Византийскому счету времени Утреня начинается в 8-й, 9-й, 10-й час ночи. То есть, если лечь в начале ночи, то как раз выспишься.

А если совершать Утреню в 7 ч утра или в 8 ч, то это уже поздно для утрени. Утреня должна начинаться за 2-3 часа до рассвета. На рассвете Утреня заканчивается.

Когда мы говорили о Вечерне, то говорили о том, что есть древнейшая симолика: это благодарение Бога за дарование свечей и лампад, за дарование искусственного освещения.

А в Утрене, естественно, основная символика - благодарение за дарование дневного света, солнечного. Эта символика начинает появляться в заключительной части Утрени. Уже перед Песней Богородицы диакон говорит: “Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим”. Появляется тема Света: Свет - Христос.

Дневной свет, естественно, сопоставляется с Христом.

После 9-й песни канона в схеме мы уже видим Светилен (см. схемы):

- эксапостиларий Октоиха

- Слава: Светилен Минеи,

И ныне: Богородичен.

Светилен - это песнопение от слова “свет” - песнопение на рассвете.

Обращаю ваше внимание, что в Октоихе есть 2 разных раздела (в Приложении к Октоиху):

- эксапостиларий Октоиха и

- Светилен Октоиха.

В то время, как в Минеи это одно и то же: 2-мя разными терминами - эксапостилария и светилен - в Минее или в Триоди обозначается одно и то же - в Октоихе это разные песнопения. Итак, при службе с Бог Господь поется эксапостиларий Октоиха. Чтобы составить эту службу, надо знать главы Типикона: 9-я глава - О будничной службе вообще (по этой главе идет и Вечерня и Утреня);

11-я глава - О канонах на Будничной Утрени;

16-я глава - о Светильнах на Будничной Утрени.

Итак, с каноном заканчивается ночная часть Утрени.

Какое-то воспоминание о том, что она ночью должна быть, сохраняется в обряде тушения свечей во время шестопсалмия (даже когда Утреню служат с вечера). Во время шестопсалмия тушат все свечи в храме, изображая этим ночную темень. Осталось только воспоминание о том, что должно быть. И только в конце Утрени должны появляться первые лучи света.

После канона идут Хвалитные псалмы. Начиная с этого места, Будничная Утреня имеет такой же порядок, как Будничная Вечерня, - опять-таки в силу своего состава: 2-я часть Утрени параллельна Вечерне, потому что 1-я часть Утрени параллельна Повечерию.

Здесь получается полное сходство порядка частей Утрени Будничной и Вечерни, начиная с Хвалитных псалмов.

Сравните схемы Вечерни и Утрени, начиная с этого места.

Схемы.

Утрени   Вечерни
10. Хвалитные псалмы соответствуют псалмы Господи воззвах 8.
  Стихиры на хвалитех -”- Стихиры на Господи воззвах  
11. “Слава в Вышних...” (песнопение) -”- “Свете Тихий” (песнопение) 9.
  “Сподоби, Господи” -”- “Сподоби, Господи” 11.

12. Просительная ектения

“Мир всем”

Молитва главопреклонения

13. Стихиры на стиховне

14. “Благо есть” 14. “Ныне отпущаеши”

15. Трисвятое

Пресвятая Троице

Отче наш

16. Тропарь

17. Сугубая ектения

18. Окончание службы.

 

Мы видим полное сходство в порядке частей Утрени Будничной и Вечерни, начиная с Хвалитных псалмов - на Утрени - и с псалмов Господи воззвах - на Вечерни.

1. В отличие от псалмов Господи воззвах, на которых всегда есть стихиры - на Хвалитных псалмах на Будничной Утрени стихир может и не быть - это зависит от того, какой святой случится: святой со стихирами на Хвалитех или без.

Если стихир нет, то вместо них в конце псалмов прибавляется:

- Слава: И ныне:

- “Тебе слава подобает...” (см. в схеме)

Такая как бы общая стихира.

Если стихиры есть, поется:

- Стихира

- Слава: И ныне: Богородичен (из этих стихир или из Приложения).

2. Сами псалмы - одна из древнейших частей Утрени, Хвалитные псалмы. Например, в Католической церкви две службы - монашеская и кафедральная - не объединены в одну, как у нас, а являются двумя разными службами. И как раз вторая - кафедральная - часть в латинской церкви называется “ладос” - “хвалитны”, т. е. даже сама служба так называется - “хвалитны”.

3. “Слава в Вышних Богу...” - один из древнейших христианских гимнов. Александрийский кодекс Библии (V века) называет его Библейской песней. Т.е. для христиан V века “Слава в Вышних...” казался текстом еще библейского времени, т.е. I-го века по Р.Х.

Раз кодекс Библии называет его Библейской песней, значит в V веке считалось, что это сочинение апостольского времени. На самом деле мы не знаем, к какому времени относится время написания этого гимна, но, вероятно, к очень древнему, раз так считалось в V веке.

4. “Сподоби, Господи” - это так называемая вседневная редакция утреннего Славословия.

Есть еще праздничная редакция утреннего славословия, иначе называемого Великим Славословием.

В Часослове приводятся обе редакции: сначала праздничное - Великое - Славословие, затем будничное - Вседневное - Славословие

Нужно уметь определить, какое из двух Славословий Великое, а какое - Вседневное.

Первым в Часослове печатается Великое, а вторым - Вседневное.

Поэтому, когда вы будете составлять будничную службу, нужно пере листнуть страницу, чтобы от Великого славословия перейти к Вседневному. В Великом Славословии нельзя отделить “Сподоби Господи” от него, а во Вседневном это 2-е разные молитвы, они идут подряд, но они явно отличаются: в Часослове даже есть указание - “так же”:

“Слава в Вышних...”, а потом “также” еще прибавляется “Сподоби Господи”.

  “Сподоби Господи...”
- на Утрени: “...в день сей...”
- на Вечерне: “...в вечер сей...”

5. Просительная ектения.

(О ней, о ее содержании мы говорили на лекции № 7).

Также, как и в “Сподоби Господи”, чуть-чуть изменены слова:

  мы говорим:
- вечером: “Исполним вечернюю молитву...”
- утром: “Исполним утреннюю молитву...”

6. Молитва главопреклонения.

На Утрени и на Вечерне слова у этой молитвы разные, а содержание - одинаковое: в ней испрашивается благословение всем молящимся, т.е. чтобы Бог благословил всех молящихся.

7. Стихиры на стиховне.

Тоже слова другие (по сравнению с Вечерней), но, как и на Вечерне, Стихиры на стиховне берутся из Октоиха (см. схему).

8. Библейский стишок “Благо есть” аналогичен “Ныне отпущаеши” на Вечерни.

9. Отпустительный тропарь.

В отличие от Бог Господь, где тропарь мы пели 2 раза, здесь поется тропарь 1 раз, как и на Вечерне (см. схему).

10. Сугубая ектения (как и на Вечерне).

В конце диакон возглашает: “Премудрость”.

Хор поет: “Благослови! ”.

Что имеется в виду, когда хор поет: “Благослови”. Кого благословить? Хор просит благословить Бога. Священник говорит: “Сый благословен”.

В библейском понимании слова и благословение - это благословение Бога. Такое понимание сохранялось довольно долго.

Например,... Марии Египетской. Когда Зосима встречается с ней, то они долго спорят, кто должен благословить. Наконец, Мария уступает и говорит: “Благослови Бог”, т.е. благословляет Бога.

Благословляя Бога, человек вступает с Ним в особые духовные отношения, и на него переходит это благословение. Такова библейская модель. Т.е. Бог-отец его благословляет сам.

Т.е. не человек благословляет человека, а Бог благословляет человека через то, что человек благословляет сам сначала Бога. такая модель в Библии наблюдается.

Люди не всегда понимают подлинный смысл слова “благословение”. Например, люди подходят к священнику за благословением. Чаще всего у нас священник ничего не говорит, или говорит: Благослови тебя Господь”. А у греков он говорит: “О Кириос”, т.е. “Господь”. Здесь тоже сокращенный вариант: когда-то он говорил: “Господь благословен”.

Итак, когда хор поет: “Благослови”, он этим призывает священника благословить Господа.

11. И священник говорит: “Сый благословен”.

Этот возглас бывает только на Вечерне и на Утрени - на двух важнейших службах суточного круга; на других службах он не бывает. В этом возгласе священник называет Бога священным Ветхозаветным именем - “Сый” - и, кроме этого, исповедует, что Христос является Богом: “Сый благословен Христос Бог наш”. Такой важный возглас.

Произнесение священником этого возгласа показывает преимущество христианства над Ветхим Заветом:

в то время как в Ветхом Завете священное имя Божие произносил архиерей раз в году, то сейчас в каждой Вечерне и Утрени священник называет Бога этим священным именем “Сый”, по-еврейски “Яхве”, по-русски “Сущий”, или “Оон” - на иконах пишут.

После этого возгласа: “Сый благословен” - на Вечерне бывает Отпуст, а на Утрени еще читается 1-й час. После Утрени сразу читается 1-й час. Завеса закрывается.

Вся Вечерня и вся Утреня совершаются с открытой завесой Царских врат. Превосходство этих двух служб над остальными подчеркивается тем, что открывается завеса Царских врат. Сами Царские врата не открываются, открывается только завеса.

После этого возгласа завеса закрывается, и читается 1-й час. И только после 1-го часа бывает Отпуст.

12. Отпуст бывает:

- краткий (после маленьких служб)

- полный (после больших служб)

После 1-го часа здесь будет полный Отпуст. Почему?

Почему после какого-то 1-го часа - маленькой службы - полный отпуст?

Потому что это Отпуст после Утрени (см. схему).

- окончание Утрени - без отпуста

- 1-й час - с Великим Отпустом.

Итак, мы разобрали будничную службу.

В следующий раз переходим к воскресной Всенощной.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.