Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А.И. Герцен о диалектике научного познания и задачах союза философии и естествознания. А.И. Герцен. «Письма об изучении природы». Письма 1,2.






Главное (упомянуть):

· Изучение природы рассматривается как противоборство рационализма (умозрительной формы познания) и эмпиризма (чувственной формы).

· Этапы:

    • Прошлое давнее: философия, где борется рационализм и эмпиризм
    • Прошлое недавнее: эмпиризм в виде отдельной практики, тоесть философия (рационализм) и наука (эмпиризм)
    • Настоящее и будущее: в философии появление материализма и наука (не идёт на сближение наука с философией)
  • Проблемы рассматриваемые:
    • Как наука должна познавать?
    • Развитие познания: смысл науки - осмысление сущего.
    • Через познание природы мы познаем себя – сообщение философии чтобы слиться с естествознанием.

Историческая ремарка:

Александр Иванович Герцен (1812—1870), как и большинство российских западников-радикалов увлекался гегельянством. В молодости он испытал также влияние Шеллинга, романтиков, французских просветителей (в особенности Вольтера) и социалистов (Сен-Симона). В цикле статей «Дилетантизм в науке» (1842— 1843) Герцен обосновывал и интерпретировал гегелевскую диалектику как инструмент познания и революционного преобразования мира («алгебры революции»).

Эти идеи получили развитие в основном сочинении Герцена философского характера — «Письмах об изучении природы» (1845— 1846). Высоко оценивая диалектический метод Гегеля, он в то же время критиковал философский идеализм. В этой работе Герцен обосновывал последовательный историоцентризм, а в понимании смысла истории придерживался принципов исторического детерминизма.

По мнению Герцена, философская мысль в решении этого вопроса прошла три основные стадии:

· Античная философия в целом была выражение м первоначального, естественного " реализма "; идеализм как господствующее направление мысли начинается, по мнению Герцена, лишь с неоплатоников.

· Средневековая философия идеалистична; она основана на резком дуализме духа и тела, на презрении к природному, материальному.

· Философия нового времени, рожденная " из расторженной и двуначальной жизни средних веков", пошла в своем развитии двумя путями: путем идеализма и путем реализма. Она развила оба начала (реализм и идеализм) " до последней крайности". Задача современной мысли, по убеждению Герцена, - преодоление обеих крайностей, разработка нового мировоззрения, основанного на признании мышления высшим результатом в развитии объективной природы. Будущее развитие человечества окажется [для]слияние духа и материи. Центральной творческой силой «вечного движения» выступает, по Герцену, человек как «всеобщий разум».

Главная мысль «Письма об изучении природы»:

Центральная идея этого произведения — необходимость ликвидации антагонизма, между естествознанием и философией или, как пишет Герцен, между " эмпирией" и " идеализмом". Вопреки Гегелю, Герцен представляет природу первичным, живым процессом, " бродящим веществом", а диалектику познания, логику — её продолжением и отражением. Однако, даже провозгласив природу " родословной мышления", Герцен всё же не смог до конца решить задачу материалистического переосмысления диалектики Гегеля, задачу создания " новой философии", материалистической по исходному пункту и диалектической по методологии.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.