Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Генезис науки






    Существуют две основные модели генезиса науки. Первая, позитивистская, рассматривает этот процесс как постепенное выделение науки из повседневного практического знания: медленное накопление эмпирического материала, идущее параллельно с совершенствованием и уточнением понятий донаучного здравого смысла. Вторая модель связана с концепцией парадигм т.куна. В ней различаются допарадигмальная (донаучная) стадия, на которой знание об определенной предметной области представляет собой разрозненный набор сведений и фактов, а также их противоречивых истолкований, и парадигмальная (научная) стадия, на которой исследователи объединяются вокруг победившей теории (парадигмы), что ведет к образованию общепризнанной научной дисциплины.

     

    Исторические типы науки:

     

    1. «Преднаука» - специализированное знание первых цивилизаций (Месопотамия, Египет). Большие запасы астрономического, математического, биологического, медицинского знания. Люди следили за небесными явлениями, лечили болезни, вели простейшие расчеты, занимались приручением и селекцией животных. Это знание носило рецептурный характер, оно было тесно связано с конкретными практическими задачами. Знание также сакрализировалось.

    2. Античная наука – исторический тип науки в собственном смысле. Проблема – сходство и отличие античной науки и науки Древних Китая и Индии.

    Первые античные мыслители, создававшие учения о природе - Фалес, Пифагор, Анаксимандр - многое почерпнули из мудрости Древнего Египта и Востока. Однако те учения, которые они разрабатывали, отличались принципиальной новизной: от разрозненных наблюдений они перешли к построению теорий, которые не носили только практического характера. Первыми ученымим двигало стремление понять начала и принципы мироздания. Научное знание разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, исчезла сакральность.

    Возникает критическая традиция - в отношении мифа и предшествующих теорий (Ионийская школа);

    Письменность, точные понятия, безличная коммуникация (Гуссерль).

    Универсальная модель древней науки: первоначала (стихии), замкнутый Космос, модель «макро-микрокосм».

    3. Средние века – обычно средневековая наука трактуется как подтип науки в развитых традиционных (земледельческих) цивилизациях:

    - Космос – христианизируется, авторитет Аристотеля и Библии

    - более выражена важная идея творения мира по рациональному плану

    - в Западной Европе – университеты – новая институциональная форма

     

    4. Новоевропейская наука (классический период) – уникальное явление - распространялась заимствованием.

     

    - Коперниканская революция, великие географические открытия – идея прогресса, «Новый органон» Ф. Бэкона.

    - Галилей – математизация природы, точный эксперимент.

    - «Разрушение Космоса» – величайшая революция, снятие границы между «надлунным и подлунным мирами

    - Снятие границы между естественным и искусственным, механика – основная наука, только механические причины (у Аристотеля – 4 причины).

     

    5. Неклассическая наука – как новый вариант новоевропейской.

    - идея развития в естествознании (дарвинизм) и в науках об обществе – 19 в.

    - генезис социально-гуманитарных научных дисциплин;

    - научная революция рубежа 19-20 вв. – теория относительности, квантовая механика, генетика;

    - наука как важнейший социальный институт – индустриальное техногенное общество.

     

    Основные типы научной рациональности:

     

    1) Классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); - после научной революции 17 в.

    Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

     

     

    2) Неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) – новая глобальная научная революция - конец 19-сер. 20 в.

     

    Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

    3) Постнеклассическая рациональность – современная эпоха.

     

    Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

     

    Появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.
    Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.