Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция бизнеса (резюме)






ПРЕДИСЛОВИЕ

Современная экономическая ситуация в РФ диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Процесс вхождения российской экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов в условиях конкуренции и в постоянно меняющейся конкурентной среде требуют от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствования предпринимательской деятельности. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений в современных экономических условиях хозяйствования является бизнес-план.

Бизнес-план помогает предпринимателям продумывать свою стратегию, соизмерять свой энтузиазм с реальностью и осознавать существующие ограничения. Это позволит избежать таких потенциально опасных ошибок, как нехватка капитала для функционирования фирмы, отрицательный баланс движения денежной наличности, неверный подбор персонала, неправильный выбор местонахождения предприятия и погоня не за тем рынком, который действительно нужен.

Отечественная и мировая практика показывают, что большинство предприятий терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей. Планирование важно и для того, чтобы убедить партнеров и инвесторов в правильности выбранного пути. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе, предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия.

Овладение техникой бизнес-планирования становится сегодня актуальной задачей предпринимателей.

Цель учебного пособия состоит в том, чтобы изложить по возможности наиболее полный набор средств подготовки и анализа бизнес-плана предприятия. Этот набор средств представляет собой инструментарий бизнес-планирования, т. е. методический аппарат разработки бизнес-плана.

Методической основой учебного пособия являются классическая финансовая теория, принятая во всем мире, и международная и отечественная практика разработки бизнес-планов. Авторы обстоятельно изучили существующие подходы и школы бизнес-планирования и, обобщив их, а также ориентируясь на собственный практический опыт подготовки бизнес-планов, изложили некоторую последовательность взаимосвязанных вопросов, в комплексе представляющих собой сквозную методику разработки бизнес-планов.

Особый интерес представляют рекомендации для разработки разделов, связанных с исследованиями рынка, комплексом маркетинга, финансовой частью бизнес-плана, оценкой рисков бизнес-проекта. Предлагается большое количество табличных форм представления материала, обеспечивающих простоту и лаконичность изложения и облегчающих восприятие информации. Данная работа дает возможность профессионально подготовить бизнес-план, содержащий сведения, необходимые для выбора эффективной стратегии и привлечения источников финансирования бизнес-проекта.

Книга рассчитана на две целевые аудитории:

- во-первых, это студенты экономических специальностей вузов и колледжей, которые могут использовать материалы учебного пособия при изучении курсов: «Бизнес- план предприятия», «Планирование предпринимательской деятельности», «Инвестиционный менеджмент», «Организация и финансирование инвестиций», а также при выполнении курсовых и дипломных работ. Авторы использовали и методически отрабатывали учебные материалы книги в ходе регулярного учебного процесса в Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса. Для оценки полноты усвоения учебного материала основная часть подразделов пособия снабжена контрольными вопросами и задачами, основные из которых представлены с решениями;

- во-вторых, это менеджеры и экономисты предприятий, которые осуществляют разработку бизнес-планов. Книга имеет ярко выраженную практическую направленность. Если специалисты предприятия получили экономическое образование до перестроечного периода, книга поможет восполнить пробел в знаниях по бизнес-планированию. Изложение теоретических аспектов бизнес-планирования ориентировано на более детальное рассмотрение именно тех вопросов, которые вызывают наибольшие затруднения у практиков при подготовке бизнес-плана.

С целью наилучшего усвоения материала авторы стремились максимально детализировать и структурировать изложение текста учебного пособия. В каждом разделе бизнес-плана представлены: его развернутый план; комментарии, включающие теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, что позволит более обстоятельно подойти к сбору и обработке необходимой информации и формам ее отображения в бизнес- плане; конкретные примеры.

Надеемся, что книга окажется полезной в обучении искусству составления бизнес-планов и найдет своего читателя.


Глава 1. ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

В условиях усиления конкуренции, как на внутреннем российском рынке, так и на мировом рынке отечественные предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений с учетом российских реалий.

Оптимальным вариантом достижения таких решений в современных экономических условиях хозяйствования является бизнес-план. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательно разработанного бизнес-плана. Бизнес-план дает детальные пояснения, как будет происходить управление бизнесом для обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратности инвестиций. Постоянные изменения экономической среды, в которой действует компания, предполагают уточнение и пересмотр бизнес-плана, что, в свою очередь, требует выработки механизма привлечения управленческого персонала к данной работе.

Отсутствие тщательно продуманного бизнес-плана, систематически корректируемого в соответствии с меняющимися условиями, является существенным недостатком, отражающим слабость управления компанией, что в итоге усложняет привлечение финансовых ресурсов и достижение долгосрочной стабильности в конкурентной среде.

Таким образом, бизнес-план — это критическая стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямого управленческого воздействия на будущее положение предприятия, описывающий пути достижения прибыльности.

В настоящее время имеется большое разнообразие определений такого, в общем-то, традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес-план, его значения, структуры и методов разработки.

