Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марксистская концепция научного познания. К. Маркс. «Тезисы о Фейербахе» или Ф. Энгельс. «Диалектика природы»: Заметки и фрагменты. (По выбору экзаменующегося).






ЗЫ: Начинаем говорить с того, что Маркс достаточно высоко оценивает роль научного познания в жизни общества, считая науку высшей формой знаний и предлагает руководствоваться ей и в организации и в социальной жизни и в экономической сфере. С другой стороны пытается отметить некий практический и теоретический характер научного познания, чему посвящены тезисы о Фейербахе. Дальше переходим к рассказу о тезисах о Фейербахе. Что Ф. недопонял, а М. допонял. Ф. недопонял, что человек ещё и практическое существо, что сущность человека – это родовая сущность, он в общество включен неразрывным образом и очеловечивает его общество и в конце концов поэтому недопонял значение революционной практики. Т.е. философы и научные деятели должны познавать мир не только для того, чтобы дать его чистое описание, а еще и творческое преобразование мира в соответствии с человеческими потребностями, в рамках человеческой практики, поэтому практика у нас и источник познания и цель познания и критерий истины. Вот как-то так. Здесь нас спрашивают о науке в марксизме, поэтому преимущественно о ней и говорим! На Энгельса ЗАБИТЬ!

Главное (упомянуть):

· критика идеализма (Фейербаха):

o деятельность как теория, а не практика(недооценивает практику Фейербах)

o Практика-критерий истины по Марксу. Отсюда практика – историческая теория, история познания. Теория не самоцель-а средство(практика более совершеннее при помощи теории).

o Сущность человека-человек существо социальное. НЕЛЬЗЯ ИССЛЕДОВАТЬ отдельно каждого человека, ведь личность – связи в обществе, в историческом развитии.

o Философия, – не занимается практикой – нехорошо по Марксу.



· утверждение о социальной природе сознания (в пункте исторического материализма)

· задачи философии(и науки) в революционной практике (не объяснять мир, а преобразовывать)

Главная идея, идеология: Марксистская философия, сложившайся на основания концепций Маркса и Энгельса во второй половине XIX века основывается на положении, сформулированном в «Тезисах о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы [ необходимо ] изменять его».

Существует два направления развития марксистской методологии:

· диалектический[и] материализм(рассматривает природу)

· исторический материализм (рассматривает общество)

Диалектический материализм:

Концепции диалектического материализма были развиты в книге «Диалектика природы».

Базовые положения:

· Признание, что материя - единственная основа мира. Рассматривает сознание как[ - ] свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи.

· Философия марксизма исходит из функции мозга, [ - ] отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Законы диалектики являются законами мышления и действительными законами развития природы. Диалектика, таким образом приобретает статус [ Диалектика - ] наук[а] и о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания.

Следствия базовых положений:

Диалектический материализм основываясь на достижениях современной науки и передовой общественной практики, должен постоянно развиваться и обогащаться вместе с их прогрессом. Эти идеи составили общетеоретическую основу учения марксизма-ленинизма, который предполагает рассмотрение диалектическ[ий] ого материализм а как высш[ая] ей форм[а] ы современного материализма, представляющ[ая] ей собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли.

Исторический материализм:

Базовые положения:

· Источник развития общества - противоречия производительных сил и производственных отношений: в соответствии с марксистским подходом к истории не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание [человек - существо социальное поэтому все определяется обществом и отношениями внутри общества]. Сами реальные люди неизбежным образом ограничены определенным уровнем развития производительных сил. В производстве условий социальной жизни люди вступают в необходимые отношения, не зависящие от их воли, которые образуют экономическую структуру общества (основу, над которой надстраиваются политические, юридические и идеологические отношения). Изменения в базисе провоцируют изменения в надстройке, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

· Все известные формации (та самая надстройка) обладают известной долей антагонизма [соперничество между фракциями], поскольку в зависимости от отношений к средствам производства разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создаёт государства, а также различные формы идеологии, такие как религия, право и искусство. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что и приводит к революциям.

Значение труда в марксизме:

Важное место в концепции марксизма занимает понятие труд а, в процессе которого [ реализует]ся идеальный план, очеловечивающий природу и социальный мир.Социальный труд как антропогенный фактор отделяет человека от животного.Человек трансформирует природу, очеловечивая ее так, что природа становится неорганическим телом человека.

Как по Марксу развитие и разделение труда обосновывается:

Сущность человека, как полагает Маркс, состоит в его продуктивной активности. Сначала он создавал средства, удовлетворяющие его жизненые потребности. Одна удовлетворенная потребность рождает другую. Нужды растут, семья перерастает в общество. Растущее население и потребительский спрос ведут к разделению труда. Выделение интеллектуального труда становится социальной основой иллюзии, что сознание, духовное, есть нечто надматериальное и надысторическое. С другой стороны, это основа для возникновения класса людей, живущих трудом других людей. Идеи, доминирующие в определенную эпоху, суть всегда идеи господствующего класса законы, мораль, философия — все это образует идеологию, защищающую существующий порядок.

Общие слова:

Диалектика дает понимание не только реального исторического развития, но и неизбежность столкновения новых форм жизни с существующим порядком вещей. От идей следует перейти к истории, к фактам, от «несчастного сознания» к «противоречивой реальности». Диалектика как закон исторического развития выражает неизбежность перехода от капитализма к коммунизму, кладущему конец эксплуатации и отчуждению.

Общие диалектические выведенные Марксом законы (суммируя все что ранее говорилось):

· Закон единства и борьбы противоположностей («Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу»).

· Закон перехода количественных изменений в качественные («Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет»).

Закон отрицания отрицания («Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого»).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.