Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 9. 1 страница






Тема: Воскресное богослужение.

В течение двух прошлых лекций мы занимались Вседневным (или Будничным) богослужением, а теперь нам предстоят две лекции о воскресном богослужении - о Вечерне и об Утрени.

У нас нет возможности рассмотреть на лекциях особенности и какие-то тонкости всех служб года. Мы изучаем наиболее важные, наиболее стереотипные последования. Среди них - Воскресная Всенощная.

По сравнению с будничной службой Воскресная Всенощная образует как бы противоположный полюс: если порядок Будничных Утрени и Вечерни - наиболее обычный, наиболее простой, - он служит основой для такой службы, как Славословие, то на противоположном конце находится Воскресная Всенощная, а между этими двумя типами богослужения находятся все остальные. Например, Полиелейная служба будет немножко менее праздничная, чем воскресная; славословие - еще менее праздничная. Т.е. 2 полюса - Будничная и Воскресная службы, между которыми - все остальные.

Воскресное Всенощное Бдение совершается по 2-й главе Типикона, которая так и называется - “Всенощное Бдение”.

В воскресный день можно и не служить. Всенощное бдение, тогда это будет 7-я глава Типикона.

7-я глава Типикона описывает порядок воскресной службы, если Бдение не совершается.

Что такое Бдение?

Бдение - это соединенные в одно последование Вечерня и Утреня.

Если Вечерня с Утреней не соединяются, то это уже не Бдение.

У нас в московской практике, поскольку Утреню почти весь год служат с вечера, каждый вечер совершается Вечерня с Утреней - подряд - в течение почти всего года. Но это не обязательно будет Всенощным Бдением.

При Всенощном Бдении эти две службы соединяются в одну (1-й час как бы входит в Утреню, является ее приложением, и он соединен с Утреней всегда).

Не всегда прихожане понимают разницу между Всенощным Бдением и просто Вечерней и Утреней, потому что они служатся и так, и так - подряд. Но разница, конечно, есть.

А в практике греческих церквей, где Утреню всегда служат утром, там, конечно, разница очень заметна: или вечером - Вечерня, утром - Утреня, или же ночью - Всенощная.

Однако и в том, и в другом случае у нас при воскресной службе Вечерня будет Великой.

Итак, Вечерня бывает:

- Будничная и

- Праздничная.

При этом Праздничная Вечерня может входить в состав Бдения, а может и не входить.

Сравним схемы Праздничной Вечерни и Будничной Вечерни. В чем их различие? Всенощное Бдение начинается особенным образом. Вместо того, чтобы прочитать 9-й час и сказать возглас, оно начинается с каждения. Вспомним лекцию о Суточном круге. Каков порядок монастырской жизни, если нет Всенощного Бдения?

До заката солнца совершается 9-й час, еще относящийся к предыдущему (церковному) дню, и Вечерня. Затем монахи идут ужинать. После ужина совершается служба “после ужина”, т.е. “Повечерие”. (“Ужин по-славянски - “вечер”; “после ужина” - “повечерие”).

После этого монахи отправляются спать. А утром (ночью), еще задолго до рассвета, они встают, читают Полунощницу, совершают Утреню, - и как раз в этот момент светает. И на рассвете читают 1-й час.

Вот порядок служб при отсутствии Бдения:

- 9-й час

- Вечерня

- ужин

- Повечерие

- сон

- Полунощница

- Утреня

- 1-й час.

При совершении Бдения, естественно, сон отменяется. И служба начинается не до заката, а после заката солнца. После заката солнца совершается Вечерня Праздничная и Праздничная Утреня, которая оканчивается на рассвете - как обычно - 1-м часом.

Поскольку ночь имеет разную продолжительность, между Вечерней и Утреней вставляются чтения (п. 24 на схеме на с. 48): чтение апостольских писаний.

Читаются чтения, чтобы регулировать длину службы: чем длиннее ночь, тем длиннее чтение.

А что происходит с ужином? Монахов нельзя оставлять без ужина. Перед ужином добавляется еще одна дополнительная служба - малая Вечерня.

И тогда суточный круг имеет такую последовательность:

- 9-й час

- Малая Вечерня

- ужин

- Бдение:

- Вечерня

- Утреня

- 1-й час.

Сколько служб убавилось всего? - 1 (2 убавилось и 1 прибавилась; итого 1 убавилась).

