Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 9. 3 страница






Еще отметим, что Собор Пресвятой Богоматери - это первый праздник Рождества Пресвятой Богоматери, появился в V веке, с этого времени начинается развитие цикла богородичных праздников.

В воскресенье после Рождества празднуется день сродников Христовых по плоти Иосифа Обручника, Давида Царя и Иакова - брата Божия. 25 декабря - одно Рождество, 31 декабря - отдание Рождества - 6 дней попразднства. Если Рождество попадает на воскресенье, то воскресенье после Рождества оказывается в обрезании, и уже здесь не получится спеть службу этих святых. Вот в этом случае, когда Рождество - в воскресенье, служба Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова - Брата Божия поется не через неделю, а на другой день; если же Рождество в любой другой день, тогда эта служба поется, когда нужно, тогда эта служба попадает в попразднство. Вот такая служба сродников Христовых.

На другой день еще празднуется память архидьякона Стефана. Все эти дни выделены красным в календаре 25, 26, 27, потому что во всех старых богослужебных книгах указывается - день Рождества (Пасха?) - праздник тридневный - не семидневный - как сама пасха, а тридневный, вторая малая Пасха. Что может это означать - немножко загадочно, но после Рождества начинаются 2 недели святок, когда отменяется пост, сплошные две недели, а в Светлую седмицу, тоже отменяется пост, при этом предписывается 66 правило Трулльского собора причащаться каждодневно, раз нет поста - можно причащаться без поста.

29 декабря - празднуются Вифлеемские младенцы, тоже как непосредственные участники всего этого сюжета.

1 января - праздник Василия Великого, и Обрезание Господне - понятно, почему 1-го - 8 день по Рождеству. По закону принесли Христа обрезать на 8 день, как положено, это - великий праздник, +, но не двунадесятый. Служится Всенощное бдение. Интересно, что в службе больше, текстов в честь Василия Великого, чем в честь самого Обрезания, и литургия Василия Великого служится тоже в честь самого Василия, который ее написал. Здесь соединяются службы Василия Великого и самого Обрезания.

Со 20го января начало предпразнства Богоявления. Оно длится еще меньше, чем предпразнство Рождества. 2, 3, 4, 5-е всего 4 дня. Служба Богоявления в уставном плане в основном такая, как служба Рождества. Эти праздники были одним - единым праздником, по смыслу и сейчас это единый праздник - явление Бога на земле. Их уставные особенности совершенно одни и те же. Также на повечериях появляются трипеснцы по образцу трипеснцев Страстной седмицы. Такие же правила действуют - для Богоявления, как и для Рождества в плане перенесения Литургии: если на вечерне с понедельника по пятницу, то такое же порядок, как и для Рождества: утром 0 Царские часы, вечерня и Литургия Василия Великого. Если навечерие - в субботу с воскресеньем, то утром - только вечерня. Царские часы в пятницу, литургия Василия Великого - в сам день Богоявления. Это вам должно быть и так ясно.

Цикл рождественских праздников заканчивается Сретением 2-го февраля на 40 день после Рождества. Сретение замыкает собой вот этот цикл рождественский понятий, получается вот какой большой промежуток времени, охватывает собой события, связанные с Рождеством: с 15 ноября старого стиля до 2 февраля старого стиля. И кроме того, Рождество Христово влияет и на другие праздники: Благовещение связано с датой Рождества, соответственно и даты других Богородичных праздников связаны с датой Рождества Христова. Как оказывается, Рождество - центр праздников неподвижного цикла.

 

Лекция.

Напомню вам особенности праздничного богослужения.

Особенности праздничной вечерни. Праздничная вечерня отличается от будничной:

- во-первых, тем, что вместо рядовой кафизмы поется “Блажен муж”, почему так - это сделано по образцу вечерни Субботы вечером, с которой начинается всенощное бдение. Начинается круг чтения псалтири, псалтирь прочитывается по уставу за неделю, поэтому поется в субботу “Блажен муж” (1 псалом), и по образцу воскресной службы “Блажен муж” поется на праздничной вечерне, на любой;

- во-вторых, на праздничной вечерне совершается Вход, поэтому иначе называется вечерня со входом праздничная;

- в-третьих, на праздничной вечерне особая сугубая ектения, произносится не в конце службы, а в середине, раньше просительной ектении - “Рцем”.

- в-четвертых, отпуст на праздничной вечерне произносится в открытых Царских вратах, не так как на будничной священник выходит и говорит Отпуст, но открываются Царские врата, более торжественно произносится отпуст.

Это отличия праздничной вечерни от будничной.

Но если вечерня входит в состав бдения, то к этим 4 отличия прибавляются еще несколько отличий.

Особенности вечерни в составе бдения:

- во-первых, перед собственно Всенощной должна совершаться малая вечерня и, наоборот, отменяют службы повечерия и полунощницы, одна служба появляется - две службы отменяются

- во-вторых, Всенощная начинается с возгласа утрени - Слава Святей, вместо возгласа вечерни произносится возглас Утрени.

- в-третьих, предначинательный псалом не читается, а поется и сопровождается каждением храма

- в-четвертых, появляется чин литии после просительной ектении, появляется шествие по храму или лития, сопровождается пением стихир, произнесением молитв дьякона, в конце вечерни совершается благословение хлеба и вина, пшеницы и елея, соответственно, вместо тропаря отпустительного поется тропарь на благословение хлебов трижды, читается молитва, поется 33 псалом.

Отличия Праздничной утрени от будничной:

1. На праздничной утрене после кафизм произносятся ектении, тогда как на будничной их как правило нет.

2. После кафизм и седальнов поется специальное праздничное последование - не имеет специального наимевования - оно состоит из полиелея и Евангелия, так же и некоторых других песнопений. Между кафизмой и каноном на будничной утрене только 50 псалом, а на праздничной утрене - целая большая вставка.

3. Канон поется с катавасией, более торжественно, после каждой песни катавасия, что придает службе торжественность.

4. Утреня имеет праздничное окончание: нет стиховных стихир, славословие употребляется в праздничной редакции, ектении переставлены, т.е. сугубая раньше просительной. Ну, и отпуст, естественно, в открытых Царских вратах, также, как и на вечерне.

Утреня в составе бдения, кроме того, не имеет Двупсалмия и начинается без возгласа, потому что возглас “Слава Святей” - произнесен уже перед вечерней - это в составе бдения.

Воскресная утреня и праздничная утреня - не совсем одно и то же. Из чего состоит праздничная, но не воскресная утреня? Включаются Хвалитные псалмы 134, 135: “Хвалите имя Господне” - и избранный псалом, стихи которого выбраны из всей псалтири, который содержит пророчества о праздничном событии, малая ектения, седален по полиелею, дальше поется антифон “От юности моея” 4-го гласа. на праздничной утрени, прокимен, возглас священника, Всякое дыхание, Евангелие, псалом 50 с припевами в конце: Слава, припев, и ныне, припев, Помилуй мя, Боже, и, наконец, стихиры по 50 псалме. И, наконец, молитвы дьякона “Спаси Боже” и возглас “Милостию и щедротами”. Это праздничная утреня.

На воскресной утрени все немножко не так. Вместо полиелея могут петься Непорочны.

 

Лекция № 11.

Продолжаем изучать тему праздников - праздников Месяцеслова.

Вспомним знаки праздников Месяцеслова:

+ Великие праздники
+, совершается бдение +, совершается праздничная служба, но Вечерня и Утреня не объединены Средние праздники
, , , без знака Малые праздники

В каждый день есть какой-нибудь праздник Месяцеслова. За исключением дней, когда поется служба с Аллилуйя, и некоторых особых дней Триоди Постной и Цветной, поется служба с Бог Господь (по знакам праздников Месяцеслова).

Об особых днях Триоди Постной и Цветной речь пойдет на следующих лекциях

Вне периода пения по Триоди, если не считать немногочисленных Аллилуйных дней, в каждый день есть какой-то праздник Месяцеслова.

Устав службы при знаках шестиричном и без знака мы уже вкратце изучили - совершается (при этом) случае Будничная служба.

Также мы изучили совершение Воскресного богослужения - в общих чертах.

Напомню вам особенности Праздничного богослужения.

