Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 9. 5 страница






Итак, в Постной Триоди можно выделить 3 основных части: это Страстная седмица, во всяком случае - последние ее дни: Великий Четверг, Пятница и Суббота, которые точно не входят в состав Четыредесятницы, затем Четыредесятница, которую, как я сказал, можно считать по-разному - до Пятницы 6 седмицы или до Страстной Субботы и подготовительные к Четыредесятницу дни. Сама Четыредесятница является приготовлением к Страстной седмице и Пасхе, а к Четыредесятнице есть тоже свое приготовление - подготовительный период к Великому Посту.

Теперь я хочу перечислить список особых дней Постной Триоди. Особыми днями Постной Триоди называются те дни, когда отменяется Минея. Мы видели, что в период пения Октоиха Минея не отменяется никогда, может Октоих отменяться когда-то, но Минея - никогда, а вот в период Постной Триоди, а также Цветной Триоди, о чем мы еще будем говорить, Минея в некоторые дни отменяется. Точнее, она не отменяется вовсе, а службы, которые попадут на такие дни, выпеваются в другие дни, менее важные. Какая-то служба - попадет на особый день Постной Триоди, то она пропевается в какой-то другой день, что же это за особые дни Постной Триоди? Во-первых, все воскресенья Постной Триоди являются особыми днями: по воскресеньям Постной Триоди Минея не поется; второе - большинство суббот Постной Триоди, а именно: Суббота сырной седмицы, Суббота первой седмицы поста Федора Тирона, Суббота пятой седмицы поста - Суббота акафиста, Суббота шестой седмицы поста - Лазарева и Великая Суббота. Большинство суббот - не все Субботы, но большинство: сырная, 1-я, 5-я, 6-я и Великая Субботы, а также некоторые седмичные дни, а именно: Среда и Пятница Крестопоклонной седмицы (4 седмицы поста), Четверг пятой седмицы поста Марии Египетской стояние и все дни Страстной Седмицы: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница - вся Страстная седмица. Это особые дни Постной Триоди. Только в редких случаях в эти дни поется Минея, а именно, когда случится праздник Благовещения, в такие дни, или Сретения, Сретение может попадать на Неделю мытаря и фарисея, например - на дни подготовительного периода Сретение вполне может попадать. Сретение, Благовещение попадет когда - оно, конечно, не отменяет. В некоторые из этих дней, не во все, но в некоторые также не отменяется память полиелейных святых и престольных праздников, хотя, например, на Страстной седмицу уже память переносится, т.е. в ряде случаев в такие дни может петься служба полиелейных святых и престольных праздников, но не всегда, в Благовещение и Сретение всегда. Это был вопрос “Особые дни Постной Триоди”. Вам надо уметь перечислить эти дни. О большинстве из этих дней мы поговорим отдельно.

3. Система памятей Великопостного и подготовительного к посту циклов.

Подготовительные период к Великому Посту продолжается 3 седмицы, включает в себя - 4 воскресенья, начиная с Недели мытаря и фарисея. Неделя перед Неделей о мытаре и фарисее в уставе не имеет специального обозначения, но часто называется Неделей о Закхее. Почему так она называется? Сама система памяти великопостного цикла и затем цикла Пятидесятницы тесно связана с библейскими чтениями в эти дни. Первоначально, когда гимнография еще не была написана, христиане имели только Библию и какой-то корпус молитв: анафору и молитвы: древнейшая основа христианского богослужения - Библия и молитвы, которые затем вошли в Служебник и Требник. И праздники отмечались в первую очередь чтениями: на рождество читают повествование о Рождестве Спасителя от Матфея и Луки, на Пасху - Евангелие от Марка о Воскресении, т.е. библейские чтения формируют саму систему памяти, это основа система памяти. Только затем они начинают обрастать гимнографией: тропарями, канонами. Наш цикл Триоди включает в себя жестко зафиксированную систему чтений: начиная от чтения о мытаре и фарисее в Неделю о мытаре и фарисее, заканчивая чтением в Неделю всех святых. Здесь мы чтения снять не можем, но в оставшуюся часть года мы читаем рядовые чтения. Вообще, о системе чтений мы еще будем говорить на одной из последних лекций. Начинаются эти рядовые чтения в Понедельник после всех святых, заканчиваются в воскресенье перед Неделей о Закхее, в воскресенье перед воскресеньем о мытаре и фарисее. Однако, в отличие от этого периода года, который имеет фиксированную длину - продолжается всегда одно и то же количество седмиц; эта часть года имеет переменную длину - как это может быть? В один год у нас Пасха позже, а в другой год она раньше, чем в предыдущий год, вот какой короткий получается круг

