Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ




Структура и содержание раздела

В этом разделе бизнес-плана следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом.

Ключевые элементы раздела:

• основные сведения о предприятии;

• краткая история предприятия;

• тип бизнеса, основные виды деятельности;

• месторасположение предприятия;

• характеристика отрасли;

• роль и тенденции развития предприятия внутри отрасли;

• факторы, влияющие на деятельность предприятия (SWOT-анализ);

• цели и стратегии бизнеса.

Основные сведения о предприятии включают:

• полное и сокращенное наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса предприятия, банковские реквизиты;

• организационно-правовую форму;

• размер уставного капитала. Виды, количество, номинальную стоимость выпущенных акций;

• учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале;

• принадлежность предприятия к различного рода объединениям, членство на биржах;

• наличие филиалов, представительств;

• наименование юридических лиц, владеющих более 5% собственности.

В бизнес-плане указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распреде­ление). Представляются те виды деятельности, которыми пред­приятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.

В разделе описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, близость к заказчикам, смежникам и источникам сырья, транспортные возможности, местное законодательство, налоги и сборы.

Удачное расположение предприятия — один из важнейших факторов успеха проекта.

В сфере услуг особое внимание фокусируется на определении приемлемого месторасположения — близость к заказчику является определяющей.

При образовании нового предприятия вопрос его месторасположения должен иметь более детальную проработку. Следует объяснить, почему выбрано данное место и как влияют все упомянутые выше факторы месторасположения фирмы на выручку, себестоимость, прибыль, приводя при этом ссылки на конкретные варианты расчета приложения бизнес-плана. Если местоположение является важным с точки зрения плана маркетинга, следует более подробно это изложить в маркетинговом разделе бизнес-плана.

Особое место в бизнес-плане отводится характеристике отрасли. При этом указываются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка - приводятся любые отраслевые тенденции.



Комплексный анализ отрасли и ее привлекательность целесообразно оценить по методике, представленной в рекомендациях для сбора, анализа и обобщения информации, необходимой при инвестиционном проектировании, разработанных для стран СНГ Всемирным банком реконструкции и развития. Оценка отраслевой среды по данной методике показана на примере производства контрольно-измерительных приборов (таблица 2.1). Графы 3-7 показывают степень привлекательности отрасли с точки зрения максимизации прибыли.

В основе рекомендаций лежат теоретические положения М. Портера о существовании пяти конкурентных сил: внутриотраслевой конкуренции, угрозы со стороны новых конкурентов, наличия продуктов-заменителей, сильных позиций поставщиков и покупателей.

Таблица 2.1

Оценка отраслевой среды

 

Группа факторов Экстре­мальное Очень непри­влекательно Не очень при­влекательно Нейтрально Некоторая привлека- Очень привле- Экстре­мальное
  значение       тельность кательно значение
Рыночные факторы
Размер рынка Малый - - - - * Большой
Темп роста рынка и по- Низкие - - * - - Высокие
тенциал              
Цикличность спроса Высокая - - * - - Низкая
Сезонность спроса Высокая - - - - * Низкая
Чувствительность цен Низкая - - - * - Высокая
Прибыльность произ- Низкая - - - * - Высокая
водства              
Дифференциация про- Низкая - - - * - Высокая
дукта              
Факторы конкуренции
Существование равных Много - - - * - Мало
конкурентов              
Интенсивность конку- Высокая - - - * - Низкая
ренции              
Степень специализации Низкая - - * - - Высокая
конкурентов              

 



Продолжение табл. 2.1

Трудности входа в от- Меньше - - - - * Больше
расль новых фирм              
Трудности выхода фирмы Больше - - * - - Меньше
из отрасли              
Изменяемость доли Высокая - - * - - Низкая
рынка              
Уровень интеграции              
(вертикальной, горизон- Высокий - * - - - Низкий
тальной)              
Наличие товаров-заме- Много - - - * - Мало
нителей              
Загрузка мощностей . Низкая - - - - * Высокая
Барьеры входа в отрасль
Потребность в инвести- Малая - * - - - Большая
циях              
Эффект масштаба (воз-              
можность экономии на Низкий - - - - * Высокий
постоянных расходах)              
Связанность потребите- Низкая - - - - * Высокая
лей с поставщиками              
Наличие каналов распре- Много - - - - * Мало
деления              
Доступность каналов рас- Высокая - - - * - Низкая
пределения              

