Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие общения
В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, целью которого выступает понимание и самораскрытие. В доверительном общении со взрослыми важным является не только познание своего «реального Я», но и познание себя с точки зрения своих личностных перспектив, жизненного плана, «будущего Я». При благоприятном стиле отношений в семье после этапа эмансипации от взрослых (в подростковом возрасте) восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более сознательном уровне. С родителями обсуждаются жизненные планы, главным образом профессиональные. Юноши относятся к близкому взрослому как к идеалу, причем разные люди для него выступают как эталоны в разных сферах жизни и деятельности. С ними он соизмеряет свое идеальное «Я». Однако, в отношениях со взрослыми сохраняется определенная дистанция. Информация, получаемая от взрослого, всегда фильтруется и проверяется в общении «на равных» со сверстниками.
О бщение со сверстниками является неотъемлемой частью становления самоопределения в ранней юности, но имеет совершенно другие функции. Общение с друзьями носит скорее исповедальный характер. Такое общение основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». В отличие от подростка, который в общении пользуется вымышленной биографией, содержание сообщений у старшеклассников – реальная жизнь.
Юноши часто чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но реально это чаще всего не обусловлено внешней изоляцией, а является скорее следствием невозможности выразить в общении всю полноту чувств. Юношеская дружба уникальна, однако, потребность в интимности в это время практически ненасыщаема. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Эта эмоциональная напряженность снижается при появлении любви. Юношеская любовь как бы включает в себя дружбу. Эротические мотивы в ней практически не выражены или не осознаются.
Противопоставление любви и чувственности особенно резко выражено у юношей, как это подметил еще Фрейд. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к переживанию. Юноши часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. В этом случае аскетизм или интеллектуализм выступают в качестве психологической защиты. Вместо того, чтобы научиться контролировать проявления своей чувственности, они стремятся их подавить: аскеты – потому, что чувственность «грязна», а интеллектуалы – потому, что она «неинтересна».
Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем сам объект привязанности. Поэтому для этого возраста характерно постоянное сравнение себя и своих чувств с принятыми в среде сверстников, подражательность, хвастовство «победами» и пр.
Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этом возрасте, во многом определяет развитие личности иличное самоопределение, а также то, кого и как будет любить уже взрослый человек.
Социальная ситуация развития. Юность – это переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноши занимают промежуточное положение между ребенком и взрослым. Наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняют черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка.
Ведущая деятельность в ранней юности – учебно-профессиональная. Психологическую базу для профессионального и личностного самоопределения в ранней юности составляет потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Основные новообразования. Развитие теоретического мышления, оценочных суждений, принципов; формирование мировоззрения, идеалов, убеждений. Вырабатывается активная жизненная позиция, самоопределение. Имеет место стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию. Противоречивость образа «Я». Критическое отношение к взрослым. Центральным новообразованием раннего юношеского возраста выступает профессиональное самоопределение.
Кризис 17 лет. Кризис идентичности (по Э. Эриксону). Опасность этой стадии, по Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия «Я» - идентичности. За кризисом идентичности следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в личностном развитии.
Контрольные вопросы по теме
1. Как происходит становления мировоззрения в юношеском возрасте?
2.Какой вид деятельности является основным видом деятельности в юношеском возрасте?
3. Каковы особенности познавательной сферы в юношеском возрасте?
4. Каковы особенности личностного развития в юношеском возрасте?
5. В чем проявляется проблема личностного самоопределения и развития самосознания в юности?
6. В чем заключается девиантное поведение в юношеском возрасте?
Литература:
1. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 2001.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Р-н-Д., 1996.
3. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М., 2003.
5. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000.
6. Мудрик А.В. Юношеский тип общения // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ.пед.вузов / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. М., 1999.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002.
8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. 2000.
9. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Сводная таблица по курсу «Возрастная психология»
Возраст
| Социальная Ситуация Развития
| Ведущая Деятельность
| Новообразования
| 1.Период младенчества
а) новорожденность (от 1 до 6 недель);
б) собственно младенчество
(до 1 года)
| Определяется двумя моментами: а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от взрослых; б) при этой максимальной зависимости, включенностью всего поведения ребенка в социальное, он лишен основных средств социального общения речи. Таким образом, противоречие между максимальной социальной включенностью младенца и минимальными возможностями общения определяют основу развития ребенка в этом возрасте.
| Эмоциональное общение со взрослым. Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении моторным навыкам (овладение рукой, умение сидеть и ходить) и появлении познавательных (функциональных) действий (т.е. познание физической стороны предмета и имитация действий взрослым с этим предметом).
| Основные новообразования:
1. появление индивидуальной психической жизни;
2. сенсорное развитие опережает моторное;
3. формирование «автономной речи»: слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащей функции; значение слова не постоянно; нет отношения общности между отдельными значениями слов. Развитие автономной речи является центральным новообразованием кризиса первого года жизни.
| 4. Раннее детство
(от 1 года до 3 лет)
| В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой: " РЕБЕНОК- ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ". Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Им является предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.
| Предметно-орудийная деятельность, с ведущим мотивом овладения действиями с предметом. На этом этапе происходит дальнейшее выделение смыслового компонента предмета и освоение операционально-технической стороны.
| Центральное новообразование возраста – развитие сознания и самосознания. Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен " внешнее Я сам" («Я сам» является новообразование кризиса 3х лет).
Личностные новообразования: прямохождение, развитие речи и предметная деятельность.
| 3. Дошкольный возраст
(от 3 до 7 лет)
| Ребенок выходит из кризиса 3х лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), т.е. у него не развита мотивационно-потребностная сфера. Задача ребенка в этом периоде состоит в развитии этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем.
РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ
РЕБЕНОК-ДЕТИ
| Сюжетно-ролевая игра (где игра это своеобразное отношение к действительности, характеризующееся созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие). К концу этого периода эти игры приобретают «режиссерский» характер). Они позволяют постигнуть систему отношения между людьми и способствуют развитию знаковосимволической функции и речи.
| Новообразования:
1. Центральным новообразованием является борьба мотивов (или иерархия мотивов);
2. произвольность поведения (как возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);
3. появление «внутреннего мира»: научение дифференциации своих состояний и переживаний, как полностью открытых другим людям;
4. способность к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения т.е. чувств);
5. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное; появляется также способность к опосредованному запоминанию;
6. нравственное развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данность к сознательному их принятию;
7. к концу периода появляется способность к перцептивному моделированию и социализованная речь.
Этот период заканчивается кризисом 7и лет, среди временных новообразований которого можно назвать появление манерничания и кривляния как гипертрофированного подражания взрослым.
| 4. Младший школьный возраст
(от6-7 до 10- 11 лет)
| Характеризуется следующими особенностями:
в системе отношений появляется учитель, который является непререкаемым авторитетом;
в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);
ребенок становится объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам;
взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских;
Ребенок-Дети; Ребенок-Взрослый
| Ведущая деятельность учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, " чем я был" и " чем я стал".
| Новообразования:
3. 1. формирование внутреннего плана действий (способность к планированию);
2. рефлексия как осознание своих собственных изменений;
3. произвольность психических процессов.
Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
| 5. Подростковый возраст
(от 10 -11 до 14-15);
| ССР в этом возрасте характеризуется следующими особенностями:
подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку». У него меняется отношение и к школе она становиться местом активных взаимоотношений;
в то же время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.);
происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя;
| Интимно-личностное общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п.
Кроме того, ведущей деятельностью выступает общественно-полезный труд.
| Центральным новообразованием является чувство взрослости.
Основные новообразования:
1. значимость сверстников очень велика (сверстники на первом месте);
2. возникающие интересы неустойчивы, в связи с тем, что подросток «ищет себя»;
3. перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание. Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др.
4. на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения;
5. нравственные убеждения и нравственное мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка;
6. самоопределение: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.
| 6.Старший школьный возраст (ранняя юность)
(14-15 – 18 лет).
| социальная ситуация развития определяет особенности развития личности в старшем школьном возрасте, так как для них характерна неоднородность социального положения. Юность – это переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноши занимают промежуточное положение между ребенком и взрослым. Наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняют черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка.
| Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.
| Центральным новообразованием раннего юношеского возраста выступает профессиональное самоопределение.
Основные новообразования:
1. развитие теоретического мышления, оценочных суждений, принципов;
2. формирование мировоззрения, идеалов, убеждений;
3. вырабатывается активная жизненная позиция, самоопределение;
4. стремление к самовоспитанию, самопознанию;
5. противоречивость образа «Я»;
6. критическое отношение к взрослым.
Кризис 17 лет – кризис идентичности. Опасность этой стадии, по Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия «Я» - идентичности. За кризисом идентичности следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в личностном развитии.
|
Вопросы для промежуточной аттестации
|