(рисунок на доске),

 

а в другой раз Пасха будет раньше, - этот период года зависит от даты празднования Пасхи, точнее, не одной Пасхи, а двух Пасох - предыдущей и последующей, и имеет переменную длину. И неделя о Закхее служит как бы якорем. Какая бы не была длина этого круга перед Неделей о мытаре и фарисее читается последнее из чтение - там есть определенный список - ряд чтений на каждый день года. Список кончается Закхеем. Чтение о Закхее и затем седмичное чтение о Закхее. Какой бы ни был длины этот год, как только мы доходим до воскресенья перед воскресеньем о мытаре и фарисее, то перескакиваем чтения, оставшиеся и переходим на чтение о Закхее - для чего нежна неделя о Закхее - она служит как бы окончанием периода пения Октоиха. И само чтение имеет определенный символизм. Христос говорит Закхею: “Закхей помщався слезы” - “Закхей, слезай скорее”. Итак, Закхей спешит встретить Христа. Также и мы спешим начать постный подвиг. Здесь есть определенная связь. Но все же Неделя о Закхее еще не является пением Триоди. Триодь в эту неделю еще не поется, наоборот, это последняя неделя периода пения Октоиха, а вот следующее воскресенье - это Неделя о мытаре и фарисее - первое из подготовительных к Великому посту воскресений. 4 подготовительный к посту воскресений - три седмицы - Устав Четырех воскресений более или менее один и тот же соедин. Октоих и Триодь - Минея отменяется, если не случится полиелейного святого или Сретения. Есть определенная разница.

 

Приготовительный период к Великому Посту.

Неделя о мытаре и фарисее.

Само чтение о мытаре и фарисее нас призывает пересмотреть свою жизнь, свою молитву и начать готовиться к посту к времени особой молитвы, особого молитвенного стояния перед Богом, призывает нас к покаянию и пересмотру своей жизни, к тому, чтобы начали готовиться к посту. Еще не говорится здесь прямо о посте, о подвиге, но говорится о том, что надо нам об этом уже начать думать. Соответственно этому Евангелию и песнопения в Постной Триоди в этот день содержит парафразы различный этой притчи. Первая стихира, которой открываются Постная Триодь, звучит: “Не помолимся фарисейски, братия, всяк, возносяй себе смирится”. В Триоди на это воскресенье помещается цикл стихир на вечерне великой на Господи воззвах на литии на стиховне. Жалко, что у нас по обычным воскресениям литию не служат, то стихиры на литии пропадают, а они весьма красивые, их можно было спеть на литургии перед причастием, еще где-то. Обращаю в первую очередь внимание факультета церковного пения - стихиры на Литии в Триоди. Их сокращают, а жаль - они весьма красивые. И на утрене - в Триоди есть канон, во все эти воскресенья и песнопения, сопровождающие канон: седален, кондак и эксапостиларий и стихиры на Хвалитех. Во все эти воскресенья отменяются воскресный кондак, вместо воскресного кондака поется кондак Триоди. Тропарь воскресные не отменяется, а вот кондак отменяется. Воскресенье не имеет особых тропарей, что может говорить о большей древности жанра кондака, может быть. Во все эти воскресенья и вообще во весь период пения Триоди Евангельская стихира воскресная поется не на Хвалитех, а перед 1 часом. Почему это происходит. Потому что на Хвалитех в Триоди слишком много стихир. Там есть подобны на Хвалитех и Самогласны на Хвалитех. Такое обилие стихир, а вдобавок и такое ненормальное сочетание подобных и самогласнов (как правило, подобны и самогласны не сочетаются или, во всяком случае, самогласны идут раньше подобных). Самогласны более важное песнопение, чем подобны, и всегда бывают раньше подобных, а в Триоди наоборот - сначала подобны, а потом самогласны. Это наводит на мысль, что что-то здесь не так. И действительно, Триодь формировалась в эпоху господства Студийского устава (как и все богослужебные книги), но в отличие от других богослужебных книг во время реформы устава и перехода церкви на Иерусалимский устав, она практически не претерпела изменений. Минея достаточно сильно была изменена во время перехода на Иерусалимский устав. Триодь гораздо меньше. Она сохраняет во многом следы Студийской практики. По Студийскому уставу по воскресеньям, как и во все дни года, кроме Великой Субботы не пелось Великое Славословие, пелось обычное славословие, и затем стиховные стихиры. Поэтому в Триоди есть стихиры на Хвалитех подобны и на стиховне самогласны, затем когда вводится иерусалимский устав, стиховные стихиры отменяются, но чтобы не исчезли тексты Триоди - их начинают петь на Хвалитех. Получается - на хвалитех слишком много стихир и из-за этого Евангельские стихиры поют перед 1 часом. Это обилие стихир на хвалитех Постной Триоди - след Студийского устава. Здесь объединены Хвалитные стихиры и стиховные стихиры самогласны.

