Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы становления педагогической психологии




Понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот с появлением книги Петра Федоровича Каптерева «Педагогическая психология» (1876). Он считается основателем педагогической психологии.

Выделяют три этапа становления педагогической психологии (И.А. Зимняя).

 

Первый этап (середина 17 в.- конец 19 в.) Может быть назван общедидактическим с «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику» по мнению И.Г. Песталоцци. Этот период представлен именами педагогов Я.А.Коменского (1592-1670), И.Г.Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1776-1841), А. Дистервега (1790-1866). К.Д. Ушинского (1824-1870). П.Ф. Каптерева (1849-1922).
Второй этап (конец 19 в. – начало 50-х гг.20 в.) В этот период педагогическая психология начала оформляться как самостоятельная отрасль. Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов этого периода создали базис педагогической психологии. Это работы А.П. Нечаева, Э. Меймана, Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, Б. Скиннера, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, и др. Следом за работой П.Ф. Каптерева появляются труды американского психолога Э.Торндайка (в 1903 г.) и Л.С. Выготского (в 1926 г.), также озаглавленные «Педагогическая психология». Период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления – педологии. В исследованиях (Дж. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.) комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических, социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики развития.
Третий этап (50-е гг.20 в.- наши дни) Выделяется на основании создания ряда психологических теорий обучения. В 1954 г. Б.Ф. Скиннер наряду с Дж. Уотсоном на основе психологической теории бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения. В 1960-х гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию алгоритмизированного обучения. Десятилетием позднее В. Оконь, М. Махмутов построили систему проблемного обучения. В 1960-1970-х гг. П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина разработали основные положения теории поэтапного формирования умственных действий. В этот период получили экспериментальное обоснование два основных направления развивающего обучения: в 1950-1960-х гг.– дидактико-методическая система Л.В. Занкова, в 1970-х гг. – теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Концепция экстериоризации знаний разрабатывалась Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленским. Появилась концепция суггестопедии Г.К. Лозанова, метод активизации резервных возможностей личности Г.А. Китайгородской, теория группового сплочения и групповой динамики в процессе обучения А.В. Петровского, Л.А. Карпенко. На современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения – учебной деятельности, развития способностей и личности учащегося. Формируются предпосылки перехода педагогической психологии на новую стадию развития в связи с внедрением компьютерной техники. Информатизация системы образования превращает обучающегося в свободного пользователя и созидателя новых информационных технологий, обеспечивает ему свободу действий в информационном пространстве. При этом существенно меняется и роль педагога: среди его функций все большую значимость приобретает организация самостоятельной деятельности учащихся по поиску знаний. Изложение же готового материала и обучение действиям по заданному образцу все меньше отвечают требованиям сегодняшнего дня.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.