Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 9. 2 страница






В монастырях с более жестким Уставом после Утрени - пауза несколько часов и затем Литургия (так положено по Уставу), тогда получается, что обед откладывается на несколько часов.

В некоторых монастырях бывает Утреня, потом сразу Литургия, потом несколько часов пауза (без обеда) и потом Молебен, и после Молебна - Литургия.

[В паузу монахи должны молиться, читать Евангелие, делать какие-то послушания, но не спят. Паломники в паузу спят. Я спал в это время, поэтому не знаю, что они делали].

Потом идет у них обед, потом послушание: 7-8 часов утра у них послушание.

Затем в 2-3 ч дня начинается 9-й час, Вечерня. После этого ужин. Потом Повечерие. Так что часов в 6 все заканчивается. И часов в 7-8 (вечера) они ложатся спать.

Там время Устава по-Византийски: закат солнца - 0 часов. Утреня начинается в 7-8 часов. Таким образом, они как раз спят 7-8 часов.

Там монастыри есть разные: есть побогаче, где нет такой духовности. В некоторых монастырях монахи и днем спят тоже. В некоторых, наоборот, очень много работы.

Начинается ночь с заката, и время начинает свой отсчет. Закат меняется в течение года, поэтому и время тоже меняется.

Там 20 монастырей и у всех есть свои владения. Кроме монастырей там есть скиты, келии и коливы.

Скиты - это фактически такие же монастыри, только не обладающие автономией. Монастырь обладает автономией: он сам посылает своего представителя в Священный Кинод, и от других монастырей не зависит.

А скит зависит от какого-то монастыря, т.е. это монастырь при монастыре. В скиту может жить и 20, и 30, и 100 человек. В бывшем русском Английском скиту вообще жило несколько сотен человек. И вообще самый большой храм на Афоне - храм Английского скита.

Келия рассчитана на 5-10-20 монахов.

Келии, коливы и скиты принадлежат монастырям: соответственно, монахи этих помещений платят монастырям аренду. Монастыри распоряжаются этими помещениями: какому-нибудь монаху монастырь может разрешить жить бесплатно...

Это считается нормальным, если богатый грек под конец своей жизни принимает монашество, покупает какую-нибудь келию.

Там живут и в пещерах, где только не живут! Там ходят албанцы и их грабят, ходят через лес...

А когда Всенощная бывает, там другой распорядок. На Афоне 3 вида Всенощных:

- Всенощная в панигири, т.е. в престольный праздник - 1 раз в году;

- Всенощная в очень большие праздники и

- просто Всенощная.

Они имеют разную продолжительность:

Всенощная в панигири длится 14 ч, а просто Всенощная - часов 5.

Всенощная в панигири имеет такую последовательность служб:

- Молебен Божией Матери и

- Малая Вечерня.

Это длится 1 ч - 1, 5 ч.

Потом ужин, небольшой отдых. Потом Всенощная, которая длится часов 12 без перерыва. В середине Всенощной они пьют кофе всегда - во время чтения кафизм.

По Уставу, после того как раздают хлеб и вино на Всенощной. после этого вкушать уже ничего нельзя, - чтобы поститься перед Причастием. Но греки считают, что и так очень длинная Всенощная, и поэтому пьют кофе.

Очень длинные распевы: один псалом длится 2 ч; полиелей (один псалом) длится 45 минут.

“Богородице Дево” длится очень долго: я заснул в середине где-то, проспал сколько-то, проснулся - а они только 3-й раз пели. После окончания Всенощной сразу служат водосвятный молебен.

Потом совершается архиерейская Литургия (Архиерей стоит на Вечерне до литии, а с литии уходит, и приходит только к Литургии. Причем, это так положено; даже если он захочет остаться в храме, ему не дадут это сделать, потому что по Уставу нельзя. У них очень строго соблюдается Устав: и то, что пьют кофе во время Всенощной, так повелевает Устав Афонский - его нельзя преступить).

Потом в трапезной чинопанагии совершается - всегда по праздникам. Если это праздник не Господский, то совершают благословение колива.

Обычно у них так:

- каждый день коливо благословляют;

- по праздникам - чинопанагии;

- в престольный праздник - и то, и другое делают (если только праздник не Господский; потому что коливо можно благословлять или в честь святого, или в честь Божией матери).

Потом после трапезы - многолетие епископу (в храме).

Вот и получается 14 часов, а с обедом - и все 15 ч.