Бденная Вечерня

начинается с того, что диакон со свечою в руках выходит и говорит: “Восстаните! ”

Мы уже говорили в лекции о Вечерни, что такое начало является древним христианским элементом службы. В древних памятниках, например, в Апостольском предании (III в.) говорится, что Вечерня начинается с того, что диакон приносит свечу. Так начинается Всенощная: диакон со свечою в руках выходит к народу.

А еще до этого совершается каждение в полной тишине, каждение алтаря. По Уставу, в этот момент - еще до начала Всенощной - совершается каждение всего храма.

В русской практике каждение совершается пополам: алтарь кадится до начала службы, а храм - уже во время пения псалма.

Итак, каждение. Каждение символизирует начало творения мира: как святой псалом, который последует, символизирует вообще творение мира, то каждение в тишине символизирует Дух Божий, который носится над водами. А с практической точки зрения (готовится) храм подготавливается к длительной службе, чтобы во время нее храм приятно благоухал.

Диакон говорит: “Восстаните! ”

Хор поет: “Господи, благослови”. (По Уставу эти слова произносит священник).

И священник говорит возглас: “Слава Святей, Единосущней Животворящей и Нераздельной Троице! ” Это возглас Утрени. Почему же в начале Вечерни произносится возглас Утрени?

Потому что на Всенощной эти две службы объединены. Утреня здесь уже не как самостоятельная служба выступает, а как одна из частей целой Всенощной. Поэтому возглашение свое Утреня теряет, и оно попадает в начало Всенощной.

Всенощная начинается с возгласа Утрени: “Слава Святей...”

Затем “Приидите, поклонимся”.

Затем 103-й псалом - как и на обычной Вечерне; но он не читается, а поется; поется, причем, с припевами.

Припевы:

- “Благословен еси, Господи”

- “Дивны дела Твоя, Господи”

- “Слава Ти, Господи. Сотворившему вся”.

А в греческой церкви еще много других припевов, называемых “аниксандариями”.

“Аниксан да сутин хира” - “отверзшу тебе руку”. После этого стиха начинают прибавляться аниксандарии, поэтому они так называются “аниксандарии” от “слова “аниксанд”. “аниксандос” - “отверзшу”.

Во время псалма совершается каждение храма - в русской практике. И во время этого псалма также нужно (успеть) священнику прочесть Светильничные молитвы.

Псалом поется по той причине, что службу нужно удлинить искусственным образом - нужно растянуть Вечерню до полночи. Из-за этого псалом поется, а не читается; причем, поется с припевами, поэтому на Уставной Всенощной этот псалом занимает очень много времени. Когда я был на Афоне, то во время Праздничной Всенощной Предначинательный псалом там пели 2 часа (один только псалом!).

У нас из этого псалма поют только 3 стиха, и поэтому нет такой связи между продолжительностью службы и пением этого псалма.

Далее, как и в Будничной вечерне, произносится Мирная ектения (О ней мы уже говорили).

А затем вместо рядовой кафизмы поется “Блажен муж...”. Собственно, на воскресной Всенощной “Блажен муж...” - это и есть рядовая кафизма, но она не читается, а поется; поется с припевом “Аллилуйя”. 1-я “Слава” на 8-й глас, а остальные две - на текущий глас.

Псалмы “Господи воззвах” исполняются также, как и на Будничной Вечерне, т.е. поются, но к ним припевается значительно большее число стихир: не 6, а 10. Итак, на Воскресной Всенощной на Господи воззвах 10 стихир.

На “И ныне: ” на Всенощной поется не простой Богородичен, а Догматик - особый Богородичен, раскрывающий догмат Боговоплощения (поэтому он и называется догматик). Итак, на “И ныне” - догматик. Причем, на Воскресной Всенощной Догматик поется в текущий глас.

Затем очень важный элемент - вечерний Вход.

На Великой Вечерне, в отличие от Будничной, есть Вход: духовенство выходит из алтаря, встает: у нас - на солею, у греков - на середине храма; и затем входит в алтарь - торжественная процессия.

У греков принято в праздник, чтобы все кто в храме находится, из священников и диаконов, если они не служат (у греков Вечерню и Утреню обычно служит 1 священник), на Вход должны облачаться все. Получается очень красивая, торжественная процессия: все духовенство в красивых облачениях.

То же самое было и на Руси раньше. На Руси полагалось в праздники являться в Собор ко Входу - в Успенский Собор Кремля или в Софийский Собор Новгорода. Являлось духовенство числом несколько сотен, все облачались - ради одного только Входа, чтобы покрасоваться на Входе, показать торжество Православия.

Перед Входом священник читает молитву Входа; диакон просит благословить его Вход; священник благословляет, говорит: “Благословен Вход святых Твоих”.

Затем диакон возглашает: “Премудрость. Прости”.

Слово “прости” в переводе с греческого означает “прямо”, “право”. Т.е. “Премудрость. Встаньте прямо” (если при этих словах прихожане наклоняют головы, это неправильно).

После Входа духовенства, последний входящий - обычно это бывает настоятель или старший священник (епископ не участвует во Входе) - благословляет свещеносцев.

Мы уже говорили об этом. Многие думают, что он благословляет свещеносцев или народ, но на самом деле, в данном случае, он благословляет сами свечи. Это древний христианский обряд - благословение вечерних свечей. Свещеносцы держат свечи, поется “Свете Тихий...” - песнопение в честь свечей: Христос сравнивается со светом - и настоятель благословляет свечи.

Затем Прокимен, как и на Будничной Вечерне. Но на Праздничной Вечерне Прокимен будет просто рядовой. А на Воскресной Вечерне, т.е. в субботу вечером, Прокимен имеет 3 стиха, т.е. по форме будет как Великий Прокимен.

Мы уже насчитали 3 отличия:

1) начало Вечерни

2) “Блажен муж”, кафизма и

3) Вход.

Следующее отличие.

После Прокимна на Будничной Вечерне читается “Сподоби Господи”. А на Праздничной Вечерне после Прокимна произносится Сугубая ектения. Таким образом, Сугубая и Просительная ектении меняются местами - это признак праздничной службы. На праздничной службе Сугубая ектения читается раньше Просительной - как на Вечерне, так и на Утрени. Это легко запомнить.

На Литургии Сугубая ектения всегда раньше просительной:

- Евангелие

- Сугубая ектения

- и только потом, после Входа, - Просительная ектения.

И когда порядок как на Литургии, тогда праздничный порядок. Когда - не как на Литургии, тогда будничный. Т.е. Просительная ектения, а потом Сугубая в конце - это будничный порядок.

На Великопостной службе Сугубая ектения вообще отменяется. Т.е. положение Сугубой ектении характеризует тип службы:

- Сугубая ектения сразу, в середине - это праздничная служба

- Сугубая ектения в конце - будничная служба

- если ее нет вообще, то это постовая служба.

Причем на Праздничной Вечерне Сугубая ектения дополняется двумя прошениями:

- “Рцем вси от всея души...” и

- “Господи Вседержителю Боже Отец наших...”

И только потом уже прошение: “Помилуй нас Боже”, - первое прошение этой ектении на будничной службе.

Затем “Сподоби, Господи”. По московской практике на праздничной службе оно поется, хотя должно читаться.

Затем, как и на будничной Вечерне:

- Просительная ектения

- “Мир всем”

- Молитва главопреклонения.

А потом на наших Всенощных появляется вставка: Лития.

Слово “лития” значит “моление”. Однако, в Византийской литургической терминологии термин “лития” обозначает вообще “любое шествие”:

- крестный ход в престольный праздник, по Типикону, называется литией;

- заупокойная молитва перед выходом из храма (в конце Вечерни Будничной) называется тоже литией заупокойной;

- шествие на Всенощной тоже называется литией.

Происхождение литии связано с особенностями устройства монастыря Саввы Освященного в Палестине, откуда происходит сама служба Всенощная (И вообще наш Часослов оттуда происходит, в том числе, и Всенощная).

В этом монастыре был главный монастырь - основной - и было множество келий, где монахи жили - “спасались”, некоторые достаточно далеко от монастыря, на расстоянии нескольких часов пути, по горам, причем.

Монахи жили в келиях, читали этот Часослов, т.е. вечерние и утренние часы прочитывали у себя в келиях всю неделю, во время Изобразительных причащались запасными Дарами. А 1 раз в неделю, в субботу, они отправлялись в монастырь. Приходили в субботу на Литургию, причащались. Затем оставались в монастыре целый день, затем всю ночь оставались и утром, в Воскресение, еще раз причастившись, брали с собой запасные Дары, необходимые продукты и отправлялись к себе обратно в келии - до следующей Субботы.

