Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние и перспективы развития начального профессионального и среднего профессионального образования




Духовное и интеллектуальное развитие молодых граждан связано с совершенствованием образования и трудоустройства. Федеральный закон «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. № 3266-I) установил обязательный уровень основного общего образования. Время показало, что число молодых людей, не получивших среднее образование, значительно возросло. Безусловно, это снизило общий образовательный потенциал молодежи для получения профессионального образования путем повышения квалификации и планирования карьеры. Важна в этом вопросе позиция Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, который неоднократно говорил о необходимости возврата к общему среднему образованию и принятия для этих целей законодательных актов. Конечно, возврат к полному среднему образованию должен быть реализован на новой содержательной основе: например, старшие классы должны иметь профильный характер. Профильное обучение позволит молодому человеку правильно определиться с будущей профессией, чтобы быть успешным, как специалисту и личности.

Начальное профессиональное образование на территории области представлено 53 учреждениями: 38 областными и 7 федеральными училищами и лицеями, а также 8 учреждениями Управления исполнения наказаний. Всего в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) в 2006 году обучалось 26,6 тыс. учащихся, в том числе в областных – 17,0 тыс. чел. Подготовка рабочих кадров ведется по 122 специальностям[9].

Общее количество учреждений уменьшилось с 88 в 1990 году до 53 в 2000 году. При этом изменения сети в периоды 1990-2000 гг. и 2004-2006 гг. связаны с различными причинами:

- в 1990-2000 гг. происходило закрытие профессиональных училищ, созданных на базе промышленных предприятий, вследствие резкого падения спроса на рабочую силу и реструктуризации самих предприятий. Всего в этот период было закрыто 15 НПО с потерей материально-технической базы;

- в 2003-2006 гг. происходило преобразование самостоятельных учреждений НПО в филиалы и структурные подразделения головных профессиональных училищ и лицеев. Всего в этот период было преобразовано 21 учреждение НПО. Во всех случаях, за исключением реструктуризации профессионального лицея № 41 и ПУ № 57 г.Саратова, материально-техническая база была сохранена.

Сокращение контингента приема в учреждения НПО в 2004-2006 гг. соответствует спаду рождаемости в 1988-1991 гг. - это учащиеся, которые поступали в профессиональные училища и лицеи после 9 класса средней школы.

В 2006 г. в учреждения НПО всего было принято 10036 чел., в том числе в учреждения областного подчинения - 7037чел. По отраслевым группам учащиеся, принятые в областные учреждения НПО, распределены следующим образом: промышленность – 46,0%, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения – 21,9%, сельское хозяйство – 10,6%, транспорт – 8,2%, строительство – 6,6%, другие отрасли экономики – 6,7%.



В 2006 г. всеми учреждениями НПО выпущено 10987 чел., из них трудоустроено 96%, в том числе переданы на предприятия и в организации – 72,1%, продолжают обучение в высших и средних специальных учебных заведениях – 10,7%, призваны на военную службу – 13,2%. Кроме того, 7,0 тыс. чел. оказаны дополнительные образовательные услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации на условиях полного возмещения затрат на обучение. 16,3 тыс. (66%) учащихся дневных областных учреждений НПО – дети из многодетных, малообеспеченных, неполных семей; 2,3 тыс. учащихся находятся в социально-опасном положении, более 300 - имеют ограниченные возможности здоровья (отклонения в умственном развитии). Кроме того, в областных учреждениях НПО обучается 1320 человек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 1005 чел. находятся на государственном обеспечении.

Объемы и профили профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров ежегодно корректируются министерством образования области в соответствии с потребностью рынка труда после согласования с районными и городскими службами занятости населения.

За период с 1990 г. по 2006 г. количество рабочих профессий, по которым велась подготовка кадров в учреждениях НПО, не только не уменьшилось, но возросло – с 113 в 1990 г. до 122 в 2006 г.



В 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличился прием учащихся для предприятий промышленности по следующим профессиям: «автомеханик» (на 15,2%), «станочник (металлообработка)» (на 13,0%), «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (на 9,2%), «сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» (на 3,8%). Для сельского хозяйства увеличен прием по профессиям: «мастер сельскохозяйственного производства» (на 11,1%), «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» (на 9,8%).

Прекращен прием учащихся по профессиям «бухгалтер», «парикмахер» в ПУ № 15 г. Балашова, «повар, кондитер» в ПЛ № 18 г. Маркса, «продавец, контролер-кассир» в ПУ № 25 г. Вольска, «коммерсант в торговле» в ПЛ № 34 г. Энгельса.

В 2006 году профессиональные училища и лицеи области заключили 547 договоров на подготовку рабочих кадров с товаропроизводителями и работодателями (в 2005 г. – 548, а в 2001 г. - 150). Договорами предусмотрены условия прохождения производственной практики и дальнейшее трудоустройство выпускников после завершения обучения.

В то же время существует определенный отраслевой дисбаланс между объемом подготовки квалифицированных рабочих кадров и потребностями предприятий в специалистах начального звена. При этом доля молодых специалистов в общей потребности в кадрах составляет примерно 30-35 %. Кроме того, требования работодателей к качеству и профессиональному уровню специалистов часто превышают возможности областных учреждений начального профессионального образования.