А потом в этот же день вечером совершают заупокойную службу о всех ктиторах (если это престольный праздник), т.е. всех, кто этот монастырь построил.

Есть такая книжечка, в которой вкратце описывается особенность афонской службы - не Устав, а особенность: как зажигать свечи, как делать трапезу.

Ее перевели на русский язык и хотят издать. Наверное, она скоро будет издана.

 

 

Лекция № 10.

Рождественский пост. Предпразднство Рождества и Богоявления. Рождественский и Крещенский сочельники.

Мы переходим к изучению годовых кругов неподвижного и подвижного. Центром праздников неподвижного круга является праздник Рождества Христова. Этому празднику и подготовке к нему посвящена сегодняшняя лекция, что мне кажется достаточно уместным, поскольку завтра начинается Рождественский пост.

- Итак, Рождество Христово подготавливается продолжительным постом. Праздник Рождества установлен в конце IV в. История установления такая: в середине III в., по сообщению Клиента Александрийского, гностики, влияния которых было особенно сильно в Александрии, ввели у себя праздник Богоявления 6 января. какой смысл придавали гностики этому празднику? Они учили (василидиане, последование Василида), что Христос был простым человеком, а Бог является во Христе в момент Его Крещения. Момент Крещения особенно подчеркивается у гностиков. В этом заключался гностический, еретический праздник Богоявления - Крещение Иисуса, когда в нем является Бог. Праздник стал очень популярным - православные должны были ему что-то противопоставить. Они тогда вводят свой праздник Богоявления в тот же самый день 6 января, но уже добавляют к празднованию Крещения празднование Рождества, подчеркивая, что Бог является сразу с самого начала, что Христос с самого начала и Бог и человек, а не только в момент Крещения. Вот как был установлен православный праздник Богоявления. Итак, Богоявление во всех его формах: явление Бога во плоти - Рождество; явление Троицы - в Крещении и, вообще, сам факт явления Бога на земле в этом празднике. Итак, Богоявление появляется в III в. и празднуется 6 января в IV в. в 1-й половине в Риме стали праздновать отдельно Рождество; дата для Рождества 25 декабря выбрана, вероятно, так: Ипполит Римский, известный церковный писатель, священномученик (жил в III в.) в своих известных толкованиях на книгу пророка Даниила говорится, что Пасха случилась в тот же самый день, когда произошло Благовещение, в этот же самый календарный день, и затем указывает, что поскольку не совпадают солнечный и лунный календари. Распятие Христа попало, согласно Ипполиту, на 25 марта, стало быть Благовещение - 25 марта и Рождество - 25 декабря, через 9 месяцев после Благовещения. Возможно так, возможно как-нибудь иначе, во всяком случае была выбрана дата 25 декабря. И. в IV веке римская практика празднования отдельно Богоявления, отдельно Рождества постепенно распространилась по всему христианскому миру. В конце IV в. ее вводят в Антиохии сначала, затем в Константинополе Иоанн Златоуст, при этом проповедь Иоанна Златоуста на Рождество наполнена таким оправданием, что вот, дескать, новый праздник, зато он неплохой. Этот праздник был совсем новый для Востока в этом день. Позже всего он был введен в Иерусалим - только в V в. В Иерусалиме отделяет Рождество от Богоявления. До сих пор в нехалкидонских церквах, которые сохраняют практику V в., например, армянская церковь в некоторых моментах сохраняет практику V в., например, армянская церковь в некоторых моментах, сохраняет практику V в.: не отделено Рождество от Богоявления, - армяне празднуют в один день 6 января Рождество вместе с Богоявлением - в православной церкви с конца IV в. повсеместно уже эти праздники уже разделены. Процесс происходил постепенно в течение несколько десятков лет. О посте перед Рождеством сообщает Иоанн Златоуст, напоминает, чтобы перед Рождеством какое-то время люди постились. Вероятно, первоначально пост был недолгим, около недели продолжался, а затем он был увеличен до размеров Великого Поста, это происходило постепенно в течение нескольких столетий. Вот эта книга Скабаллановича самая лучшая на рус. язы. книга о празднике Рождества, о посте, называется “Рождество Христово”.

Еще в IX в. один из византийских авторов говорит о Рождественском посте, что одни воздерживаются в течение 18 дней от мяса, сыра и яиц, а другие - только от мяса, а другие - 1? дней, а какие-то - только 4 дня, но Апостолы установили для всех верных 40 дней, поста, т.е. такой продолжительный Рождественский пост установлен только в IX в. в Византии, но и сейчас в современном уставе в этом посте можно выделить 2 части - последние 5 дней поста начинается с 20 декабря старого стиля или 2 января нового стиля, отметим, что 1 января не входит в эти строгие дни. Это особо строгий пост, - то самое древнее ядро Рождественского поста, последние 5 дней - в эти дни запрещается рыба, елей, кроме воскресенья, а последний день перед Рождеством вообще сочельник - очень строгий пост, и, с другой стороны, относительно нестрогие остальные дни Рождественского составляют до 1 января включительно. В Рождественский пост специально подобраны памяти пророков, очень много памятей Ветхозаветных пророков, тем самым указано на то, что пророки указывали на Рождение Христа. Постепенно в Рождественский пост начинают появляться Рождественские песнопения, с Введения во храм Пресвятой Богородице начинает петься катавасия рождественская на праздничных утренях - Христос рождается - Только один раз в Рождественский пост вместо рождественской катавасии, поется другая катавасия, тоже рождественская, но не из 1 рождественского канона - Христос рождается, а из второго рождественского канона - Спаси люди - и это в день Саввы освященного. В середине Рождественского поста празднуется память Саввы Освященного, человеку, который положил основу палестинским богослужебным порядкам, фактически положил основу нашему Иерусалимскому уставу, поэтому к нему такое внимание, Савве освященному положено бдения по Типикону, в этот день 5 декабря - 18 декабря нового стиля поется катавасия не из 1-го, а из 2-го канона - Спаси люди, а все остальные праздничные дни мы поем катавасию 1 канона Рождества Христова.

Также начинают появляются отдельные песнопения, например, служба святителя Николая 6 декабря старого стиля нескольких стихир на И ныне:, которые должны были быть Богородичными, а здесь эти несколько стихир Рождества; на И ныне на Господи воззвах - В вертепе благоукрасися, например, стихира Рождества. Но это нельзя назвать предпразнством. Когда отдельные песнопения появляются, нас как бы готовят к празднику, но Предпразнство собственно начинается с 20 декабря старого стиля, т.е. Предпразнство занимает вот эти строгие постные дни.

Вообще, устав Рождественского поста, если поститься строго по Уставу, следующий: в субботу и воскресенье можно есть рыбу, так же можно есть рыбу во Вторник и Четверг, если на эти дни попадает праздник святого, имеющего полиелей, или даже хотя бы славословие; в Понедельник, среду и пятницу, если такой святой попадает - можно вкушать вино и елей, а если нет, то без елея. Вот такой устав. Естественно, это устав для монахов, для мирян - послабления, а начиная с 20 декабря действительно строгий пост, такой же как Великий.

За 2 воскресенья до Рождества празднуется неделя Святых Праотец, а за воскресенье - неделя Святых Отец. Эти 2 праздника не имеют фиксированных дат, хоть они в Минее выписаны, т.е. они принадлежат к системе неподвижных праздников, служба напечатана в Минее, но они не имеют фиксированной даты, потому что, если Рождество попадет на Понедельник (25 декабря), то воскресенье перед Рождеством будет 24 декабря; а если Рождество попадет на субботу, то воскресенье перед Рождеством будет еще раньше.

В Неделю Святых Праотец вспоминаются все Ветхозаветные Святые, пророки, праведники Ветхого Завета, которые в своей жизни подготовили это событие - Рождества Христова. Оставляется служба Минеи, если только не случится какой-нибудь святой почитаемый, остается служба воскресная за 2 воскресенья.

В воскресенье перед Рождеством - служба святых Отец. Также вспоминаются Ветхозаветные святые. Не совсем понятно, почему этих воскресений - 2, почему разделено. В Типиконе Великой Церкви не было двух воскресений, было одно Воскресение. Но обычно говорят, что в неделю Праотец вспоминаются вообще все праотцы Ветхозаветные праведники; а в неделю святых отец - только предки Христа по плоти, но это немножко натянуто, потому что имена более или менее одни и те же. Можно только отметить, что в неделю св. отец есть особый канон отрокам в пещи, если на св. праотец - просто канон праотцам, то на неделю св. отец появляется особый канон святых отроков; вообще кн. Даниила была популярна в раннехристианской среде - это памятник о ветхозаветных временах, вот это чудо в пещи - оно символически преобразует Рождество - 3-х отроков не опалил огнь горящей пещи - также и огнь Божества не опалил утробу Девы. Также и минейная память 3-х отроков тоже находятся незадолго перед Рождеством 17 декабря старого стиля.

Однако, вот что получается: вот Рождество Христов, перед ним 5 дней Предпразнства - 20 декабря начало предпразнства - 24 сочельник, если Рождество попадает на воскресенье, и вот неделя перед Рождеством - вне предпразнства. То же самое, если Рождество попадает на Понедельник, то неделя оказалась вне Предпразнства, но если Рождество попадает на Вторник, среду, Четверг и т.д., то неделя перед Рождество оказывается внутри предпразднства, тогда устав изменяется: в Типиконе есть гл. Маркова неделя св. отец, а дальше есть гл. Маркова другая: аще случится неделя св. Отец в предпразднстве...

Если неделя св. отец вне предпразнства, то значит канон октоиха и Отцов, а если внутри - то значит канон Октоиха воскресный. Предпразнство и Отцов, но еще есть 3-й устав служения святых отцов, если оно попадет на Сочельник, если Рождество попадает на Понедельник, т.е. воскресенье - Сочельник, то устав еще раз изменяется: каноны поются так: воскресный канон отменяется, почти все воскресные песнопения отменяются, уже слишком близко праздник, чтобы петь воскресеные песнопения, чуть-чуть остается, но в основном отменяется: канон, стихиры воскресные отменяются и поются каноны Отцов и Предпразднства.

А как же быть с воскресной тематикой. Оказывается, в каноне отцов есть воскресные тропари, если неделя Отец на этот день попадает, то они просто отчитываются, а если в этот день есть - то они поются, эти воскресные тропари вместо воскресного канона. Канон - он сам по себе, но в нем есть еще воскресные тропари, которые не поются, не читаются, когда неделя св. отец не 24 декабря. Если неделя святых отец 24 декабря. Большинство стихир воскресных заменяется стихирами особыми из этой службы...

...Поются эти стихиры всего 1 раз в несколько лет, когда неделя св. отец попадет на 24 декабря.

Пост в западной традиции перед Рождеством называется адвент (пришествия). Имеется в виду пришествие Христа, как вы поняли, т.е. пост ожидания Рождества. Сейчас после реформы II Ватиканского собора католической Церкви адвент остался, но самого поста, как такового нет - осталось название только; разрешается вкушать все продукты - остается название только - адвент. Еще облачения переменяются на постовые - священники в постовых облачениях служат, но раньше был поста серьезный, длится он в католической церкви 4 недели.

В Предпразднство Рождества Христова на повечериях вместо обычных канонов Октоиха, поются особые каноны или трипеснцы предпразнства. Эти трипеснцы и каноны построены по образцу трипеснцев и канонов Страстной седмицы. На страстной седмице такая ситуация: 6 дней:

в Понедельник - на утрени трипеснец

во Вторник - -”-

в среду - -”-

в Четверг - полный канон

в пятницу - трипеснец

в субботу - полный канон

а в предпразднство Рождества Христова - 5 дней. Каноны Предпразднства Рождества Христова поются не на утрени, а на повечерии и поются следующим образом:

- трипеснец с двупеснцем вместе соединяя

- число песней в канонах предпразднства Рождества:

в 1 день - не 5 песен, а 3 песни, просто к двум из этих трех прибавлен еще двупеснец, там очень красивые слова - в этих трипеснцах и, хотя повечерия многие не служат круглый год, во многих храмах ради этих канонов служат повечерие, чтобы эти каноны спеть, но где-то не служат повечерия, здесь я хотел отметить, что может, действительно, повечерие не обязательно служить, но каноны эти очень красивые, можно было бы их просто спеть или прочитать без всякого повечерия между вечерней и утреней, - это удлинит службу максимум на 10 минут, они очень умилительные, хотел подчеркнуть, что трипеснцы предпразнства Рождества сокращать нехорошо.

Навечерие Рождества Христова - с навечерием несколько сложная ситуация. В навечерие положен наиболее строгий пост - пост до вечера, из-за этого в навечерие отменяется обычная литургия. Если Рождество Христово попадает на будний день - на Вторник или на пятницу или даже если на субботу попадает, то навечерие (накануне день) оказался обычный будний день? если Рождество во Вторник, то навечерие - в Понедельник и т.д. Но если Рождество попадет на воскресенье или на Понедельник, то навечерие оказывается, соответственно, в субботе или в воскресенье, а про эти дни мы уже говорили не раз, что в эти дни нельзя отменять утреннюю литургию - в субботу и воскресенье обязательно должна быть совершена литургия. В этом случае происходят некие сложные перестановки, о которых мы сейчас и поговорим. Отметим, что это особый случай, когда Рождество в воскресенье или в Понедельник. Пока запомним это и поговорим о нормальном случае, когда Рождество в любой день, кроме воскресенья и понедельника, т.е. навечерие во все дни, кроме Субботы и воскресенья, тогда в навечерие мы совершаем накануне вечерню обычную, утреню - все будничное обычное, на повечерии поют канон предпразднства (особенный); на утрени тоже другой канон предпразднства - обычные службы совершают. А затем на целый день устраиваются службы Царских часов. Как Всенощное бдение должно заполнить всю ночь, так и Царские часы - это служба, которая призвана первоначально заполнить собой целый день. По описанию Иерусалимского богослужения древнего мы знаем, что в такие дни, как Великая Пятница, или навечерие Рождества Христова совершается утром служба...

...в Великую Пятницу на Голгофе совершалась служба краткая, епископ совершал, потом уходил, и у Голгофы служба никакая не велась, поэтому разрешалось монахом в этот день петь все, что хочется, они целый день пели свои псалмы, песнопения, потом уходили в монастырь Саввы Освященного, опять приходили и пели, т.е. это служба, которой монахи заполняли день. Поэтому Царские часы только на вид напоминают часы, на самом деле это некая неразрывная последовательность - все 4 часа в Царских часах - это одна единая служба, а не 4 разных, как некоторые ошибочно полагают, некоторые говорят, что Царские часы надо служить по отдельности каждый час. Ничего подобного Царские часы в отличие от обычных часов - это некая неразрывная последовательность. За основу Царских часов взяты обычные часы, но находятся другие псалмы, псалмы подобраны так, чтобы соответствовать событию. На Рождество содержится пророчество о Рождестве, также на часах добавлены некоторые тропари, стихиры поются там, читаются паремии, Апостол и Евангелие, читаются разнообразные библейские чтения, закачивают все это Изобразительными. Вот такое продолжительное бдение.

В приходской практике, где Царские часы сокращены, они длятся 1 час, а делать их по Уставу с повторением всех тропарей, чтением святоотеческих толкований, там на каждом часе должны читаться святоотеческие комментарии читаться - это все может растянуться на несколько часов. Царскими они называются потому, что в практике Византии и Руси царь приходил на Литургию к началу Литургии или даже к Малому входу в Византии, т.е. на часы он не попадал, а на Царские он приходил к началу часов, поэтому они и называются Царскими. Кроме того, на 9 часе возглашается Многолетие - в наше время - патриарху, а когда-то - и царю. Многолетие - потому что на службе присутствует царь. После этого, когда мы Царские часы спели, 9 час совершается в составе Царских часов. Там все 4 часа. Богослужебный день навечерия заканчивается на этом: последняя служба богослужебного дня - это 9 час. Итак, Царские часы - это 1, 3, 6, 9 и Изобразительные. В навечерие Рождества 1 час не присоединяется к утрене, поскольку 1 час входит в состав Царских часов, то утреня, хоть и будничная, заканчивается отпустом, и первый час после нее не читается.

А далее по уставу приходской практики сразу после Царских часов начинается служба самого Рождества. Начинается она с вечерни. Совершается Великая Вечерня Рождества Христова. По уставу она начинается уже после обеда часа в 2, в 3 дня, в приходской практике - сразу после Царских часов, скажем, если часы начинаются в 9-00, то в 10-30 или в 11-00.

Великая Вечерня служится по уставу без бдения, т.е. начинается с возгласа:

Благословенно Царство, потому что на ней далее есть Литургия, затем читается:

- псалом

- светильничные молитвы

- великая ектенья (кафизм не бывает на такой вечерне), сразу

- Господи воззвах, стихиры Рождества Христова на 8: - Приидите возрадуемся

Господеви -. В это время по уставу совершается проскомидия, потому что будет литургия.