В Лавре Саввы Освященного монахи причащались каждый день: 2 раза в церкви и 5 раз - у себя в келии. Так была устроена монашеская жизнь в Лавре святого Саввы в древности.

Сейчас от этой Лавры остался только центральный монастырь, келии сейчас не существуют. Поэтому не очень легко догадаться, что там раньше было.

Этот монастырь был очень популярен. Там спасалось очень много монахов: не только греков, но и сирийцев, армян, грузин и даже латиноговорящих христиан - большое количество христиан со всего света там спасалось.

В субботу очень большое количество монахов собиралось в монастыре: и в самом монастыре, и из этих келий приходили. Их негде было разместить, и поэтому они служили ночью Всенощную: спасть все равно не получалось, и чтобы не терять время, они молились. Так возникла Всенощная.

А лития на Всенощной возникла вот почему. Опять-таки такое большое число монахов не могло уместиться в одном храме, поэтому служба совершалась сразу в нескольких храмах. Но чтобы явить единство, во время службы монахи из одного храма в другой перемещались: в середине службы монахи ходили всей толпой по разным храмам как бы приветствовали друг друга. Так возник обычай устраивать литию.

Во время этого шествия, естественно, пелись песнопения, произносились разные прошения.

Шествие заканчивалось на гробнице самого святого Саввы. Здесь братия помазывалась елеем от лампады святого и возвращалась обратно по своим храмам.

Так возник обычай устраивать литию.

О Всенощной можно читать работу Н. Д. Успенского в “Богословских трудах” №№ 18-19.

О жизни в древности в Лавре святого Саввы смотрите статью “О завещании святого Саввы” в “Богословском сборнике”, выпущенном ПСТБИ (в позапрошлом номере):

В современном Типиконе лития - это шествие не вообще из храма, а шествие в притвор. Наш Типикон рассчитан на архитектуру Афонских храмов, где притвор по площади не меньше, чем сам храм. И все, кто стоят в храме, могут безболезненно переместиться в притвор. После этого задергивается завеса арки, которая ведет из притвора в храм, - и получается, что все оказываются как бы в другом храме: в замкнутом помещении, задернута завеса, и не видно, что там еще есть помещение какое-то. И там, в притворе, совершается лития. Получается:

- шествие в притвор и

- там служба небольшая.

Во время шествия поются стихиры храма. Поскольку шествие идет по храму, все вспоминают святого, кому храм посвящен: святого или Божию Матерь или праздник Господский, которому этот храм посвящен. Итак,

- стихиры храма, а потом

- какие-то другие стихиры (по Уставу).

Стихиры на литии - это единственные стихиры, которые не имеют стихов: поются без стихов, подряд, что связано с некоторой поспешностью в их исполнении: идет шествие, поэтому там не до стихов.

Когда все остановятся, стихиры допоют, тогда произносят прошения (в притворе).

У нас в Росси не очень получается совершать литию: у нас притворы маленькие или их вообще нет, поэтому только духовенство уходит в конец храма - символически это шествие в притвор.

По идее, весь народ должен перейти в притвор, и должны после этого закрыться двери или завеса.

Прошения диакона:

- на 1-е хор отвечает 40 раз “Господи, помилуй”

- на 2-е (которое сейчас исключено из богослужебных книг) хор отвечает 30 раз “Господи, помилуй”

- на 3-е - 50 раз.

Второе прошение исключено, потому что в нем говорится о царе. Поэтому в советское время его исключили.

  “Господи, помилуй”
было: 40; 30; 50 раз
сейчас осталось: 40 и 50 раз.

Затем еще 2 прошения, и по 3 раза “Господи, помилуй” на каждое из них. Далее священник говорит краткую молитву: “Услыши мя, Боже, Спасителю наш...”. А затем читается молитва главопреклонная и не просто главопреклонная, а во время нее нужно “лежать ниц” на земле, по Уставу. И по Уставу, священник читает ее и лицом обращен к молящимся. Это молитва с перечислением большого количества имен святых. По идее, священник должен читать эту молитву лицом к молящимся, а молящиеся должны лежать “ниц” на земле.

