Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос о второстепенных ЧП. Типы детерминативов (обстоятельственные и субъектно-объектные). Типы присловных ВЧ (дополнение, определение, обстоятельство). Синкретизм ЧП.






Второстепенные ЧП - это такие ЧП, которые обнаруживают подчинительную связь по отношению к главным членам или между собой, и служат для пояснения, уточнения, дополнения господствующих слов. Сам термин появился в первой четверти 19в. ВЧП подчеркивают смысловую сторону компонентов предложения. Особенностью употребления ВЧ является их способность пояснять не только отдельные слова, но и все предложения в целом. Такая связь со всем предложением называется – детерминирующей, а сами ВЧ – детерминантами. В роли детерминанта обычно выступает дополнение или обстоятельство места или времени. Иногда детерминант относится не к одному, а к нескольким простым предложениям в составе сложного.

Определение - ВЧП, который обозначает признак, который выражает определенные (атрибутивные) отношения. По значению, способу выражения и характеру связи, выделяются согласованные и несогласованные определения.

Согласованные определения – выражаются согласованными формами, уподобляемыми в формах рода, числа и падежа к главному слову. Например, наступило хмурое утро.

Выражаются: а) именами прилагательными всех разрядов (весенний день, лисья нора, хорошее настроение и др.); б) порядковыми числительными (первый экзамен); в) притяжательными, указательными, определительными местоимениями (этот день, любой студент); г) полными формами причастий (зеленеющий лес).

Несогласованные определения - представлены управляемыми и ли примыкающими словоформами (пальто мамы).

Выражаются: а) падежными и предложно-падежными формами существительных (ручка студента, ветка сирени); б) сравнительной степенью прилагательных (я не видел реки прекраснее Сожа); в) инфинитивом (желание учиться); г) формами личных местоимений со значением принадлежности (ее кольцо); д) наречиями (дом напротив); е) фразеологизмами (бег сломя голову).

Особый вид определения – приложение - особая разновидность определения, которая совмещает определение предмета и другое его название. Приложение существует в той или иной падежной форме, что и определяемее слово. Предмет номинативное значение сочетается в нем с оценкой, характеристикой предмета. Если перед нами сочетание 2-х нарицательных предметов, то приложение:

- обладает качественно-оценочным значением (бродяга (прилож.) ветер);

- относится к определяемому слову, как вид к роду (трава-осока);

Если перед нами сочетание нарицательного и собственного существительных, то, как правило, приложением будет нарицательное сущ-е, которое характеризует собственное по полу, возрасту, профессии и т.д. (студент Иванов). Все другие имена собственные (клички животных, географические названия и т.д.) сами являются приложениями (собака Шарик).

Разграничение поясняемого слова и приложения можно провести на грамматическом уровне:

- сказуемое всегда согласуется с подлежащим, а не с приложением подлежащему (Озеро Байкал – самое глубокое в мире).

- при связи с другими словами изменяется определяемое слово, а не приложение (в продаже не было журнала «Работница»).

Обстоятельство - ВЧП, который характеризует действие или признак со стороны их качества, количества или различных условий протекания. Семантические классы обстоятельств:

1) обстоятельства образа и способа действия (как? каким образом?) – отвечать уверенно.

2) обстоятельства сравнения (как? подобно чему?) – нестись стрелой.

3) обстоятельства меры и степени (в какой мере? В какой степени?) – я очень беден, ты богат.

4) обстоятельство места (где?) – дача находится недалеко.

5) обстоятельство времени (когда?) – гости пришли вовремя.

6) обстоятельство причины (по какой причине?) – покраснеть со стыда.

7) обстоятельство цели (с какой целью?) – приехал учиться.

8) обстоятельство условия (при каком условии?) – без знания психологии, нельзя быть учителем.

9) обстоятельство уступки (не смотря на что?) – весь дом казался темным несмотря на освещение.

Способы выражения: а) наречие (читать быстро); б) деепричастие (он рисует не останавливаясь); в) предложные или предложно-падежные формы существительных (отвечать с трудом); г) инфинитивом для передачи значения целей и при глаголах движения (приехал учиться); д) цельными словосочетаниями (с предлогами от…до, с…до (от Москвы до окраин); е) фразеологизмом (работать спустя рукава).

Дополнение – ВЧП, который обозначает объект в каком-либо отношении к действительности. В большинстве случаев для дополнения характерно употребление тесной связи с определяемым главным словом. Дополнение, выражающее объект действия, употребляется при глаголах, а также при образованных от них сущ-х (работать над докладом (над чем?)).

Дополнение, выражающее объект, на который распространяется качественный признак, употребляется при прилагательных и образованных от них сущ-х (верный долгу). В роли дополнения используются исключительно сущ-е и их заместители (местоимения или субстантивные ЧР), также сочетание слов, как и при выражении подлежащего.

Способы выражения: а) имя сущ-е в косвенном падеже с предлогами или без них (думать о сыне); б) субстантивированными ЧП (он не сожалел о сказанном); в) инфинитивом (старик дал им напиться); г) словосочетаниями (синтаксически нечленимыми); д) синтаксически нечленимыми конструкциями, в составе которых собирательные числительные и сущ-е в Р.п. (я увидел множество людей).

Все ВЧП могут быть морфологизированными и неморфологизированными. Морфологизированные имеют место тогда, когда, например, дополнение выражено сущ-м или местоимением с предлогом или без него, определение – прилагательным или причастием, обстоятельство – наречием и сущ-м с предлогом или без него. Все ВЧ могут быть представлены формами косвенных падежей сущ-х с предлогами или без них. Например, я думаю о сыне (о ком?). При словах одного лексико-грамматического разряда, могут быть употреблены ВЧ разных типов. При глаголах мы употребляем чаще обстоятельство и дополнение. Отглагольные сущ-е могут иметь при себе определение и дополнение. Например, мамино решение (чье?). При сущ-х с конкретно-предметным значением, дополнений не бывает, а бывают определения. Например, ручка студента (опред.) (чья?). При отглагольном сущ-м характер ВЧ определяется типом, выражаемых им отношений. Если выражается определительные отношения, в том числе и субъектные, то ВЧ определение, если объектные отношения, тогда ВЧ – дополнение. Например, увлечение мальчика (опред.) (чье?). Словоформы с пространственным значением при конкретных именах сущ-х, чаще рассматриваются как определение, реже как синкретичный член. Например, Церковь в Кижах я увидел на закате (какую? Где?).

Имеются и переходные случаи, когда в одном члене объективно совмещаются значения 2-3-х ВЧ. Наиболее ярко это проявляется при отглагольных сущ-х, в употреблении словоформ с обстоятельственным значением: пространственном, временном, причинном.

Совмещение в одной словоформе свойств разных членов, называется синкретизмом. Источником синкретизма является способ выражения, форма и позиция ВЧ. Неморфологизированные (не характерные) способы выражения – это основная причина синкретизма. Предложно-падежные формы сущ-х сохраняют обстоятельственные оттенки значения в позиции, когда они должны быть определениями. Здесь необходимо учитывать позицию словоформы.. Например, Над рекой мы сели на скамейку покурить (на что? С какой целью?). Также проблемно решается вопрос со словоформами с двойной связью (дуплексивы). Они имеют двойную грамматическую связь и выражают значение определения и выступают, как предикативные члены. Такие словоформы корректно называть предикативными определениями. При практическом анализе ВЧ следует учитывать целый ряд принципов и критериев определения их синтаксической роли:

- семантику и способ выражения словоформы;

- вхождение или не вхождение словоформы в словосочетание в качестве независимого компонента;

- отнесенность словоформы к слову или к основе предложения;

- роль словоформы в формировании семантической и синтаксической структуры;

Существует ряд приемов определения ВЧ. Основной – постановка вопросов. Ко многим ВЧ можно задать по 2-3 вопроса. Например, Я иду купить хлеба (куда? С какой целью?)

Еще один прием – замена неморфологизированных ЧП морфологизированными. Например, Его добротой я был растроган до слез (Как? В какой степени?).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.