I. Особенности Праздничной Вечерни.

Праздничная Вечерня отличается от Будничной тем, что:

1) вместо рядовой кафизмы поется “Блажен муж...”. Это сделано по образцу Вечерни в субботу вечером, с которой начинается воскресное богослужение.

... круг чтения Псалтири - Псалтирь прочитывается по уставу за седмицу. Поэтому в субботу вечером поется 1-ый антифон или 1-ая кафизма или “Блажен муж...”. И по образцу Воскресной службы “Блажен муж...” поется и просто на Праздничной Вечерне - на любой.

2) На Праздничной Вечерне совершается Вход. Поэтому Праздничную Вечерню иначе называют Вечерней со Входом.

3) На Праздничной Вечерне Сугубая ектения произносится не в конце службы, а в середине - раньше Просительной; начинается словами: “Рцем вси...”.

4) Отпуст произносится при открытых Царских вратах. То есть не просто священник выходит и говорит Отпуст, как на будничной вечерне, а открываются Царские врата, т.е. более торжественно произносится Отпуст.

Это отличия Праздничной Вечерни от Будничной.

Но если Вечерня входит в состав Бдения, то появляются еще несколько отличий (т.е. к этим 4-м прибавляются еще несколько).

II. Особенности Вечерни в составе Бдения.

1. 5)... в центре Всенощной должна совершаться Малая Вечерня - появляется особый круг Малой Вечерни

6) (И наоборот) отменяются службы Повечерия и Полунощницы. Т. е. 1 служба добавляется, а второе отменяются.

2. 7) Всенощная начинается с возгласа Утрени: “Слава Святей...”, - вместо возгласа Вечерни произносится возглас Утрени.

3. 8) Предначинательный псалом не читается, а поется и сопровождается каждением храма.

4. 9) Появляется чин литии.

После прочитанной ектении появляется шествие по храму или лития, сопровождается пением стихир, произнесением молитв диакона.

5. 10) В конце Вечерни совершается Благословение хлеба и вина, пшеницы и елея. Соответственно, вместо тропаря отпустительного поется тропарь на Благословение хлебов - трижды, поется молитва поется 33-й псалом - до половины.

Итак, к 4-м отличиям Праздничной Вечерни добавляются еще эти.

III. Особенности Праздничной Утрени (отличие ее от Будничной Утрени).

1) На Праздничной Утрени после кафизм произносятся ектении, на Будничной их, как правило, нет.

2) После кафизм и седальнов поется специальное Праздничное последование (оно не имеет специального названия); оно состоит из:

- полиелея и

- Евангелия,

а также

- других песнопений.

3) Между кафизмами и каноном: на Будничной Утрени предстоит 50-й псалом, на Праздничной Утрени - целая большая вставка.

4) Канон поется с катавасией, т.е. более торжественно: после каждой песни - катавасия; это придает службе торжественность

5) Праздничная Утреня имеет праздничное окончание, т.е.

- нет стиховных стихир;

- славословие употребляется в праздничной редакции;

- ектении переставлены: Сугубая раньше Просительной;

- Отпуст в открытых Царских вратах.

IV. Особенности Утрени в составе Бдения.

1-5)

6) нет двупсалмия

7) начинается без возгласа, т.к. возглас “Слава Святей...” произнесен уже в начале Вечерни.

Обращаю ваше внимание на то, что Праздничная Утреня и Воскресная Утреня - не совсем одно и то же. Почему? Из чего состоит праздничная вставку в Утреню на Праздничной, но не Воскресной службе?

V. Отличие Праздничной Утрени от Воскресной.

Праздничная вставка включает в себя:

- полиелейные псалмы (134, 135) “Хвалите имя Господне...”, “Исповедуйтеся Господеви...”;

- избранный псалом - псалом, стихи которого выбраны из всей Псалтири: содержат пророчества о празднуемом событии.

Далее:

- малая ектения

- седален (после полиелея)

полиелей

- антифоны поются “С юности моея...” 4-го гласа

- прокимен

- возглас священника

- “Всякое дыхание...”

- Евангелие

- 50-й псалом - с припевами в конце:

Слава: припев, И ныне: припев

- “Помилуй мя, Боже...”

- стихиры по 50-ом псалме

- молитва диакона “Спаси, Боже...”

- “Господи, помилуй” (12 раз)

- возглас священника “Милостию и щедротами”.

Это Праздничная Утреня и Предпраздничная.

На Воскресной Утрени все немного не так:

- вместо полиелея могут петься Непорочны с тропарями по Непорочных

- вместо седален по полиелее поются ипакои

- вместо антифона 4-го гласа поются 3 антифона текущего гласа

- после Евангелия (между псалмом и Евангелием вставляется) песнопение “Воскресение Христово видевше...” и совершается обряд целования Евангелия, т.е. все немножко не так.

Также в конце канона на Воскресной Утрени есть еще песнопение “Всяк? Господь Бог наш...”, которой на Праздничной службе нет.

Это мы вспомним об отличиях Праздничного богослужения от Будничного.

Теперь перейдем непосредственно к теме “Праздники Месяцеслова”.

 

Тема: Праздники Месяцеслова.

Итак, Будничную службу мы рассмотрели - четверичную и шестеричную (при знаках: без знака и...).

Славословная служба наиболее “ненормальная”, ненормативная:

Устав пения Славословной службы в праздники Господские может резко отличаться от Устава пения славословия на праздники святых.

Служба Славословная состоит (в памяти святых) из:

- Будничной Вечерни и

- Утрени с Праздничным окончанием (не Праздничная Утреня, а Славословная).

Некоторые Господские праздники, такие как 13 сентября, праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, праздники Собора Пресвятой Богородицы или Собора Иоанна Предтечи на другой день после Рождества и Богоявления, и ряд других - имеют не Будничную Вечерню (хотя знак славословия), а Великую Вечерню. Знак славословия, но Вечерня Великая - бывает и такое.

Служба со Славословием - более необычная, но мы на лекциях не будем больше говорить о славословии. Тема эта чисто уставная, и на лекциях невозможно ее изучить (обычно ее изучают на семинарах).

Теперь мы переходим к тому, что мы сами считаем праздником

- к Средним и Великим праздникам, наиболее торжественным дням Церковного календаря.

Бывают праздники:

- Бденные и полиелейные: - в честь святых,

- в честь Господа,

- в честь Божией Матери,

- очень многие иконы у нас имеют полиелей, напр. Божией Матери.

Естественно, определенная разница в Уставе есть: если это праздник Господский, Богородичный или если это праздник в честь святого.

Все основные особенности мы уже рассматривали:

- при службе полиелейной (+) совершается: Вечерня Праздничная (без Бдения) и Праздничная Утреня (см. особенности Праздничной Вечерни и Праздничной Утрени);

- при службе + совершается Бдение, т.е. добавляются особенности еще Бденной службы.

Великие праздники:

- двунадесятые праздники - не все, а только те, которые являются праздниками Месяцеслова (некоторые двунадесятые праздники являются праздниками Триоди)

- и некоторые другие праздники.

Устав каждого Великого праздника в Типиконе выписан отдельно, т.е. невозможно их обобщить до конца: каждый Великий праздник имеет какие-то свои маленькие особенности.

Можно заметить, что службы Господских праздников (двунадесятых Господских праздников) и службы других Великих праздников не одинаковы: Господский двунадесятый праздник и Богородичный двунадесятый праздник имеют совсем разные Уставы.

 

Службы на Господские двунадесятые праздники.

1) На Господские двунадесятые праздники не поется “Блажен муж...” кафизм на Вечерне нет совсем. Сразу после канона идет “Господи, воззвах” и стихиры на “Господи, воззвах”. Есть исключение: если Господский двунадесятый праздник попадет на Воскресение и Понедельник, то “Блажен муж...” все-таки поется.

2) и главное: Если Господский двунадесятый праздник попадает на Воскресение, то воскресная служба отменяется.

3) Праздничные антифоны на Литургии вместо Изобразительных - Входной стих.

4) Разница в отдании праздников. На Отдании Господских двунадесятых праздников праздничные Апостол и Евангелие не повторяются - на каждый Господский праздник они свои.

А на Отдании Богородичных праздников повторяются праздничные Апостол и Евангелие, т.к. у Божией Матери не так уж много чтений - это обычно общее чтение Божией Матери на Литургии.

Праздничные Евангелие и Апостол на Отдании Богородичных праздников повторяются (правда, не на всех Богородичных праздниках), а на Господские - не повторяются.

5) И разница в Отпусте. Все Господские двунадесятые праздники имеют особый Праздничный Отпуст: “... и нас ради спасения в вертепе родивый и в яслех возлеги Христос Истинный Бог наш...”. На праздники в попразднстве и Отдание Великий Отпуст произносится с Праздничным прибавлением. Но в праздник такого прибавления нет. Хотя можно заметить, что и старообрядцев такое прибавление праздничное есть. Они говорят: “Христос Истинный Бог наш молитвами Пречистыя своя Матери, святаго и славнаго Ея Успения” - что немного странно: “молитвами Успения”.

Богослужение праздников Рождества и Богоявления (мы рассматривали в конце прошлого семестра)

Богослужение других праздников Месяцеслова имеет какие-то особенности, но в целом одно и то же.

Богослужение Рождества и Богоявления - совсем другое, совсем необычное. Вы уже должны были понять, что Рождество - это не просто какой-то день календаря, а некий центр, вокруг которого выстраивается достаточно большое количество памятей. Это и службы Рождественского Поста, имеющие достаточно сложную структуру, хотя, конечно, не такую сложную, как структура Великого Поста.

...Предпразнства Рождества, Навечерие Рождества, Попразднства такие памяти, как... память мучеников,...

...Христова по плоти - в Воскресение после Рождества, обрезание Законного, Сретение также отсчитываются от Рождества. Так Рождество оказывается таким эпицентром.

Но Богоявление совсем не вписывается в эту систему.

В ней все логично: память младенцев,... к Рождеству, память обрезания, Сретения.

Но почему Богоявление оказывается рядом с Рождеством, и не просто рядом, а прямо ему сопоставляется (богослужение на Богоявление очень похоже на богослужение на Рождество)?

Вспомним историю установления праздника Рождества Христова.

Когда появляется первое упоминание праздников Рождества и Богоявления в христианской церковной письменности?

О Празднике Пасхи, хотя и иудейском, говорится уже в Деяниях; там апостолы отмечают Пасху и Пятидесятницу: Павел спешит в Иерусалим на Пятидесятницу. Пятидесятница - иудейский праздник, но т.к. апостолы отмечали эти праздники, они плавно перешли и в христианство.

А с Богоявлением и Рождеством: в Ветхом Завете нет упоминания об этих праздниках.

Первое упоминание о праздниках Рождества и Богоявления относится к первой половине III-го века.

Об этих праздниках упоминает Климент Александрийский, известный церковный учитель, основатель Александрийской школы (он не святой, не канонизирован).

[Кто такой Дидим Александрийский? А Диагор...? ]

Итак, Климент Александрийский, живший в первой половине III-го века, упоминает, что гностики-василидиане, последователи Василида..., придумали праздник явления Епифании - Богоявление.

В чем смысл праздника с точки зрения гностиков?

В том, что Христос, по их лживому нечестивому мнению, не был Богом с самого начала. Но после Крещения является Бог во Христе. Такой придумали праздник, поэтому праздновали Крещение.

Праздник приобрел популярность. И чтобы не смущать сердце новообращенных, православные вводят свой, альтернативный праздник Явления, но празднуют не только Крещение, а, в первую очередь, Рождество, подчеркивая, что Христос явился как Бог с самого Рождества.

Явился миру с самого начала Богом - вот в этом православный смысл праздника. Итак, Богоявление - это, в первую очередь, Рождество - явление Бога в мир.

Затем в конце IV-го века, сначала в Риме, а потом под влиянием Рима постепенно на всем Востоке (а в Иерусалиме еще позже - в V-м веке) происходит отделение Рождества Христова - оно переносится с 6-го января (как оно праздновалось с III-го века) на 25-е декабря.

Это происходило постепенно, поэтому некоторые церкви так и остались праздновать Рождество с Богоявлением 6-го января, например, Армянская церковь.

Когда прошло какое-то время сменилось несколько поколений, и люди забыли, что когда-то это был один праздник, и стали думать, что в праздновании этих праздников в один день есть монофизитство.. Но в этом нет никакого монофизитства, и, наоборот, такое празднование более правильное. Просто исторически так случайно вышло, что монофизитские церкви празднуют эти праздники в один день.

