Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические проблемы обучаемости






Понятие обучаемости введено в научное знание Н.А. Менчинской. Обучаемость является одним из показателей готовности человека к учению, к усвоению знаний в условиях конкретной образовательной системы.

Обучаемость в широком смысле слова можно трактовать как потенциальную возможность овладения новыми знаниями в содружественной со «взрослыми» работе (Б.В. Зейгарник), как «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Важно положение А.К. Марковой, которая считает, что обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Обучаемость – это общая характеристика психического развития, позволяющая достичь более высокого уровня в формировании обобщенных принципов действия и способов действия. Обучаемость характеризуют:

- психофизиологические процессы (возбуждение и торможение, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп, ритм деятельности);

- сенсорные и перцептивные процессы (схватывающий или детализирующий тип восприятия, избирательность восприятия, чувствительность, особенности развития зрительного и слухового ощущений);

- мнемическая функция (использование приемов запоминания, включение деятельности в запоминание, установка на долговременное и прочное запоминание, активное использование типа запоминания и т.д.);

- опора на гибкость мышления;

- скорость мышления;

- саморегуляция устойчивости, распределение внимания и др.

Марковой А.К. предложены следующие показатели обучаемости:

· активность ориентировки в новых условиях;

· инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности;

· настойчивость в достижении цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях отвлечения, препятствий;

· восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

Обучаемость соотносится с понятием обученность как совокупностью всех характеристик психического развития, которые суть результата предыдущего обучения. Каждый учащийся владеет определенным запасом знаний и тем или иным уровнем умения учиться. Это принято называть обученностью. Обученность – это, с одной стороны, результат прошлого опыта, с другой – цель предстоящего обучения. Степень обученности зависит от степени реализации цели обучения. Поэтому задача обучения – создать условия реализации обучаемости и перехода ребенка к новому уровню обученности.

Обученность включает:

· наличный, имеющийся к сегодняшнему дню, запас знаний;

· сложившиеся учебные действия, умения и навыки.

Маркова А.К. выделила основные «пласты» развития и их показатели в соответствии с уровнями психического развития. Среди основных «пластов» уровня актуального развития она выделила обученность, развитость и воспитанность, а в зоне ближайшего развития – обучаемость, развиваемость, воспитуемость.

Обучаемость – это динамическая характеристика. В разные возрастные периоды обучаемость одного человека может меняться, возрастать, ослабевать.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Что такое развитие? Какие показатели развития можно выделить?

2. В чем суть разных подходов к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития?

3. Дайте определение понятию «обучаемость». Какие показатели обучаемости вам известны?

 

Литература:

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М., 2002.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. Ростов н/Д., 2010.

4. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2008.

5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 2000.

6. Ткачева М.С. Педагогическая психология. М., 2008

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.