- на Слава и ныне: поется стихира - Августе, единоначальствующему на земли, т.е. когда Август был одним единственным начальником на земле, многоначалие человеков преста, т.е. прекратилось обилие начальников, сопоставляются события Рождества Христова внешние с одним Рождеством. И вот как при Августе, императоре Римском, исчезло многовластие, также, когда Христос вочеловечился, упразднилось идольское многобожие. Стихира написана монахиней Кассией, единственной женщиной-писательницей церковных песнопений, если не считать безымянных поэтесс, сочинявших акафисты. Это единственная авторизованная сочинительница песнопений

- далее бывает Вход во время “Свете Тихий”

- Прокимен, а затем чтение.

- паремии, в отличие вечерни других праздников на Рождество - 8 паремий, 3, 3, 2 и между паремиями поются тропари пророчества, паремии содержат разные пророчества о Рождестве Христовом, после паремий произносится:

- малая ектения, поется

- Трисвятое, и уже продолжается

-Литургия.

Поскольку это уже служба Рождества, то совершается Литургия Василия Великого, наиболее торжественная из всех литургий, поскольку она уже относится к празднику.

По окончании Литургии из алтаря износится свеча, изображающая Вифлеемскую звезду, и перед этой свечой духовенство поет тропарь и кондак Рождества Христова. После того, как закончилась литургия, изнесена свеча, разрешается по уставу вкушать сочиво, почему и день называется сочельник. Сочиво - особая еда - пшеница размоченная с разными фруктами, также устав разрешает елей: вино же пием, благодаряще Бога. Такая постная трапеза, а дальше совершается уже... (в приходской практике навечерие бывает утром - к обеду кончается). По уставу - пост до вечера, а уже после заката солнца, у нас в полночь начинается всенощное бдение Рождества Христова, которое в себя включает Великое Повечерие, 2-я половина вечерни (после Великого Повечерия, совершается лития и окончание вечерни, благословение хлебов, т.е. вот эта вторая половина вечерни здесь происходит), далее утреня - все это вместе - всенощное бдение Рождества Христова.

А затем у нас в приходской практике служат остальные часы и Литургию, поскольку литургию Василия Великого мы уже послужили, служится литургия Иоанна Златоуста. В день Рождества устав разрешает служить литургию по рану, т.е. очень рано труда ради бденного, т.е. ночью, устав позволяет служить Литургию ночью. У нас в Москве популярна в Москве такая практика - совершаются ночные Литургии, считает, что это здорово - ночная Литургия, но в принципе это - некоторая дерзость, потому что устав разрешает ночные литургии только в большие праздники. Ночная Литургия должна совершаться по уставу в Богоявление, Рождество, на пасху - вот на такие праздники, а не тогда, когда вздумается.

Вот такая ситуация со службами Рождества, когда навечерие не в субботу и не воскресенье, т.е. Рождество во все дни недели, кроме воскресенья и понедельника.

Теперь посмотрим, что будет, если навечерие попадет на субботу или воскресенье, т.е. Рождество Христово - в воскресенье, или в Понедельник. В этом случае мы должны, в навечерие отслужить Литургию - утром, литургию Иоанна Златоуста. При этом она не относится к Рождеству, она еще до вечерни. Из-за того, что мы служим Литургию, мы не можем служить Царские часы. И тогда устав нам говорит в этом случае совершать вечером после Великой Вечерни без Литургии, потому что нельзя в один день 2 литургии служить, получается один астрономический день - 2 литургии невозможно. Тогда получается, что мы литургию Василия Великого так и не отслужили, тогда положено петь Литургию Василия Великого в этом случае. Но в приходской практике тоже служат литургию Иоанна Златоуста после вечерни...

...Набор служб, если Рождество не в воскресенье, не в Понедельник:

- Царские часы

- Вечерня 1 половина,

- литургия Василия Великого, а вечером уже

- Всенощная Рождества и

- Литургия Иоанна Златоуста (в сам день Рождества)

Если Рождество попало на воскресенье или Понедельник

- Царских часов нет

- Литургия Иоанна Златоуста - она не относится к Рождеству, на ней не будет ничего Рождественского, это будет просто Литургия Предпразнства Рождества,

- Вечерня, 1 половина

- всенощная

- Литургия Василия Великого.

Куда деваются Царские часы в этом случае, Царские часы тогда переносятся на ближайший день, когда литургию можно не служить. Что это будет за день? - Пятница, т.е. если у нас сочельник в с субботу и в воскресенье, то ближайшим днем будет Пятница. И в этом случае в пятницу поют Царские часы. Вот как меняется состав служб в зависимости от того, попадет Рождество на Понедельник, или воскресенье, или не попадет. Песнопения Рождества Христова гениальные.

