Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемное обучение






Проблемное обучение – способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев и др.).

Проблемное обучение может быть разного уровня.

1. Учитель ставит проблему, формулирует ее, решает. Ученик запоминает решение проблемы.

2. Учитель ставит проблему, формулирует ее, ученик решает проблему в совместной деятельности с учителем.

3. Учитель ставит проблему, формулирует ее, а решает проблему ученик.

4. Учитель проводит общую организацию, контроль, руководство. Ученик осознает проблему, формулирует ее, решает проблему.

Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей: сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков; достичь высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в проблемном обучении, т.к. усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Достоинствами проблемного обучения являются:

- способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, ибо высокая самостоятельность усвоения знаний обусловливает возможность трансформации их в убеждения;

- формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы;

- развивает мыслительные способности учащегося;

- помогает формированию особого стиля умственной деятельности, развитию диалектического мышления учащихся;

Недостаткамипроблемного обучения выступают:

- оно меньше, чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков;

- требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация для человека возникает, если есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу, а также имеются затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах про­цесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.