Раскроем сущность данного понятия.

Дословно «бизнес-план» переводится с английского business plan как план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Слово «бизнес» здесь рассматривается как синоним предпринимательства.

В новых экономических справочниках и словарях «бизнес» называется экономической деятельностью субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг.

Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли; осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Планирование — это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу.

Таким образом, бизнес-план — объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Следовательно, бизнес-план — одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная (предпроектная) работа. Именно бизнес-планирование помогает предпринимателям реально оценить свои сильные и слабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своевременные меры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного дела и поможет обойти конкурентов.

Бизнес-план появился в нашей стране в начале 90-х годов и принципиально отличался от действующих документов. Многие предприятия поначалу не обратили на него внимания, не придали должного значения. Вскоре, однако, выяснилось, что бизнес-план, если к нему отнестись серьезно, требует знаний отечественного бизнеса, его глубин.

С развитием рынка и в России необходимость в бизнес-планах стала настолько очевидной, что уже в 1994-1995 годах их применение становится обязательным.

Наряду с внутрифирменными функциями, бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

Таким образом, бизнес-план служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

 

ОТЛИЧИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ОТ ДРУГИХ ПЛАНОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах проблемы достижения успеха, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.

Наиболее близко к бизнес-плану технико-экономическое обоснование (ТЭО). В то же время в его структуре особый акцент делается на производственно-технических аспектах бизнес- проекта, коммерческие же и рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в более ярко выраженной стратегической направленности, гибком учете рыночной ситуации и внешней среды фирмы. Бизнес-план постепенно вытесняет ТЭО из сферы практического использования на отечественных предприятиях.

Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

- в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;

- стратегические планы — это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко затем к стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет четко очерченные, временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены (например, должен быть построен и достигнут проектной мощности завод). Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью;

- в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и другие) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

В условиях рыночной экономики функции ТЭО все чаще выполняют инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материала. Понятие инвестиционного проекта может употребляться в двух случаях:

1) «инвестиционная деятельность» — реализация системы инвестиционных мероприятий, т. е. совокупность работ или деятельность по разработке новых или модернизации существующих изделий (технологических процессов) и созданию (техническому перевооружению, реконструкции, расширению) производственных мощностей по их выпуску, созданию мощностей по производству работ или оказанию услуг;

2) как система организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обосно­вания и проведения соответствующих работ по реализации проекта, в том числе инженерного сопровождения инвестиций (инжиниринга).

Инвестиционный проект целесообразно рассматривать во втором смысле, т. е. «как совокупность документов, определяющих проект с момента его зарождения до прекращения существования». При этом инвестиционный проект в смысле «инвестиционная деятельность» предлагается трактовать в виде хозяйственной деятельности, осуществляющейся в течение инвестиционного цикла.

Бизнес-план иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта. К началу этапа разработки бизнес-плана уже проведены все необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие принятию инвестиционного решения. Выполнен большой объем работ, связанный с разработкой концепции и ее структуризацией, осуществлен предпроектный анализ. Теперь возникает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, который позволит предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. В этих целях составляется бизнес-план, являющийся главным документом для кредиторов и основным инструментом для предпринимателя.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может заменить инвестиционный проект. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в прединвестиционной фазе делового планирования.

Может также существовать бизнес-план фирмы, включающий планируемые результаты реализации инвестиционного проекта, например, если инвестиционный проект реализуется на действующем предприятии (расширение производства, модернизация, реконструкция). В этом случае инвестиционный проект может быть включен в бизнес-план предприятия, который регулирует порядок использования свободных средств предприятия и заемных финансовых ресурсов в рамках инвестиционного проекта.

Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки по структуре. Структура бизнес-плана схожа с инвестиционным проектом, особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла.

 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

Общей целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Конкретными целями бизнес-плана могут быть:

- получение кредитов или привлечение инвестиций;

- определение степени реальности достижения намеченных результатов;

- доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

- убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Задачи бизнес-плана различаются в зависимости от участников процесса бизнес-планирования. Примерами задач бизнес-планирования со стороны высшего менеджмента предприятий могут быть:

- организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;

- выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых ее сторон;

- формирование инвестиционных целей на планируемый период;

- выбор стратегии и тактики конкуренции;

- оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия, и т. п.

Задачи бизнес-планирования относительно инвесторов и партнеров могут быть следующими:

- определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т. е. способы концентрирования финансовых ресурсов;

- выявление и оценка рисков, которые могут помешать выполнению бизнес-планов;

- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь, объемов продаж, прибыли, доходов на капитал, и т. п.

На плечи сотрудников предприятия ложится выполнение следующих задач бизнес-планирования:

- информирование всех служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения;

- координация действий всех подразделений предприятия при достижении целей бизнес-плана;

- мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес- плана;

- обоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка, и т.д.

Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала фирмы.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно прорабатываемого бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, мотивировать их на достижение цели.

 

НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия. В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнерами:

• инвесторами;

• поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования;

• посредниками в реализации продукции предприятия;

• предприятиями или организациями, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной деятельности;

• возможными спонсорами предприятия, и др.

На основе бизнес-плана могут разрабатываться проспекты эмиссии ценных бумаг, предложения по государственной поддержке предприятия, другие документы, в которых требуется отразить состояние и перспективы развития последнего.

Потребность в подготовке бизнес-плана возникает при решении таких актуальных задач деятельности предпринимательства, как:

• подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов;

• открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

• перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых направлений и способов осуществления ее деятельности;

• получение государственных и муниципальных дотаций;

• выход фирмы на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

В сегодняшней экономической ситуации в России наиболее привлекательными являются проекты создания бизнес-линий (продукция, работы, услуги, технические решения) как совокупность прав собственности, конкурентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.

Широко применяются также специальные бизнес-планы финансово-экономического характера:

• составление процентов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций);

• выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и ЗАО или пая в товариществах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);

• обоснование вариантов санации Предприятий-банкротов;

• подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс.

Существуют два основных подхода к разработке бизнес- плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. Основу группы специалистов по разработке бизнес-плана составляют экономисты, статистики, системщики.

При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.

Заказчиком бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане.

При этом заказчик должен опираться на предварительный пакет документов, определяющих направления, условия и ограничения при формировании концепции проектного предложения. Исходная информация, предоставляемая заказчиком на разработку бизнес-плана, может включать:

• материалы и документы юридического и организационно-рекомендательного плана;

• решения и распоряжения Правительства РФ и региона;

• имеющиеся научно-исследовательские и проектные данные, отражающие концепцию проекта;

• протоколы о намерениях, определяющие позиции и интересы сторон;

• материалы совещаний;

• положения конкурсных комиссий, отражающие соображения социального и экологического характера и подлежащие учету при разработке и реализации проекта, и др.

Разработчиками бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательным участием руководителей предприятия.

Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если бизнес-план был подготовлен консультантами со стороны, а руководитель предприятия не принимал личного участия в его разработке. Руководитель предприятия, включаясь в работу по подготовке бизнес-плана лично, как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснованность инвестиционного замысла.

В соответствии с заключенным соглашением (договором, контрактом) на составление бизнес-плана разработчик может принимать участие в: практической реализации программы бизнес-плана;

• рассмотрении его на конкурсной основе;

• подготовке заявки.

С целью объективной оценки подготовленного бизнес-плана проводится его проверка специализированной аудиторской организацией.

При разработке бизнес-плана подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:

• заказчика (клиента) бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привле­ченный капитал путем акционирования, займа, выпуска облигаций и т. п.;

• муниципальных органов, определяющих потребности и приоритеты развития, формирующих проектное задание, рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие документы, планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за внедрением;

• подрядных (проектных) фирм, детализирующих концепции бизнес-плана, осуществляющих технические изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор;

• потребителя, использующего продукцию или услуги.

СТРУКТУРА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

По структуре и содержательному наполнению существует множество модификаций бизнес-плана. Определяющим фактором здесь служит назначение бизнес-плана. Бизнес-план может разрабатываться как в целом по предприятию, так и по отдельным его структурным подразделениям. Наиболее детальную проработку имеет бизнес-план создания нового предприятия. Относительно действующего предприятия выделяют бизнес- план развития и бизнес-план финансового оздоровления предприятия. В практике бизнес-планирования находит широкое применение бизнес-план по бизнес-линиям: конкретные виды продукций, работ, услуг; стратегические единицы бизнеса предприятия; отдельные технические решения.

В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по бизнес-линиям и структурным подразделениям предприятия.

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:

• специфику вида предпринимательской деятельности;

• размеры предприятия;

• цель составления бизнес-плана;

• общую стратегию предприятия;

• перспективы роста создаваемого предприятия;

• размер предполагаемого рынка сбыта;

• наличие конкурентов.

Например, предполагается создать предприятие по производству ПЭВМ. В этом случае бизнес-план должен быть подробным, так как это диктуется мощностью самого продукта и рынка сбыта ПЭВМ. Если же речь идет о розничной продаже видеокассет, то бизнес-план может быть простым. Очевидно, чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнёров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана.

На предприятии разрабатываются два варианта бизнес- плана: официальный и рабочий бизнес-план. Бизнес-план — официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т. д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состояний отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п.

Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, поэтому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана — официальный и рабочий бизнес-план. В рабочий бизнес-план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Рассмотрим некоторые варианты структуры бизнес-плана, предлагаемой различными авторами методических разработок по бизнес-планированию:

 

1) Резюме. 2) Предприятие. 3) Продукция. 4) Рынок сбыта. 5) Конкуренция. 6) Маркетинг. 7) Производство. 8) Организация, управление, кадры. 9) Финансы. 10) Оценка риска и страхование [28]   Первый вариант

 

1) Краткое изложение. 2) Анализ рынка. 3) Описание предприятия. 4) Маркетинг и сбыт. 5) Продукты (услуги). 6) Операции (система поставок, поставщики, преимущества производственной системы). 7) Руководство и собственность. 8) Источники и направления финансирования. 9) Финансовый план [35].     Второй вариант

 

1) Резюме. 2) Местонахождение фирмы. 3) Цель деятельности (миссия) фирмы. 4) Среда для бизнеса. Отрасль и создаваемая фирма (проект). 5) Описание вида деятельности (бизнеса). 6) Продукция (услуги). 7) Анализ рынка сбыта. 8) Конкуренция и конкурентное преимущество. 9) Организация внешнеэкономической деятельности фирмы. 10) Стратегия плана маркетинга. 11) Прогнозирование продаж. 12) План производства. 13) Организационный план и менеджмент. 14) Оценка риска. 15) Финансовый план. 16) Стратегия финансирования/8/.     Третий вариант

 

Несмотря на довольно значительные внешние отличия раз: личных вариантов структуры бизнес-планов состав и содержание их основных разделов остаются практически неизменными.

Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования, а также опыт практической работы в области планирования бизнеса позволили предложить оптимальную, с нашей точки зрения, структуру бизнес-плана предприятия:

1) Концепция бизнеса (резюме).

2) Описание предприятия и отрасли.

3) Характеристика услуг и продукции.

4) Исследование и анализ рынка сбыта.

5) Конкуренция и конкурентное преимущество.

6) План маркетинга.

7) План производства.

8) Организационный " план.

9) Финансовый план.

10) Финансовая стратегия.

11) Потенциальные риски.

Мы не рассматриваем эту структуру как нечто застывшее, она может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса. Последовательность разработки бизнес-плана составлена нами, опираясь на материалы /8/ литературного источника (рисунок l.l).

 

Рис. 1.1. Последовательность разработки бизнес-плана

 

Особую структуру и логику изложения имеет бизнес-план финансового оздоровления предприятия, который является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит для:

• выработки стратегии выживания предприятия;

• составления плана проведения реорганизационных процедур;

• организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;

• обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия, представленная в «Методических рекомендациях по составлению планов финансового оздоровления (бизнес- планов)» (утвержденных ФУДН при Госкомимуществе РФ в 1995 г.), включает следующие разделы:

• общая характеристика предприятия;

• краткие сведения по плану финансового оздоровления;

• анализ финансового состояния предприятия;

• мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;

• рынок и конкуренция;

• деятельность в сфере маркетинга предприятия;

• план производства;

• финансовый план.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БИЗНЕС-ПЛАНУ

В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным. Западные инвесторы опасаются иметь дело с российскими предпринимателями. И не только из-за отсутствия гарантий, нестабильности экономической и политической ситуации в стране, как это принято считать, но и из-за непрофессионально, неубедительно разработанных документов, в частности, бизнес-планов.

Перечислим ряд общих требований, которые необходимо учитывать при подготовке бизнес-плана: бизнес-план — это первое, что узнает о фирме потенциальный инвестор, поэтому необходимо, чтобы оформление бизнес-плана соответствовало имиджу преуспевающей фирмы: оно должно быть привлекательным, но не броским;

• степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего: четкая структура материала и его наглядность, краткость. Зарубежная практика показывает, что оптимальным (стандартным) является объем бизнес-плана — 40 страниц. Тем не менее, в ряде случаев требуются более детальные бизнес-планы объемом до 70-80 страниц. Если для обеспечения полноты и конкретности изложения необходимого материала в бизнес-плане требуется меньший объем, то число страниц бизнес-плана может быть снижено до 30 и менее страниц;

• в бизнес-план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в приложения. Как правило, инвесторы запрашивают дополнительную информацию, и наличие приложений увеличивает гибкость проекта. Объем приложений не ограничивается;

• стиль изложения: простота изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров, т. е. доступность в изучении и понимании. Бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнеров. Следует обратить внимание на двойственный характер бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой — средство рекламы;

• разумное дозирование при изложении технологии делового предложения; при составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. В связи с этим рекомендуется использование метода свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит, и результативнее;

• объективная оценка трудностей, стоящих на пути реализации намеченного в бизнес-плане;

• бизнес-план должен представлять собой честный анализ, основанный на реалистичных предположениях. Предположения и прогнозы должны быть обоснованы и подкреплены ссылками на источники информации (например проведенные исследования рынка (опросы), на статистические данные по отрасли, экономические и демографические исследования, а также заключения лиц, которые будут вести бизнес с данной компанией. Не многие инвесторы или кредиторы будут рисковать, основываясь на нереалистичных планах. Бизнес-план показывает инвесторам и кредиторам качество и глубину лидерства компании и отмечает управленческую способность достигать поставленных целей;

• точность финансовых расчетов;

• следует обсудить риски компании. Доверие к компании может быть серьезно подорвано, если существующие риски и проблемы будут раскрыты не самостоятельно, а со стороны;

• не следует делать несущественных или неопределенных утверждений. Например утверждения типа «продажи удвоятся в следующем году» или «будет введена продуктовая линия» следует исключить и представить подробные пояснения. Утверждения должны быть определенными и подкреплены маркетинговой информацией и другими данными;

• план должен быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии достижения преимуществ компаний и преодоления потенциальных трудностей;

• многие инвесторы любят читать одно- или двухстраничное краткое содержание бизнес-плана (резюме), что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Имеются также четыре жизненно важных раздела блока ключевых вопросов, прорабатываемых в бизнес-плане, которые особенно тщательно оценивают инвесторы: управленческий коллектив, текущие и планируемые финансовые показатели, товары и услуги, план маркетинга. Необходимо подготовить сильную аргументацию в каждом из этих разделов;

• бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ;

• бизнес-план должен быть представлен в привлекательной и доступной, а не сверхсложной форме, и размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров.

Следует помнить, что в целом работа по бизнес-планированию — это очень трудоемкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана. Различные специалисты по бизнес-планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

Бизнес-планирование — это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработка бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Выделяют следующие основные стадии процесса бизнес- планирования:

• подготовительная стадия;

• стадия разработки бизнес-плана;

• стадия продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;

• стадия реализации бизнес-плана.

Примерная схема процесса бизнес-планирования показана на рисунке 1.2.

Ключевым моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея — это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. К бизнес-идее можно прийти самостоятельно, перерабатывая информацию из разных источников или в ходе целенаправленного творческого поиска, но можно заимствовать уже готовую идею и дать ей новую жизнь через механизм приобретения существующих предприятий, поглощения, создания совместных предприятий или выкупа. И в том, и в другом случае конкретные пути могут быть самыми разными. Независимо от того, каким образом идея получена, важно очень тщательно ее взвесить и оценить с тем, чтобы убедиться, что она действительно может лечь в основу успешного предприятия.

Источников новых идей существует множество:

• отзыв потребителей (конечная цель производства всякого нового товара или услуги — это именно удовлетворение запасов потребителей);

• продукция, выпускаемая конкурентами;

• мнение работников отдела маркетинга и сбыта, оптовой и розничной торговли;

• публикации федерального правительства (существует целый ряд периодических изданий, в которых публикуется информация о последних патентах);

• проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Убедившись в перспективности бизнес-идеи, приступают непосредственно к разработке бизнес-проекта и принимают решение о подготовке бизнес-плана. Формируется группа разработчиков бизнес-плана, определяется система финансового обеспечения бизнес-плана, и открывается финансирование его подготовки.

Вопросы, решаемые на стадии разработки бизнес-плана, будут подробно рассмотрены в последующих главах учебного пособия.

Продвижение идеи, результатов проекта является сложным процессом передачи содержательных сведений.

3. Стадия продвижения бизнес-плана

 

 

4. Стадия реализации бизнес-плана

 

 

Рис. 1.2. Примерная схема организации процесса бизнес-планирования

 

Начальным этапом стадии продвижения бизнес-плана является организация и проведение презентации бизнес-плана.

Презентация бизнес-плана — это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.

Перечень освещаемых вопросов зависит от объема бизнес-плана. Большинство презентаций охватывают семь ключевых областей:

1) компания и ее продукция или услуги;

2) рынок — клиенты и конкуренты;

3) маркетинговая стратегия;

4) первоочередные финансовые задачи;

5) команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал);

6) необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены;

7) условия и сроки реализации инвестиций.

Для повышения эффективности презентации копию бизнес-плана потенциальным инвесторам и партнерам следует высылать заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал: образцы продукции, фотографии, диаграммы, таблицы или графики. Презентация должна проходить в форме диалога, а не в форме лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов.

Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров с потенциальными партнерами происходит согласование условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.

Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов/8/:

1. Определение характеристик компании-заявителя и отрасли ее деятельности. Прежде всего, устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли. Некоторые инвесторы специализируются на определенных отраслях, создавая длинные и сверхдлинные цепочки. Инвестиционные компании и банки имеют в своем штате достаточно квалифицированных специалистов по выбранным отраслям, что облегчает их взаимопонимание с будущим клиентом.

2. Оценка условий инвестиционного соглашения: форма заимствования и возврата долга, залог, гарантия возврата.

