Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Повторение






— Вспомните, что такое обособление. (Выделение по смыслу членов предложения: в речи интонационно, а на письме — знаками.)

— С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты.)

Запишем небольшой текст:

Вулкан, дремавший несколько столетий, пробудился. Почувствовав неладное, звери и птицы пустились подальше. Земля начала мелко подрагивать, словно волнуясь. Минеральные источники, разогретые внутренним жаром, забурлили. Постепенно набирал силу; вулкан принялся ворчать, попыхивать своей трубкой, пускать дым, выбрасывать пепел. И вот из жерла показалась раскаленная лава. Извержение началось.

— Найдите в этом тексте обособления. Объясните, чем они обусловлены.

Отметим, что причастные и деепричастные обороты близки по значению и происхождению к глаголам-сказуемым: первые обозначают признак предмета по действию, вторые — дополнительное, добавочное действие. Сравнительный оборот тоже связан с глаголом-сказуемым. Близость к сказуемому является показателем возможного обособления.

Для наглядности можно перестроить предложения, заменив обособленные члены глаголами-сказуемыми.

 

III. Изучение темы «Обособленные определения и приложения»

1. Вопросы и задания.

— Какими членами предложения являются причастия и причастные обороты? (Определениями.)

— Найдите определения в нашем тексте, скажите, чем они выражены.

— Перестройте предложения так, чтобы причастные обороты стояли перед определяемым словом, и запишите их.

— Прочитайте оба варианта предложений с причастными оборотами. Обратите внимание на изменение интонации.

— Соотнесите интонацию этих предложений со схемами упр. 297.

2. Объяснение учителя.

Расширим наши представления об обособлении. Рассмотрим предложение: Взволнованная девушка не могла найти слов. Возможно ли заменить существительное местоимением? Выражение «взволнованная она» невозможно. Попробуем обособить определение: Взволнованная, она не могла найти слов. В предложении появился оттенок причины.

Еще пример: Рыцарю в тяжелых доспехах сложно было поворачиваться. Заменим существительное местоимением: Ему, в тяжелых доспехах, сложно было поворачиваться. Опять появился оттенок причины.

А как ведут себя в таких случаях приложения? Его, известного эрудита, нелегко было сбить с толку. Хорошая хозяйка, она держала дом в идеальном порядке. Попробуйте убрать обособление, прочитать предложения без пауз. Смысл искажается или вовсе пропадает.

Итак, обособляются любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.

Что произойдет, если заменить в предложении с приложением личное местоимение на существительное? Участника игры, известного эрудита, нелегко было сбить с толку. Распространенное приложение «известного эрудита» все равно обособляется.

Рассмотрим случай согласованных нераспространенных однородных определений: Светлая и чистая небольшая комната выходила окнами в сад. Поместим однородные определения после определяемого слова: Небольшая комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад. Интонация подсказывает, что и в этом случае необходимо обособление.

Обобщим наши наблюдения.

3. Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал § 29 на с. 134. Обратите внимание на примечание. Сделайте развернутый план параграфа.

4. Тренировочные упражнения.

Сначала потренируемся соблюдать правильную интонацию в предложениях с обособлениями.

Упр. 298: прочитать («по цепочке»), найти обособленные определения и приложения, объяснить причину обособления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.