Получается, что праздник Богоявления снова празднуют с Крещением - так, как это придумали василидиане. В чем здесь дело?

Православная интерпретация - иная. Мы, конечно, не говорим, что Христос является Богом после Крещения.

Мы говорим иначе: с одной стороны, это первое явление Пресвятой Троицы, описанное в Евангелии: Бог-Отец провозглашает, Дух Святый под видом голубя сходит на Господа Иисуса Христа и Второе Лицо Пресвятой Троицы - Христос - присутствует в человеческом образе.

А кроме того, Крещение - это явление Христа обществу: если в Рождестве Христос явился миру, но только Своим близким, Симеону Богоприимцу, тем, кто Его окружает, а обществу как таковому Он еще не явился, общество еще не узнало о пришествии Мессии.

И в этот момент явления Христа общество узнает в Нем Мессию.

Это праздник Богоявления, содержание праздника Богоявления.

Тесная связь двух праздников, происходящая из их содержания и из того, что первоначально это был один праздник, - сохранилось в богослужении до сих пор и выражается, в первую очередь, в том, что богослужение имеет одинаковый порядок.

Богослужение на праздники Рождества и Богоявления (общие особенности).

1. Перед праздниками бывает... пост

.

.

Надо воздерживаться от всякой пищи до вечера.

В этот день отменяется Литургия, а вместо нее... специальные часы.

Вечерню и Утреню обычно совершают, а вместо часов и Литургии совершают специальные - Царские (или Великие) - часы. Красивая торжественная служба.

Во второй половине дня по Уставу совершается Праздничная Вечерня (В Москве обычно совершается сразу после часов, поэтому, к сожалению, многие на нее не попадают: все хотят попасть на Праздничное Бдение. Не всем получается ходить утром на Праздничную Вечерню, а жаль, потому что она очень красивая).

Праздничная Вечерня:

- читается большое число паремий (не 3, как всегда на празднике, а больше: на Рождество - 8, на Богоявлении - 13.

Всего только 3 праздника есть в году, в которые на Вечерне большое количество паремий. Кроме Рождества и Богоявления, еще на Пасху - в Великую Субботу - на Вечерне читается 15 паремий).

- совершается Литургия Василия Великого (т.к. люди целый день постились, ничего не ели, то на Вечерне можно совершить Литургию). Т.к. Вечерня Праздничная, то Литургия тоже праздничная - Василия Великого.

В эти праздники для большей торжественности совершается Литургия Василия Великого - только на Вечерне, накануне.

- После Литургии вносится свеча.

(Мы говорим об общем порядке службы на оба эти праздника).

На Рождество свеча символизирует звезду, явившуюся волхвам. Поэтому говорят: до звезды пост.

Какую звезду свеча символизирует на Крещении, я не могу вам сказать. Но на Крещении делают также, как и на Рождество.

- И перед этой свечой - не перед иконой, а именно перед свечой - поется тропарь и кондак праздника.

После чего разрешается, наконец, вкушение пищи.

... служится Всенощная. Она состоит не из Вечерни и Утрени, а из Великого Повечерия - окончательная часть Вечерни и Утрени, потому что Вечерня уже отслужена.

Поэтому совершается:

- Великое Повечерие

- 2-я половина Вечерни, начиная с литии

- Лития

- стихиры на стиховне и

...

И далее - Утреня.

Литургия на сам праздник - это уже вторая литургия, по сути, - Литургия Иоанна Златоуста (для разнообразия).

Накануне - Литургия Василия Великого, а на сам праздник - Литургия Иоанна Златоуста. Причем, на Рождество, например, на Литургии читается Евангелие о том, что было уже после Рождества (т.е. не о Рождестве, а о последующих событиях). Таков порядок службы на эти 2 праздника.

Но что будет, если Сочельник попадет на субботу или воскресенье?

В этом случае канонические правила запрещают поститься до вечера: по канону в субботу и в воскресенье днем обязательно нужно покушать.

Литургия в субботу и в воскресенье совершается.

Только 1 раз в году в субботу каноны дозволяют, и даже предписывают, поститься до вечера - это в Великую Субботу.