3. Анализ последнего баланса:

• определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, проверяется достаточность собственного оборотного капитала, уровень коэффициента покрытия;

• расчет соотношения «заемный капитал — собственный капитал» (финансовый рычаг). В мировой практике обычно избегают давать средства фирмам, у которых это соотношение превысило 4, 0, а если фирма небольшая — то и при величине данного показателя, равной 3, 0;

• оценка способности фирмы к заимствованию. Для оценки способности фирм к заимствованию можно построить примерно следующую таблицу (таблица 1.1), в которой каждому типу обеспечения долгов (графа 1) поставлена в соответствие сумма средств, которая может быть предоставлена инвестором под это обеспечение (графа 2). Эти соотношения носят ориентировочный характер и отражают практику стран со стабильной рыночной экономикой;

• оценка активов и обязательств.

4. Оценка «весомости» руководящей команды компании-заявителя.

5. Выявление особенности проекта.

6. Общий анализ бизнес-плана.

Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу — общему глубокому изучению бизнес-плана. При необходимости выполняются узкопрофильные экспертизы: маркетинговая, технологическая, патентная и экономическая.

Завышается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения о его инвестировании.

Таблица 1. 1 Рекомендуемые соотношения стоимости обеспечения и представляемых под него средств [8]  
Активы, способные служить обеспечением заимствуемых средств Возможная величина заим­ствований под различные типы обеспечения (в % от балансовой величины соответ­ствующего типа обеспечения)
Наличные денежные средства и высоколиквидные ценные бумаги  
Дебиторская задолженность (со сроком погашения не более 90 дней) 75-85
Запасы (оцененные по текущей ры­ночной, а не по балансовой стои­мости) 20-30
Фиксированные активы (основные средства), оцененные по текущей рыночной, а не по балансовой сто­имости  

 

Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. Очень важно внимательно спланировать эту критическую фазу делового планирования, так как отклонения от первоначальных проектных данных могут легко подвергнуть опасности весь бизнес-план. Реализовать бизнес-план — значит выполнить все рабочие задачи на фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.

Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи:

• определение типа рабочих задач на фирме и вне ее, которые необходимы для реализации бизнес-плана;

• определение логической последовательности событий в рабочих задачах;

• подготовку графика реализации, определяющего положение рабочих задач конкретно во времени и учитывающего соответствующее время для завершения каждой индивидуальной задачи;

• определение ресурсов, необходимых для завершения индивидуальных задач, и выявление соответствующих издержек;

• подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование на всем протяжении фаз реализации и эксплуатации бизнес-плана;

• документирование всех данных реализации, позволяющее корректировать планы и бюджет реализации, равно как и прогнозы, сделанные во время составления бизнес- плана.

Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана;

• финансовое планирование;

• организационное оформление;

• приобретение и передачу технологии;

• подготовку заявочных документов;

• представление предложений;

• переговоры и заключение контрактов;

• приобретение земли;

• строительные работы;

• установку оборудования;

• закупку материалов и сырья;

• предпроизводственный маркетинг;

• обучение и назначение на должности;

• запуск и начало производства;

• поддержание и развитие производства [8].

Главные стадии реализации бизнес-плана не всегда поддаются шаговому анализу, когда одна стадия неизменно следует за другой. Неизбежно большое количество пересечений и одновременного планирования различной деятельности.

Даже самый лучший бизнес-план может устареть, если изменяются условия. Внешние факторы — экономическая ситуация, новые требования потребителей, появление новых технологий, изменение политики, а также события внутренней жизни предприятия, в частности, изменения в руководящем составе, — могут вызвать необходимость пересмотра бизнес-плана. Необходимо уметь улавливать новые тенденции во внутренней жизни фирмы, в отрасли, в рыночной конъюнктуре и вносить соответствующие корректировки в бизнес-план. Корректировка плана дает возможность, не изменяя целей, менять пути их достижений и, следовательно, повышать шансы предприятия на успех.

Выполнение отдельных работ, относящихся к различным стадиям бизнес-планирования, во времени носит параллельно- последовательный характер. Диаграмма процесса бизнес-планирования во времени показана на рисунке1.3.

Рис. 1.3. Диаграмма распределения работ бизнес-планирования во времени

Завершается реализация бизнес-плана оценкой и анализом соответствия поставленных и достигнутых в процессе бизнес-планирования целей.

Стадия разработки бизнес-плана осуществляется с некоторым отрицательным временным лагом по отношению к подготовительной стадии. Работы по подготовке бизнес-плана могут проводиться параллельно с завершающими стадиями разработки бизнес-проекта. Стадия продвижения бизнес-плана начинается практически с самого начала работы над бизнес-проектом. Уже после утверждения бизнес-идеи могут проводиться предварительные переговоры и консультации с будущими партнерами и инвесторами! Стадия реализации бизнес-плана, как правило, начинается сразу после завершения всех процессов продвижения бизнес-плана или с некоторым положительным временным лагом.

 

1.8. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА

В процессе составления бизнес-плана, как правило, достаточно широко применяются экономико-математические методы. Планирование всегда связано с будущим, а модель является представлением ожидаемой реальности. Таким образом, представление возможных будущих стратегий может рассматриваться как моделирование будущего. Развитие моделирования в финансах идет по пути создания моделей, способных все более адекватно описывать реальность. Бурное развитие информационных технологий и вычислительной техники представляет специалистам широкие возможности в создании все более эффективных финансовых моделей.

Использование имитационных финансовых моделей в процессе бизнес-планирования и анализа эффективности деятельности предприятия или реализуемого инвестиционного проекта является очень сильным и действенным средством, позволяющим «проиграть» различные варианты стратегий и принять обоснованное управленческое решение, направленное на достижение целей предприятия.

Особое значение при разработке и анализе бизнес-планов имеет применение экономико-математических методов для учета фактора инфляции, приведения разновременных затрат, а также анализа чувствительности проекта к изменениям вешней среды.

Работы по бизнес-планированию — это очень трудоемкий и достаточно длительный процесс. Повысить качество бизнес-планов и снизить трудоемкость их разработки призваны компьютерные программные продукты подготовки бизнес- планов.

В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов подготовки бизнес-планов. Среди них наиболее известные западные пакеты: COMFAP и PRORSP1N, созданные При ЮНИДО (Организация объединенных наций по Промышленному развитию). Они являются лицензированными и международно признанными программными продуктами. Однако эти пакеты не учитывают российских реалий: особенности налогового законодательства, высокий уровень инфляции, задержки платежей и др., что затрудняет их практическое использование. На российский рынок проникли также мощные комплексы, занимающиеся корпоративным планированием и управлением (SAP, BAAN и др.). Последние, как правило, устанавливаются на рабочих станциях.

На российском рынке представлено несколько семейств современных программ подготовки бизнес-планов, созданных отечественными разработчиками, каждая из которых имеет свои особенности:

• система Project Expert фирмы «ПРО-ИНВЕСТ консалтинг»;

• программы фирмы «ИНЭК»;

• программы фирмы «Альт-Инвест»

и др.

Системы типа Microsoft Project, Time Line и Primavera предназначены только для разработки календарного плана работ и сетевого графика проекта и применяются в.основном как система управления проектом.

Фирмой «РОЭЛ Консалтинг» разработана типовая компьютерная методика подготовки бизнес-планов с помощью тестовых таблиц.

Наряду с тестовыми таблицами в данном программном продукте использована технология теста-шаблона и ответов- вставок, что помогает максимально упростить процесс написания текстовой части бизнес-плана.

Компьютерная технология подготовки и анализа бизнес- плана в рамках системы Project Expert может быть представлена в виде следующих основных шагов:

1. Построение имитационной модели. Ввод данных, характеризующих окружающую среду, сбыт продукции, производственные издержки, инвестиционный план предприятия.

2. Определение потребности в финансировании. Расчеты производятся при ставке дисконтирования, равной нулю;

• расчет инвестиционного плана, расчет плана сбыта;

• расчет производственных издержек;

• расчет амортизационных отчислений;

• представление результатов расчета в. национальной (основной) валюте — рубль: отчет о прибылях и убытках, баланс, план денежных потоков (Cash-Flow);

• определение потребности в капитале (суммы, сроки).

3. Разработка стратегии финансирования. Формирование капитала:

• формирование собственного капитала: перечень акционеров, условия привлечения капитала, даты взноса, суммы, валюта платежа;

• уточняющий расчет финансового плана, определение бюджетного дефицита проекта;

• формирование заемного капитала: источники займов, объемы, валюта, условия привлечения и выплат займов;

• заключительный расчет финансового плана.

4. Анализ финансовых результатов. В процессе расчетов автоматически генерируются стандартные отчетные бухгалтерские документы, на основе которых осуществляется расчет основных показателей эффективности и финансовых коэффициентов. Пользователь может разработать несколько вариантов проектов в соответствии с различными сценариями их реализации и выбрать базовый, на основе которого производится анализ чувствительности и определяются критические значения наиболее важных факторов, влияющих на финансовый результат проекта.

5. Формирование и печать отчета. Ввод и анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.

В практике бизнес-планирования могут быть также широко использованы ресурсы и средства Интернета (рис. 1.4).

 

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение бизнес-плана.

2. Какова роль бизнес-плана в современном предпринимательстве?

3. В чем отличие бизнес-плана от других плановых документов?

4. Каково назначение бизнес-плана?

5. Назовите цели и задачи бизнес-плана.

6. Раскройте сущность функций бизнес-плана.

7. Перечислите основных участников процесса бизнес-планирования.

8. В чем преимущества разработки бизнес-плана силами работников предприятия?

9. Какова роль руководителя предприятия в процессе разработки бизнес-плана?

10.Каковы основные недостатки подготовки бизнес-плана специализированной фирмой?

11.Какова роль потребителей в процессе бизнес-планирования?

12.На каких принципах основан процесс бизнес-планирования?

13.Чем отличается рабочий бизнес-план от официального?

14.Структура рабочего варианта бизнес-плана.

15.По каким направлениям осуществляется классификация бизнес-планов?

16.Типология бизнес-планов по объектам бизнеса.

17.Какие факторы определяют объем, состав и структуру бизнес-плана?

18.Перечислите основные разделы бизнес-плана.

19.Дайте определение процесса бизнес-планирования.

20. Опишите схему организации процесса бизнес-планирования.

21. Что входит в презентацию бизнес-плана?

22. Как повысить эффективность презентации?

23. В чем состоит процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами?

24. Опишите процедуру контроля и перепланирования бизнес-плана.

25. Раскройте сущность имитационного финансового моделирования.

26. Назовите основные программные продукты разработки бизнес-планов.

27. Опишите технологию подготовки и анализа бизнес- плана в системе Project Expert.

28.На каких стадиях процесса бизнес-планирования могут использоваться ресурсы и средства Интернета?

Глава 2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

Ценность бизнес-плана определяется качеством содержащейся в нем информации и предположений. Качественно составленный бизнес-план отражает компетентность руководства предприятия, на чем особо акцентируется внимание инвесторов.

Освоение современной технологии разработки бизнес-плана является важнейшей задачей менеджерского состава фирмы. Надеемся, что использование в практической деятельности методических подходов подготовки бизнес-плана, изложенных в данной главе, будет способствовать решению этой задачи.

Перейдем к детальному рассмотрению структуры бизнес-плана и содержания его разделов. При этом изложение материала будет производиться в следующей форме. В каждом разделе бизнес-плана будут представлены: развернутый план; комментарии, включающие основные понятия и теоретические положения по рассматриваемой проблеме, что позволит более осмысленно подойти к сбору и обработке необходимой информации и формам ее отображения в бизнес-плане; конкретные примеры; практикум.

 

2.1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, АННОТАЦИЯ, ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным, не содержать излишних подробностей. На нем указываются название фирмы, ее месторасположение, название бизнес-плана и дата составления. Целесообразно также указать данные адресата, которому он направляется. На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности.

Приводимая в бизнес-плане информация раскрывает многие стороны деятельности фирмы, а самое главное — ее перспективную политику, поэтому потенциальный инвестор предупреждается о конфиденциальности информации, содержащейся в бизнес-плане. Также в нем может содержаться требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса инвестировать в его реализацию.

Титульный лист бизнес-плана может быть оформлен в следующей последовательности {8}:

Предприятие __________________________________________________

Адрес ________________________________________________________

Телекс _________ Факс ___________________ Телефон ______________

Строго конфиденциально

Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект

Кому _________________________________________________________

Краткое название проекта (до 20-30 знаков) _________________________

Полное название проекта _________________________________________

Руководитель предприятия ________________________________________

тел ______________

Проект подготовлен _____________________________________________

тел________

Дата начала реализации проекта ________________________

Продолжительность проекта ___________________________

Период времени от даты, на которую актуальны исходные данные, от даты начала проекта _______ мес.

Дата составления _____________ 200... г.

В аннотации дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0, 5-2 страницы). Аннотация предназначена для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений.

Аннотация может быть оформлена в следующей последовательности:

Предприятие __________________________________________________

Адрес ________________________________________________________

Телефон ________________ Факс _______________

Руководитель предприятия ______________________________________

Суть предлагаемого проекта и место реализации ____________________

______________________________________________________________

Результат реализации проекта ____________________________________

Общая стоимость проекта ________________________________________

Необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы __________________

_______________________________________________________________

Срок окупаемости проекта ________________________________________

Ожидаемая среднегодовая прибыль ________________________________

Предполагаемая форма и условия участия инвестора __________________

________________________________________________________________

Возможные гарантии по возврату инвестиций ________________________

________________________________________________________________

В оглавлении дается перечень того, что будет включено в бизнес-план, что позволяет быстро найти необходимую информацию. Содержание должно быть четко оцифровано.

Во введении указывается задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла.

 

Контрольные вопросы

1. Каков порядок оформления титульного листа бизнес- плана?

2. С какой целью в бизнес-плане заполняется меморандум о конфиденциальности?

3. Каково содержание меморандума о конфиденциальности?

4. Основное содержание аннотации.

5. С какой целью составляется аннотация бизнес-плана?

6. Рекомендуемый объем аннотации.

7. Принципы составления оглавления бизнес-плана и его назначение.

8. Какие вопросы отражаются во введении к бизнес-плану?

КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕСА (РЕЗЮМЕ)

Концепция бизнеса (резюме) — это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Концепция является предельно сокращенной версией самого бизнес- плана. В связи с этим она может иметь и самостоятельное значение, трактоваться как рекламный документ, использоваться при предоставлении заявки потенциальному инвестору на на­чальное или дополнительное финансирование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.