Во все 4 воскресенья, начиная с недели мытаря и фарисея, после Евангелия, “Воскресения Христова” и 50 псалма поется не обычные припевы: слава, Молитвами апостолов, И ныне, Молитвами Богородицы и Воскрес Иисус от гроба, а особые триодные припевы: Слава, Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, И ныне, На спасение стези постави мя, Богородице, затем стих Помилуй мя, Боже, и стихиры Множество содеянных мною лютых - покаянного характера. Итак, эти песнопения покаяния начинаются с недели мытаря и фарисея, эти песнопения покаяния и поются вплоть до 5 недели Великого Поста каждое воскресенье. По дониконовскому уставу было немного не так: Покаяния начинали петь только Великим Постом, а с мытаря и фарисея начинали петь стихиры Множество содеянных мною лютых, сейчас попроще сделали: сразу с мытаря и фарисея начинается и Покаяния, и Множество содеянных мною лютых петь. Это то, что касается устава: отменяется Минея, поется Покаяния, Множество содеянных мною лютых, Евангельская стихира поется перед 1 часом, потому что на Хвалитех слишком много стихир в Триоди. Все эти черты характерны для всех 4 воскресений, подготовительных к Великому Посту. Особенностью недели мытаря и фарисея является то, что на седмице, которая следует за этой неделей, отменяется пост, сплошная седмица потом происходит. Почему? С одной стороны потому, что в притче о мытаре и фарисее фарисей говорит: Пощусь дважды в неделю и мы, чтобы не уподобиться мытарю и фарисею, не постимся на этой седмице. Но, с другой стороны, есть и другое объяснение, и это в силе остается. Дело в том, что в районе V-VI вв. на Ближнем Востоке произошло некоторое потрясение (землетрясение), и люди, чтобы как-то предотвратить его, стали устраивать пост. Этот пост в течение седмицы распространился среди всех восточных христиан - нехалкидонитов, армян, сирийцев и др. Потому же было забыто об этом бедствии и такой пост остался, как знамя антихалкидонитства, хотя в нем на самом деле ничего антихалкидонитского нет, никакой связи между пощением и догматом о соединении двух естеств во Христе не прослеживается, тем не менее пост остался как знамя антихалкидонитства. И поэтому Византийская церковь категорически запрещала вообще всякий пост на этой седмице, в том числе в среду и пятницу, чтобы не уподобляться нехалкидонитам. Пост этот до сих пор сохранился в течение седмицы у монофизитских церквей, у нехалкидонских церквей - например, у армян, с которыми Византийцы имели больше всего контактов, пост имеет название арачварк или подготовительный пост. У армян возникла легенда о том, что этот пост установлен на самом деле вообще Григорием - просветителем Армении в III в., который исцелил армянского князя. Это отмечается и в православных богослужебных книгах. Когда-то пост был направлен против нехалкидонитов, хотя сейчас это совсем забыто. Вслед за неделе о мытаре и фарисее Триодь опять исчезает, т.е. она как бы поется пунктиром первое время, отслужили службу мытаря и фарисея.

В следующее воскресенье Неделя о блудном сыне. В это воскресенье читается притча о блудном сыне, также нас располагает к посту и покаянию. Притча предлагает нам вернуться к Отцу к покаянию, отказавшись от всего дурного, что мы сделали за год. Устав в общем такой же, как и на неделе о мытаре и фарисее, но появляются такая особенность: в неделю мытаря и фарисея, как и в большинство других воскресений года, устав указывает петь Непорочны на утрене: Благословен еси, Господи, научи нас оправданиям Твоим, Блажени непорочнии в путь, ходящие в законе Господни, т.е. 17 кафизму, но в Неделю о блудном сыне указывается пение полиелея 134, 135 псалмов ради того, что прибавляется к этим двум псалмам еще третий 136 псалом - в это воскресенье поется 134, 135, 136 псалмы. 134 псалом - “На реках Василонских” - тамо седохом и плакахом, с припеванием к каждому стиху псалма красной Аллилуйя, т.е. особой мелодичной, красивой Аллилуйя - 136 псалом с Аллилуйя красною. Итак, главное отличие Недели о блудном сыне - “На реках Вавилонских”, а кроме того есть некоторые различия в кафизме на утрене в седмичные дни. Также, как в неделю мытаря и фарисея есть “Покаяния отверзи ми двери”, но еще есть и “На реках Вавилонских”.

После Недели о блудном сыне опять Триодь откладывается, но уже не до воскресенья, а до Субботы. Следующая служба по Триоди - это Суббота мясопустная, иначе называемая Вселенская родительская Суббота. Заупокойные службы православной Церкви - тема отдельной лекции. Сейчас я только скажу, что вселенская родительская Суббота - таких суббот только 2 в году - мясопустная и Троицкая, отличаются от других суббот в году тем, что они вселенские. В эти дни Суббота поминаются не только наши разные близкие, предки, а вообще все усопшие. Таким образом, мы во время поста, намереваясь молиться о своих грехах, отдаем как бы дань всем уже умершим людям, которые не могут за себя молиться, потому что умерли, чтоб потом уже больше молиться о своих собственных грехах. Об уставе этой службы будем говорить отдельно. Следует за субботой Неделя мясопустная или Неделя о Страшном Суде, читается в эту неделю Евангелие о Страшном Суде от Матфея, а Апостол - из Коринфян, о том, что пища пред Богом ничего не значит, чтобы мы, постясь, не забывали что пост - это всего лишь средство, а не цель, что пост - это не главное, как таковое, главное - это духовная жизнь, а не воздержание от каких-то определенных видов пищи, это не значит, что мы не должны не поститься, а значит, что мы должны правильно понимать приоритеты. Также как и в неделю о блудном сыне поется Покаяния, поется " На реках Вавилонских...", но главной особенностью этой недели является то, что в неделю мясопустную по сравнению с другими тремя воскресеньями подготовительными к Великому Посту - наибольший объем Триодных песнопений. Стихир из Триоди поется чуть-чуть больше, чем в другие воскресенья, канон тоже берется из Триоди в большей степени, чем в другие воскресенья, в том числе поется катавасия Великого Покаянного канона “Помощник и Покровитель бысть мне во спасение”.

Неделя о Страшном Суде на Руси в древности до XVII в. и даже позже, после литургии в этот день совершалось действо Страшного суда: епископ выходил на площадь перед кафедральным храмом, вставали 4 дьякона по 4 его сторонам и читали на 4 стороны света Евангелие о Страшном суде, совершался водосвятный молебен, окропление водой, все возвращались в храм - действо Страшного суда.

Начиная с Недели мясопустной - с понедельника этой недели Триодь поется каждый день, и так будет вплоть до Недели всех святых - Триодь поется ежедневно. Неделя мясопустная - последний раз христиане вкушают мясо, с понедельника начинается уже отчасти пост, потому что устав уже не разрешает вкушение мяса на масленице, а в среду и пятницу Сырной седмицы устав разрешает вкушение пищи лишь раз в день вечером, пища скоромная - без мяса - но с молочными продуктами, но лишь раз в день. Таким образом, мы уже готовимся к посту, мы и не постимся по-настоящему, но уже не живем как обычно, уже есть пост - воздержание. Это оправдано уже и с медицинской точки зрения, такой постепенный переход к посту.

Устав сырной седмицы один из самых необычных в году: Устав великопостных служб повторяется много раз, великопостных служб не так мало, устав других служб тоже повторяется достаточно часто, а вот устав сырной седмицы весьма необычен - в эту седмицу в 3 гимнографические книги соединяются в полной мере (Триодь, Минея и Октоих), Великим Постом Октоих соединяется с Триодью и Минеей лишь малой своей частью, только некоторые песнопения Октоиха поются, и наоборот, вне пения Триоди. Триоди как таковой нет, только на Сырной седмице все 3 книги соединяются в полном объеме, кроме того на сырную седмицу в среду и пятницу поется практически великопостная служба. Богослужение Среды и Пятницы отличаются от великопостных только одним: тем, что употребляется канон Октоиха полностью, а еще также тем, что то, что Великим постом поется нараспев, в среду и пятницу сырной седмицы читается по-скорому, чтобы служба была не очень продолжительной, т.е. устав такой же, в общем, только разве что все по-скору прочитывается, ну и еще канон Октоиха поется на утрене. Еще одна особенность службы сырной седмицы, а именно Среды и Пятницы то, что соединяются целых три канона октоиха, Минеи и Триоди, а в некоторых песнях Триоди есть еще и трипеснец, получается, слишком много текстов вместе, из-за этого некоторые песни канона Минеи, переставляются местами, только на среду и пятницу сырной седмицы мы имеем пример, когда, скажем, 8 песнь канона поется на как 8, а как, например, 6, т.е. песни канона поются не на своем месте на сырную среду и пятницу. Достаточно вам понять, что песни канона переставляются, вообще, устав необычен.