Эта молитва взята из чина Прощения. Нам знаком чин Прощения по службе в Прощеное Воскресение - 1 раз в году.

Но на самом деле чин Прощения совершается, по Уставу, каждый день после Повечерия, т.е. после вечерних молитв; включает в себя прощения братии друг другу:

- сначала прощение они спрашивают у Бога; в это время как раз читается эта молитва, она немного получается как разрешительная, поэтому священник читает ее лицом к молящимся, а молящиеся лежат на земле;

- потом просит прощение друг у друга;

- а потом еще читают молитву “Ненавидящих и обидящих нас прости...” - из вечернего Правила; это заключительная молитва чина Прощения... ежедневного.

Поскольку Повечерие при Всенощной не служится, то и чин Прощения этот исчезает из службы.

Чтобы совсем он не исчез, эта молитва Прощальная вставлена в чин литии, и поэтому она таким образом читается.

После того, как лития закончится, все возвращаются в храм, и Вечерня продолжается. Следуют:

- стихиры на стиховне;

- “Ныне отпущаеши...”, которое тоже не читается, а поется, по московской практике, хотя по Уставу читается;

- Трисвятое;

- “Пресвятая Троице”;

- “Отче наш”.

А затем совершается благословение хлебов:

- хлеба,

- пшеницы,

- вина и

- елея.

С чем связан этот обряд?

Во время Всенощной, которая длится много времени, монахам предлагалась некоторая еда, чтобы они перекусили, как-то подкрепились (Мы помним, что многие монахи приходили в монастырь св. Саввы издалека).

Хлеб и вино - это понятно: их едят. А из пшеницы и елея тут же варили кашу - вот зачем им пшеница и елей.

Сейчас возникает некоторое недоумение: куда эту пшеницу употребить? Из-за этого ее немного кладут, а раньше благословляли ее ведрами, чтобы накормить всех монахов (Сейчас эту пшеницу кладут в кашу, суп; кто-то сеет).

Чин этот никак не связан с литией! Хотя часто говорят, что это литийные хлебы. Или спрашивают: будет ли лития? При этом имеют в виду благословение хлебов.

На самом деле это 2 чина, друг с другом не связанные.

В церковном Уставе ест день - Великая Суббота, когда благословение хлебов бывает без литии.

В Великую Субботу:

- благословение хлебов есть,

- литии нет.

В греческой практике - то же:

- благословение хлебов бывает по праздникам на Вечерни,

- а лития, если и бывает, то на Утрени, например, хотя может быть и на Вечерни.

Эти 2 чина на самом деле не связанные. Хотя часто они связываются:

- если опускается лития, то как правило, опускается и благословение хлебов;

- и наоборот, если совершается лития, то совершается и благословение хлебов.

Хотя они не связаны:

- можно совершить и литию без (благословения) выноса хлебов

- и вынос (благословение) хлебов без литии.

[Вознесение хлебов - это такой обряд. При литии выносят хлебы просто так, для красоты].

И тогда конец Вечерни изменяется.

Будничная Вечерня после “Отче наш” заканчивается так:

- тропарь мы пели и

- Сугубая ектения.

На Праздничной Вечерне Сугубую ектению мы уже сказали; ее уже не нужно повторять. Осталось спеть только тропарь.

Вместо обычного - Отпустительного - тропаря поется тропарь на благословение хлебов. Он поется не единожды, а трижды и к нему не прибавляется “Слава”: И ныне: ”

Т.е. тропарь - 3 раза без прибавления “Слава: И ныне”:

- на праздник - это тропарь праздника;

- на воскресной службе - это тропарь “Богородице Дево, радуйся...”.

Во время пения тропаря совершается каждение стола с хлебами.

После тропаря священник читает молитву на благословение хлебов. Затем хор поет “Буди имя Господне” и 33- псалом - псалом на раздаяние хлеба:

- на Литургии во время пения этого псалма раздается антидор;

- на Всенощной - литийный хлеб - благословенный хлеб.

Поскольку антидор важнее, чем хлеб на Всенощной, на Литургии псалом поется целиком, на Всенощной - только до середины, т.е. псалом 33 - до середины.

В конце псалма священник говорит: “Благословение Господне на вас...”.

На этом 1-я часть Всенощной заканчивается. Дальше начинается Великое чтение:

- из Апостола - на воскресной службе;

- или из каких-то других книг, не обязательно Библейских, - на Всенощной в другие дни;

в частности, здесь может читаться даже Апокалипсис Великим Постом и в праздники Иоанна Богослова в качестве Великого чтения читается Апокалипсис. Апокалипсис может читаться за богослужением, но не на Литургии, а на Всенощной.

Теперь несколько слов о сокращениях.

О сокращении стихир я не говорю: понятно, что можно немножко меньше стихир спеть, немножко больше. Мы говорим о сокращении в существенных частях (службы). Т.к. у нас, в отличие от греков. Всенощная служится часто греки редко Всенощную служат; они предпочитают служить отдельно Вечерню и Утреню; а Всенощную, если уж служить, то по-настоящему, по полной программе, т.е. у нас Всенощная - обычная служба, то ее, как правило, сокращают.

Часто при совершении Всенощной:

- опускают литию;

- опускают молитву на благословение хлебов и

- опускают Великое чтение, т.е. сразу после возгласа начинается Утреня: Если лития и Великое чтение опускаются достаточно безболезненно, то опущение молитвы на благословение хлебов немного нарушает логику службы - получается, что мы 3 раза поем тропарь для того, чтобы 3 раза покадить хлеб, а если хлеба нет, то для чего тогда петь тропарь 3 раза?

- и затем поется 33-й псалом - то же самое: мы поем псалом на раздавание хлеба, а хлеб при этом не раздаем - это немного не логично.

Но, тем не менее, это уже общепринятая традиция, с которой никто бороться, конечно, не собирается.

Вот порядок Вечерни в составе Всенощной.

Теперь отдельно напишем, чем отличается Великая Вечерня от Будничной Вечерни.

Сейчас мы говорим о любой Великой Вечерне - как в составе Всенощной, так и вне ее.

Отличия Великой (т.е. Праздничной) Вечерни от Будничной (т.е. Вседневной):

1) вместо рядовой кафизмы поется “Блажен муж”;

2) есть обязательно Вход;

3) паремии (но не всегда): только если святой или праздник имеет паремию; на воскресной службе паремии нет, если святой не случится с паремией;

4) порядок ектений:

- сначала Сугубая,

- потом Просительная.

[На Великой Вечерни, если она не в составе Всенощной, Царские врата открываются на Отпуст: Отпуст совершается при открытых Царских вратах.

Но у нас, в московской практике, Великую Вечерню отдельно от Всенощной редко когда служат. Если и служат, то сразу после Вечерни служат Утреню - тогда отпуст не говорят, значит, Царские врата не открываются. Царские врата открываются, естественно, на Вход].

Теперь, чем отличается Вечерня в составе Всенощной от Вечерни вне Всенощной.

Отличия Вечерни внутри Всенощной от Вечерни вне Всенощной:

1) Вечерня начинается с возгласа Утрени, т.е. вместо возгласа Вечерни произносится возглас Утрени;

2) 103-й псалом не читается, а поется и сопровождается каждением;

3) добавляется чин литии;

4) добавляется благословение хлебов во Всенощной, и из-за этого изменяется окончание Всенощной: поется тропарь трижды и добавляется 33-й псалом (т.е. тропарь утраивается и появляется еще 33-й псалом).

Понятно, что Вседневная Вечерня от Вечерни в составе Всенощной отличается уже восемью отличиями (4+4=8).

Вопрос: Как устроено освещение в Афонских храмах.

Рисунок.

 

Вот храм (условно), притвор пока не берем. В храме висит паникадило, а здесь висит хорос (паникадило - как у нас). Хорос - это круг со свечами многочисленными, иконами...

Здесь висят обычно паникадильца - с двух сторон. Над клиросом висит свечка-лампочка.

Во всех монастырях, кроме русского, здесь - свечи.

Затем висят еще кресты для свечей: серебряный крест и 2 свечи. Там не принято, чтобы молящиеся сами зажигали свечи, это делает специальный монах.

Подсвечников там мало. Здесь всегда висят иконы: икона храма и чудотворная икона Божией Матери. В каждом монастыре есть чудотворная икона Божией Матери, и, соответственно, она здесь висит. Здесь стоят подсвечники; их очень мало, почти их нет. Здесь еще есть маленькая свечка, чтобы читать священнику молитву. Лампады перед иконами. У монаха есть запал-свеча, чтобы зажигать, и приспособление для тушения свечей (палка с колпаком на конце).

И в разные моменты службы эти свечи зажигаются в разном количестве и в разных комбинациях.

В храмах электричества нет - они специально его не проводят туда: гораздо красивее смотрятся свечи, чем лампочки. На Праздничной службе как они освещают храм?

Возьмем Всенощную. Сначала зажигают, по-моему, паникадило (я не помню, что сначала зажигают).

На “Господи воззвах” зажигают хорос (паникадило к этому времени тушат) и раскручивают его.

Затем после Входа его тушат постепенно Там все постепенно зажигают и тушат: по одной свечке. Остается после Входа минимальное освещение.

Уходят в притвор на литию. Возвращаются, еще горят несколько свечей в паникадиле, потом и их тушат.

Читают шестопсалмие в темноте. Потом кафизмы в темноте.

Затем на седальнах по 2-й кафизме начинают зажигать и на полиелее зажигают паникадило без хороса.

На полиелее раскручивают паникадило.

Потом после полиелей, 1-й и 3-й песни канона все гасят. Весь канон дальше, 4-я, 5-я, 6-я, 8-я песни) - в темноте.

На Хвалитные стихи опять зажигают хорос и опять его раскручивают. Там всегда горит несколько свечей.

Когда зажигают все свечи, то раскручивают хорос, а когда не все - не раскручивают. Раскручивают вообще только на праздники.

Они, например, никогда не зажигают все свечи. Даже в самый большой праздник у них несколько свечей не горит, и все равно очень светло.

Кресты опускают вниз только чтобы зажечь свечи, а потом поднимают их вверх.

На стихиры опять гасят хорос, и славословие поется опять в темноте.

На Литургии постепенно зажигают, к Евангелию не так много свечей горит.

На Херувимскую песнь зажигают и то, и другое; и раскручивают одно в одну сторону, другое - в другую сторону. Потом опять тушат.

И к Причащению вообще гасят все свечи. Такой принцип: на Причащении ничего не должно гореть.

И только монах стоит специально со свечой в руке у чаши, и этим изображается, что подлинный свет - это Сам Христос: Святые Дары - это и есть Свет, а все остальное как бы фальшивое. При Причащении только один монах стоит со свечой у Святых Даров.

Потом они идут в трапезную. А после трапезной возвращаются в храм и поют многолетие - епископу, если епископ приезжал в храм, или - игумену.

И при этом горит и то, и другое; тоже раскручивают, но это длится не долго. По Уставу в храме свечи должен зажигать кандиловжигатель. Устав - монастырский. В монастыре нет прихожан, в монастыре все свои, монахи. Один монах зажигает и тушит свечи.

В монастыре не хор, а несколько монахов поющих. В каждом монастыре есть несколько монахов, которые умеют петь, остальные петь не умеют.

На будничной службе ставят тех, кто не умеет петь (как и у нас), а на праздничной службе тех, кто умеет петь. Поют они греческим Византийским пением, - как и во всей Греции. Только в русском монастыре обычно такое Киевское многоголосие.

Только в Сербском и Болгарском монастырях (они служат по-славянски)... У них проблемы с певчими.

А еще у них есть скиты; не монастыри, а скиты, где живут несколько монахов, - меньше, чем в монастыре. И некоторые скиты специально занимаются пением. Там есть один скит, в котором монахи ставят своей целью учить петь. Когда бывает очень-очень большой праздник, из этого скита приходят монахи петь.

Там вообще монахи ходят на праздники в другие монастыри. Там принято, чтобы от каждого монастыря был обязательно представитель на празднике. Но кроме этого, и другие монахи, если хотят, могут прийти на праздник в другой монастырь.

На Афоне монахи должны присутствовать на всех службах в своем монастыре, но если у них важное послушание, то их освобождают от службы.

Какой распорядок дня монаха на Афоне? (Я уже рассказывал об этом).

В обычный день монах встает в 2-3 ч утра. Читает какое-то келейное правило. У русских оно есть, а у греков, между прочим, может и нет правила, а если и есть, то не такое большое. Затем идут в храм на Полунощницу. В храме читается Полунощница - в притворе. Затем Утреня, они идет 2-3 ч. В монастырях с более мягким (легким) Уставом после Утрени идет сразу Литургия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.