Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отнесенность высказывания к действительности;






Эти признаки охватывают все уровни языка и только в совокупности характеризуют предложение.

Относительная смысловая законченность – в любом предложении содержится определенная информация, т.е. любое предложение выражает законченную мысль. Однако, абсолютной смысловой законченностью предложение никогда не обладает. Оно получает ее в конкретном тексте. Относительная смысловая законченность – это выраженность основных элементов в форме мысли, а этими основными элементами являются предмет мысли и высказывание о ней.

Грамматическая организованность - предложение строится из отдельных словоформ и словосочетаний. Между ними устанавливаются определенные синтаксические отношения, существующие в реальной действительности. Однако, чтобы объединить эти отдельные словоформы в относительно законченную мысль, необходимо их организовать. Таким образом, грамматическая организованность оформляется по средством окончаний, изменяемых слов, служебных слов (предлоги, союзы), порядка слов.

Интонационная оформленность - интонация определяет любое предложение. Каждое предложение характеризуется интонацией конца, побуждения, восклицания. С помощью интонации даже одно слово может стать предложением. Это признак одновременно и структурный, и семантический. Интонация является средством выделения смыслового центра предложения, средством корректировки значения и оттенка значений, передаваемых предложений и средством передачи эмоций и чувств.

Отнесенность высказывания к действительности - интонационная оформленность – ведущий признак предложения, как и предикативность (отнесенность высказывания к действительности). Здесь подчеркивается характер реальности того, о чем говорится в предложении и все это устанавливается самим говорящим. По В.В. Виноградову, предикативность - это общее грамматическое значение предложения, проявляется в частных грамматических категориях: в модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.

Модальность – оценка говорящим высказывания с точки зрения реальности и ирреальности. Например, над седой равниной моря ветер тучи собирает (действие реально происходящее); пусть сильнее грянет буря (действие желательное, возможное, но пока реально не происходящее). Строя предложение, говорящий сразу придает ему оценку (реальную или ирреальную). Реальность и ирреальность, как грамматическая оценка не совпадает с истинностью или ложностью высказываний.

Реальная модальность - представляет действие как соответствующее реальной действительности с точки зрения говорящего.

Ирреальная модальность- проявляется в предложении в различных частных видах:

А) в виде желательности (сходил бы ты, Коля, за хлебом);

Б) в виде побудительности (сходи, Коля, в магазин);

В) в виде потенциально возможного действия (я бы выучила материал, если бы у меня было время);

Ядром выражения реальности и ирреальности является морфологическая категория наклонения глаголов-сказуемых. Изъявительное наклонение передает реальную модальность (я учил, я учу, я выучу, я буду учить), сослагательное и побудительное наклонения – ирреальную модальность (учи, учите, выучите, учил бы, учила бы). Модальность не исчерпывается только глагольными наклонениями, часто это средство подвергается корректировке. Интонация в предложении подчеркивает то или иное модальное значение или исправляет его. В передаче модального значения участвуют и частицы (сходил бы). Помимо этой объективной модальности в предложении может быть выражен еще один модальный аспект – отношение говорящего к высказыванию: как сам говорящий оценивает то, о чем он говорит. Этот аспект получил название – субъективной модальности. А выражается субъективная модальность посредством вводных или модальных слов (конечно, может быть, наверно и др.). Например, лекция, конечно, закончена. Модальность предиката имеет место в тех случаях, когда то или иное модальное значение передается специальными словами в самом сказуемом. Например, я люблю учиться, я могу учиться, не хочу учиться. В данных словах содержится отрицание чего-либо.

Синтаксическое время - отнесенность высказывания к моменту речи. Эта категория опирается на морфологическую категорию времени глагола, но не исчерпывается ею. Эта категория более многообразна и выражается формами самого глагола-связки. Даже отсутствие связки свидетельствует о настоящем времени. Например, я был школьником; я студент.

Синтаксическое лицо - содержание этой категории включает в себя отнесение высказывания к лицу говорящего. Оно выражается личными формами глагола. Например, Учусь на 4 курсе, учимся на 4 курсе), личными местоимениями (я учусь, мы учимся).

Лицо может быть выражено именем или даже словосочетанием (ее отец – инженер; мы с Ваней студенты).

Предикативность как признак предложения проявляется в их совокупности и нового проявления нет и быть не может. Предикативность как признак предложения передается главными членами предложения и поэтому главные члены получают название – предикативная основа предложения (ПО, ПЧ). Именно подлежащее и сказуемое выражают, в первую очередь, устанавливаемые ими предикативные отношения. Подлежащее – предмет, а сказуемое – его признак (что говорится о подлежащем?) Любое предложение обладает минимальной структурной основой, тем минимумом, который присущ каждому предложению. Структурная схема включает в себя набор таких словоформ, которые являются обязательными для того, чтобы предложение имело относительную законченную мысль. Вера Арсентьевна Белошапкова: «структурная схема» - отвлеченный образец, состоящий из минимума компонентов, необходимых для создания предложения. Например, студенты слушают лекцию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.