Суббота сырной седмицы, Суббота всех преподобных мужей и жен, в подвиге просиявших, короче говоря, память всех преподобных. Славословная служба, упоминаются все преподобные. Вполне ясно, что аналогия здесь вполне ясна - поскольку наступает Великий Пост, то мы вспоминаем тех святых, кто просиял как раз в посте, т.е. преподобных. Интересно, что канон в этот день абсолютно полный, т.е. со второй песней, также канон был полный во Вселенскую родительскую субботу.

Также интересно, что если Сретение попадет на этот день Всех Преподобных, то соединяются 2 службы: Всех преподобных и Сретения, необычно, чтобы двунадесятый праздник соединялся с каким-то празднованием в честь святых. Здесь мы видим пример важности Триоди: настолько важна книга, что если даже Сретение попадет - все равно память всех преподобных. - Триодная память не отменяется.

Ну, и наконец последний день подготовительного к посту периода - это неделя сыропустная, или иначе Воспоминание изгнания Адама из Рая, или иначе Прощеное воскресенье. Устав в эту неделю такой же, как и в неделю блудного сына. Неделя называется сыропустной (творог). В это воскресенье последний раз едим молочное. Триоди чуть-чуть меньше по сравнению с неделей мясопустной (из всех 4 недель в мясопустную - наибольший объем Триоди). Небольшая разница, но есть определенная разница. Вспоминается изгнание Адама из рая. Интересно, что такое воспоминание не отмечается специальным библейским чтением. Библейские чтения. К Римлянам (Апостол) “Ныне ближайшее нам спасение” (Рим. 13: 11) указывает нам на пост, как время спасения, и Матфея 6: 14 - “Аще бо отпущаете человеком согрешения их”. Вероятно, может в этот день когда-то в древности читалось Ветхозаветное чтение об изгнании Адама из рая (Быт.). Песнопения посвящены изгнанию Адама из рая. Следует отметить, что это день, когда в Богослужении сохранился полный кондак - кондаки употребляются сейчас в усеченном виде: кондак и икос - это и есть первая часть кондака, дальше должны быть другие икосы, полный кондак сохранился еще в чине священнического отпевания, частично - в чине младенческого отпевания, в переделанном виде - в виде Акафиста Божьей Матери. Кондак полный сохранился еще раз в году и в таком обычном Богослужении, как говорится - общественном, в виде кондака на неделю сыропустную. Здесь кондак имеет несколько икосов, не так много, но это достаточно древний кондак, этот кондак древнее Романа Сладкопевца, имеет всего несколько икосов - вот образец полного кондака (в Богослужении). Все икосы имеют рефрен: “Милостиве, помилуй мя, падшего”. Нигде больше в Триоди, не считая Акафиста. Но акафист - это не совсем кондак, это уже переделанные кондак, вы не найдете полного кондака со всеми икосами. Еще одно песнопение, о котором я забыл сказать, это седален по 3-ей песне в неделю о блудном сыне “Объятия, Отче, Отверзи ми потщися”, это тоже кондак - бывший кондак в неделю о блудном сыне, затем он в ходе реформы Студийского устава (замены его Иерусалимским) был вытеснен другим кондаком “Отеческия славы Твоея удалихся безъумне”, его переименовали зачем-то в седален и поместили по 3-ей песне канона, но он по-прежнему играет важную роль в богослужении: а именно, он трижды поется в начале монашеского пострига - “Объятия, Отче”. Конечно, на службе блудного сына тоже следует его спеть - весьма важное песнопение.

Вечером в Прощеное Воскресение совершается вечерня по чину вечерня в великопостную неделю, т.е. уже по великопостному уставу, по такому же уставу, по которому совершается вечерня во весь Великий Пост по воскресеньям вечером. Традиционно в конце вечерни бывает чин прощения 1 раз в году, но он должен совершаться каждый день в конце повечерия. По уставу каждый день совершается повечерие с чином прощения. В приходской практике невозможно каждый раз совершать чин прощения, это делают раз в году в Прощеное Воскресение. Специального устава этот чин не имеет, просто все друг друга лобзают, святые иконы лобзают и друг друга. С этого прощения начинается Великий пост.

 

 

4 марта 2002 г. л.-13.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.