В воскресенье никогда не разрешается поститься до вечера!

Если Сочельник в субботу или в воскресенье, тогда что будет?

Тогда мы совершает обычное богослужение. Будут песнопения какие-то в честь предпразднства Рождества, но порядок богослужения будет обычный.

И Литургия будет обычная (или в субботу, или в Воскресение), она к празднику еще не относится. Потом, во второй половине дня (в Московской практике сразу после Литургии; по Уставу после обеда, после трапезы...) совершается Вечерня - до половины, без Литургии, потому что Литургию нельзя 2 раза служить, тем более, что все уже поели.

Итак, совершается Вечерня до (половины) середины.

А дальше - ночью - как обычно:

- Всенощная, состоящая из Великого Повечерия, 2-й части Вечерни и Утрени и Литургии.

Так как Литургии Василия Великого не было, а на практике ее нужно обязательно совершить, то служат Литургию Василия Великого.

Когда Сочельник в Понедельник, прежде всего в пятницу, то две литургии получается у праздника: накануне - Василия Великого, а в сам праздник - Иоанна Златоуста.

Когда накануне - Суббота или воскресенье, то нельзя поститься, поэтому на праздник только одна литургия.

Что происходит с Царскими часами, если Сочельник в субботу или Воскресение?

Царские часы в этом случае читаются в пятницу - ближайший постный день, накануне. В эту пятницу Литургии нет: Царские часы с Литургией несовместимы.

При этом нет поста до вечера (когда Сочельник в субботу или в воскресенье).

В пятницу тогда Царские часы без литургии.

В Сочельник - обычный порядок служб. А на праздник - Литургия Василия Великого.

Это мы уже разбирали. Я просто вам это напомнил.

Обращаю ваше внимание на то, что это совсем необычный устав. Никакой другой праздник (кроме разве что Благовещения) не имеет такую Всенощную, состоящую из Великого Повечерия и [всего остального]. Никакой другой праздник не имеет две литургии (Это две литургии в 2 разных астрономических дня, т.е. все в порядке. Нельзя совершать две литургии в один астрономический день, а в один богослужебный день можно).

Только в Пасху две литургии: в Великую Субботу и в саму Пасху. Там тоже после Вечерни Литургия... Но это праздник Триоди.

Богоявление отличается от Рождества не только тем, что 13 паремий на Вечерне (вместо 8), но еще особым чином - Освящением воды.

Даже в билетах есть тема: “Освящение воды - Великое и Малое”.

Сколько раз, по Уставу, совершается Освящение воды в Богоявление? По Уставу, чин освящения воды совершается 1 раз. В Типиконе вы найдете только одно Освящение воды. Оно происходит после Литургии Василия Великого, т.е. еще в Сочельник - после за амвонной молитвы перед пением “Будет имя Господне...”

Почему перед пением “Будет имя Господне...”? Потому что по старой традиции, отраженной в Студийском Уставе, до первого вкушения Святой воды нельзя совершенно ничего есть, даже антидор. А во время 33 псалма раздается антидор.

Поэтому - перед 33-ым псалмом, перед вкушением антидора.

Причащение, но перед запивкой, как бы, грубо говоря.

По Студийскому Уставу нельзя было запивать Святый Дары до того, как люди причастятся Святой воды. Такой был Устав Студийский. Это только 1 раз, на Богоявление. Подчеркнуть важность этого момента. Не вообще всегда, а только в этот момент.

... На богослужении освящение таких символических, отчасти, предметов, как вода на Богоявлении (она символически готовит Крещение Христа в ней; хотя вода освящается реально, но эта символика присутствует) или ветви вайи на недели Вайи, происходит накануне: мы готовим все для события, затем происходит Литургия - Христос приходит к нам в виде Святый Тайн - и затем уже эта вся подготовка не нужна, т.е. вайи освящать после Литургии - бессмысленно: Христос уже пришел; зачем встречать Его с ветками, если Он уже пришел.

... есть такая традиция, она очень древняя: освящать воду на Богоявлении дважды.

Итак, здесь есть противоречие между Уставом, с одной стороны, и многовековой церковной традицией, с другой.

Уже в памятниках XI-XII вв. отмечается, что в одних места совершается 2 освящения, в других - одно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.