Всенощная состоит из Великого Повечерия, на котором всякие покаянные тропари заменены тропарем и кондаком Рождества. Великое повечерие состоит из 3-х частей, после 3-ей части начинается лития, всенощная продолжается уже обычным порядком: лития стихира на стиховне, Ныне отпущаеши, Трисвятое, благословение хлебов, 33 псалом, утреня, обычная праздничная утреня: шестопсалмие, ектения, Бог Господь, тропарь, кафизмы, полиелей, все, как обычно, после 3-ей песни ипакои вместо седальна (потому что это очень большой праздник - есть ипакои), на 9-ой песне вместо библейских стихов поются припевы, так бывает в большие праздники - в двунадесятые и в некоторые другие. Отменяется 9 библейская песнь, т.е. отменяется песнь Богородицы и песнь Захарии - не поется Честнейшую, а вместо этого поются припевы Величай, душе моя, Честнейшую и славнейшую, Величай, душе моя, в вертепе рождшегося царя и т.д.

Кондак Рождества - считается, что это первый кондак Романа Сладкопевца. По преданию - это тот самый кондак, который Божья матерь ему во сне вложила в уста - Дева днесь Пресущественного раждает. Дева сегодня рождает Высшего всякой сущности.

- Литургия Рождества Христова. Изменяемые части...

Вместо изобразительных антифонов поются праздничные антифоны - Литургия имеет обычные особенности для господского двунадесятого праздника, - поётся задостойник, в некоторые большие праздники вместо Трисвятого поется “Елицы по Христа крестистеся”. Еще можно отметить, что Устав предписывает, во время Всенощной Рождества, на Царских часах Рождества читать слова святых Отцов, они опускаются, а зря, некоторые стоило бы прочесть, если даже и не на Всенощной, например, на Литургии перед причастием. Например, Устав предписывает читать слово Григория Богослова на Рождество и на Богоявление (сл. 38), которое начинается словами: - Христос рождается - славите, Христос с небес - срящите, очень красивое слово, одно из самых лучших самых глубоких слов святителя Григория.

После самого праздника начинается Попразднство Рождества Христова, которое длится до 31 декабря. В 1 день попразднства поется служба Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря). На многие большие праздники бывает Собор после праздника празднования в честь того, или иного святого, т.е. в честь того лица, которое сделало возможным празднуемое событие.

На Пятидесятницу, например, сходит на Апостолов Дух Святый, из-за этого на другой день - День Духа Святого. На Богоявление - на другой день - Собор Иоанна Предтечи, также на Рождество - на другой день Собор Пресвятой Богородицы, которая дала Господу Свою плоть. Как и в другие Господские Двунадесятые праздники служба следующего дня - Собора состоит из Великой Вечерни со входом и с великим прокимном. В такие дни бывает на вечерне не обычный прокимен, а великий прокимен. Если Рождество попадет на субботу, то эта вечерня получается в субботу вечером - а на ней и так есть, великий прокимен Господь воцарися. Вот в этом случае великий прокимен переносится на 1 день раньше - поется на вечерне, если Рождество попадает на субботу. А так поется великий прокимен - Кто Бог велий яко Бог наш, совершается Вход - вечерня великая, а вот утреня уже славословная - такой парадокс, когда вечерня больше, чем утреня, потому что накануне была великая продолжительная служба бдения и нужно дать передохнуть молящимся. Поэтому неполная утреня, а немножко сокращенная. На ней полностью повторяется служба Рождества, за исключением Евангелия, потому что нет полиелея, а также кондака - вместо кондака Рождества поется кондак Божьей матери - это единственное песнопение в службе Собор Пресвятой Богородицы, посвященное Божьей Матери - Иже прежде денницы от Отца без Матери родивыйся. Когда в богослужебных текстах говорится о Рождестве Богородицы - чаще всего имеется в виду Рождение Ею Христа - Рождество Твое - чаще всего имеется в виду Христос; католики в частной полемике с православными говорят: “Как же вы отрицаете непорочного зачатия, когда у вас самих часто говорится: “Непорочное Рождество Твое, Пречистое”. Имеется ввиду не непорочное рождество Самой Богороматери, а Христос.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.