Расходы областного бюджета на содержание областных учреждений НПО в 2006 г. составляют 353,3 млн. руб. (61,4% от потребности). Структура финансирования выглядит следующим образом: заработная плата с начислениями – 48,41% (100 % от потребности), выплаты за книгоиздательскую продукцию – 0,63 % (100%), коммунальные услуги – 16,91% (100%), услуги связи – 0,28 % (100%), транспортные услуги – 0,03% (100%), услуги за содержание имущества, в т.ч. капитальный ремонт – 3,75 (10%), прочие услуги – 2,13% (100%), прочие расходы, в т.ч. стипендии – 10,28% (100%), увеличение стоимости основных средств – 1,66% (8%), увеличение стоимости материальных запасов – 12,47% (54%). Сравнительный анализ финансирования учреждений НПО областного и федерального подчинения показывает, что наиболее проблемными для областных учреждений являются статьи расходов на капитальный ремонт (областные ПУ - 3 % , федеральные ПУ - 10% в структуре финансирования), поставку техники и оборудования (областные ПУ - 1,7% , федеральные ПУ - 21%). На компенсацию недостаточного финансирования областных учреждений по этим статьям направляются доходы от их внебюджетной деятельности, которые в 2006 г. должны составить 48,52 млн. руб. (12% от общего объема финансирования областной системы НПО).

Среднее профессиональное образование (далее - СПО) на территории области представлено 55 учреждениями: 34 федеральными (из них 9 - структурные подразделения вузов, 18 - самостоятельные учебные заведения) и 21 областными техникумами и колледжами (6 - подведомственные министерству образования области, 7 - министерству здравоохранения и социальной поддержки, 7 - министерству культуры, 1 – министерству по физической культуре, спорту и туризму области).

Всего в учреждениях среднего профессионального образования обучается 49,5 тыс. студентов, в том числе в областных – 10,9 тыс. чел. Обучение ведется по 119 специальностям.

С 1990 г. общее количество учреждений увеличилось с 49 до 55. Относительно учреждений СПО, подведомственных министерству образования области, за последние 10 лет были осуществлены следующие структурные изменения:

- в 1998 г. Вольские педагогические училища №1 и №2 объединены в Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова;

- в 2005 г. из Федерального агентства по образованию в ведение области передано 3 образовательных учреждения: Саратовский техникум легкой промышленности, Саратовский вечерний химический техникум, Поволжский колледж технологий и менеджмента (г.Балаково);

- в 2006 г. Саратовский социально-педагогический колледж, Аткарское педагогическое училище, Энгельсское педагогическое училище объединены в Саратовский областной социально-педагогический колледж, ПУ№42 реорганизовано в Саратовский колледж кулинарного искусства, ПУ№ 52 и Саратовский вечерний химический техникум объединены в Саратовский областной химико-технологический техникум.

В 2007 году передача средних специальных учебных заведений из федерального ведения в ведение Саратовской области не планируется.

Контингент, прием и выпуск студентов учреждений СПО на протяжении последних лет остаются стабильными, но ожидается уменьшение показателей в связи с демографическими тенденциями.

В 2006 г. в учреждения СПО было принято 15,1 тыс. человек, из них на очное отделение – 12,7 тыс. человек. Отраслевая структура приема: промышленность – 20,5%, строительство – 16%, транспорт – 6,3%, сельское хозяйство – 21%, экономика – 9,8%, здравоохранение – 12%, образование – 5%, искусство – 3%, право – 6,4%.

В 2006 г. учреждения СПО выпустили 13,1 тыс. человек, из них 10,5 тыс. человек очной формы обучения. По отраслевой группе выпускников можно распределить следующим образом: промышленность – 22%, строительство – 18%, транспорт – 7,5%, сельское хозяйство – 19%, экономика – 9%, здравоохранение – 11%, образование – 4%, искусство – 3,5%, право – 6%.

Из числа выпускников дневных отделений 52,1% получили направления на работу (в 2005 г. – 50%, в 2004 г. – 45%), из них 33% обучались по договорам, не получили направлений 2,8% выпускников (в 2005 г. – 3,9%, в 2004 г. – 11,3%), 12,4% изъявили желание самостоятельно устроиться на работу (в 2005 г. – 18,1%, в 2004 г. – 18,1%), 22,3% продолжили обучение в вузах области (в 2005 г. – 16,7%, в 2004 г. – 14,8%), 10,4% были призваны в ряды Вооруженных сил (в 2005 г. – 11,3%, в 2004 г. – 10,8%). Трудоустройство выпускников учреждений СПО в 2006 г. составило 97,2% (в 2005 г. – 96,1%, в 2004 г. – 91,7%).

В учреждениях СПО обучается 791 чел. из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, из них 288 человек - в областных учреждениях СПО (в т.ч. 155 человек в подведомственных министерству образования области).

Учреждения СПО ежегодно заключают договоры с предприятиями и организациями на подготовку специалистов. В 2006 году заключены договоры с 315 предприятиями и организациями (в 2005г. – 242).

Расходы областного бюджета на содержание областных учреждений СПО, подведомственных министерству образования области, в 2006 г. составляют 72,32 млн. руб. (69% от потребности). Структура финансирования выглядит следующим образом: заработная плата с начислениями – 66,47% (100 % от потребности), выплаты за книгоиздательскую продукцию – 0,74 % (100%), коммунальные услуги – 11,63% (100%), услуги связи – 0,08 % (31%), транспортные услуги – 0,01% (19%), услуги за содержание имущества, в т.ч. капитальный ремонт – 2,06 (13%), прочие услуги – 6,08% (37%), пособия по социальной помощи населению – 4,04% (66%), прочие расходы, в т.ч. стипендии – 7,7% (100%), увеличение стоимости основных средств – 0,44% (6%), увеличение стоимости материальных запасов – 0,27% (2%). На компенсацию недостаточного финансирования расходов на капитальный ремонт, поставку техники и оборудования направляются доходы от их внебюджетной деятельности образовательных учреждений, которые в 2006 г. составил 22,7 млн. руб. (23,9% от общего финансирования областных учреждений СПО).


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал