Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное управление и регулирование энергетических рынков






Реформирование энергетического сектора является одной из гло­бальных тенденций начала 21-го века, которая связана, прежде все­го, с повышением конкурентности сектора в целом и его отдельных отраслей в условиях нестабильности ценовой конъюнктуры на миро­вых рынках энергоносителей.

Традиционно капиталоемкие отрасли энергетического сектора ши­роко использовали поддержку государства, при этом часть хозяйствен­ной деятельности в энергетике является прерогативой естественных монополий и выступает в качестве необъемлемой составляющей про­цессов государственного регулирования. К сфере деятельности есте­ственных монополий в энергетике относятся масштабные по своим вло­жениям, низкорентабельные и сложные в управлении виды деятельнос­ти, зачастую охватывающие систему обеспечения жизнедеятельности всего общества, как-то: энергетические коммуникации, транспортные и транзитные сети, магистральные линии электропередач, магистральные нефтепроводы и газопроводы высокого давления. Естественный моно­полизм в этих отраслях объективно обусловлен уникальным положени­ем таких видов деятельности на территории отдельных государств, тре­бующим бесперебойного функционирования в интересах обеспечения энергетической безопасности государства, сложностью и величиной орга­низации финансирования, жесткого регулирования в целях стабильности и предсказуемости как для поставщиков, так и для потребителей энер­гетических ресурсов.

На многих региональных рынках, особенно в Европе и Северо-Вос­точной Азии, к концу 20 века деятельность естественных монополий в энергетике являлась полностью или по большей части прерогативой го­сударства, что в условиях растущей конкуренции на энергетических рынках привело к стагнации отраслевого развития, хронически высоким ценам на электроэнергию как на конечный продукт этих отраслей для всех потребителей, к резкому снижению инвестиционной активности и, вследствие этого, устареванию энергетического оборудования, не по­зволяющего повысить энергоотдачу и снизить себестоимость произво­димой электроэнергии. Государственные ресурсы, направляемые на раз­витие таких отраслей, не приносили ожидаемого эффекта и становились опасным бременем для национальных бюджетов отдельных государств. Приватизация отдельных секторов энергетики в различных странах не сняла полностью проблему повышения конкурентоспособности, а в ус­ловиях роста зависимости отраслей энергетики от импорта углеводо­родного сырья потребовала продолжения реформ в направлении сниже­ния государственного контроля за теми секторами деятельности, где существует потенциал развития конкуренции и участия частного капи­тала при сохранении регулирующей функции государства в части сете­вого распределения.

Как отмечается в томе «Газовая промышленность России» те­матического блока «Энергетическая безопасность» серии «Безопас­ность России. Правовые, социально-экономические и научно-техни­ческие аспекты», для процесса реформ, проводимых в различных странах, характерны следующие особенности:

• усиление конкуренции;

• изменение степени вертикальной и горизонтальной интеграции;

• приватизация предприятий коммунальных услуг и укрепление роли частного сектора;

• изменение подходов к регулированию.

Наблюдаемые во всем мире тенденции реформирования и либера­лизации энергетического сектора включают дерегулирование, демоно­полизацию и усиление конкуренции (рис. 6.1). В различных странах ре­формы начинались с разных уровней развития экономики и достигли раз­личной степени реализации основных направлений реформирования.

В Северной Америке процесс реформирования энергетического сектора был начат в 80-е годы 20 века, при этом в газовой отрасли, находящейся, в основном, в частном владении, одним из первых ша­гов было предоставление доступа третьей стороны к системам тру­бопроводов между штатами. Затем было введено регулирование в целях разделения функций транспорта и сбыта газа. Регулирование стоимости услуг трубопроводного транспорта и электроэнергетичес­ких компаний определялось на основе «издержки» плюс нормиру­емая рентабельность. Предоставление доступа к линиям электро­передач и трубопроводам заложило основу для конкуренции на опто­вых рынках. В дальнейшем небольшие потребители также получили возможность выбирать себе поставщиков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.