Продолжение табл. 2.1

Доступ к сырью   Государственный протек­ционизм Легкий   Слабый -   * - - * - Трудный   Сильный
Социальные, культур­ные, организационные барьеры Слабые - - * - - Сильные
Барьеры выхода из отрасли
Государственные и соци­альные ограничения   Опасность социальных проблем   Специализация оборудования Сильные     Высокая     Высокая -   -     - -   -     * -   *     - -   -     - *   -     - Слабые     Низкая     Низкая
Зависимость от стратеги­ческих взаимоотношений Высокая - - * - - Низкая
Взаимоотношения с поставщиками
Местные поставщики Мало * - - - - Много
  Материалы-заменители   Интенсивность конкурен­ции среди поставщиков Низкая * - - - - Много Высокая

Продолжение табл. 2.1

 

4
Доступ к иностранным поставщикам Трудный - * - - - Легкий
Формирование стратеги­ческих союзов Мало * - - - - Много
Уровень вертикальной интеграции с поставщи­ками Низкий - - * - - Высокий
Технологические факторы
Уровень технических новшеств Высокий - - * - - Низкий
Сложность продукции, производства Патенты, интеллектуаль­ная собственность Высокая   Много *   - -   * -   - -   - -   - Низкая     Мало
Капиталоемкость и нау-коемкость продукции Высокая * - - - - Низкая
Макроэкономические факторы
Инфляция   Валютная стабильность Высокая   Низкая -   - -   - *   * -   - -   - Низкая   Высокая
Уровень социальной ком­пенсации Высокий - - - - * Низкий

 

Окончание табл. 2.1

Квалификация рабочей силы Низкая _ - - - * Высокая
Законодательные угрозы Много * - - - _ Мало
Степень государственно­го регулирования Высокая - - - * - Низкая
Налогообложение Высокое * - - - - Низкое
Поддержка и субсидии государства Слабые * - - - - Сильные
Иностранные инвестиции и частная собственность Ограниче­ны - - * - - Неограни­чены
Социальные факторы
Дисциплина работников Плохая - * - - Хорошая
Демографические изме­нения Много - - * - - Мало
Степень охвата профсо­юзами Высокая - - - - * Низкая
Отношения рабочих с руководством Плохие - - - - * Хорошие

 


Одним из концептуальных выводов теории является вывод о том, что, прежде всего предприятия с большой долей рынка, с одной стороны, и небольшие специализированные предприятия, с другой, имеют шанс достичь требуемого уровня прибыльности. В таблице 2.1 представлены характеристики промышленности контрольно-измерительной аппаратуры по состоянию на 2007 г., позволившие оценить влияние различных факторов на стратегию проекта в этой отрасли. В целом анализ приведенных данных свидетельствует о достаточно высокой привлекательности отрасли с точки зрения инвестирования.

При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятий, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:

• экономические (цикл деловой активности, инфляция, уровень безработицы, покупательская способность населения, величина процентной ставки за кредит);

• политические (нестабильность в регионах, где находятся источники сырья или рынки сбыта, законодательная нестабильность);

• демографические (рождаемость, старение населения, миграция, беженцы);

• природные (дефицит некоторых видов сырья);

• научно-технические;

• культурные и мировоззренческие.

Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ (SWOT — сокращенное название, образованное из начальных букв английских слов: Strength — сила, Weakness — слабость, Opportunity — возможность, Threat — угроза).

SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер (пре­дотвращение убытков), анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по «нейтрализации» угроз, минимизации слабых сторон, укрепление сильных сторон предприятия и расширение возможностей.

Тщательность оценки и степень ее детализации в бизнес-плане зависят от назначения и целей анализа.

ПРИМЕР SWOT-анализа фирмы «a-инжиниринг», специализирующейся на производстве контрольно-измерительных приборов, показан в таблицах

Таблица 2.2


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал