Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия науки К. Поппера.






 

Карл Раймунд Поппер (1902-1994) род. в Австрии, изучал математику, физику, психологию в Венском ун-те. До 1937 работал в Вене, из-за угрозы нацизма (еврей) был вынужден уехать, в 1937-45 преподавал философию в Новой Зеландии, написал там знаменитую книгу “Открытое общество и его враги”, направленную против тоталитаризма. В 1945 приглашен преподавать логику в Лондонскую школу экономики и политических наук, в 1949-69 проф. логики и научного метода в этой школе.

Ученики и последователи: Лакатос, Фейерабенд, Агасси, Уоткинс, У. Бартли и др.

Осн. методологические работы: «Логика научного открытия» (1959); «Предположения и опровержения» (1963); «Объективное знание» (1972).

Направление: Критический рационализм.

Методологическая концепция: фальсификационизм. Осн. принцип - принцип фальсифицируемости.

Взгляды П. сформировались под влиянием новых теорий, появившихся в физике в нач. ХХ в., идей логического позитивизма, кантианства, критицизма неокантианца Нельсона.

Свою философскую концепцию — критический рационализм и теорию роста научного знания (фальсификационизм) — построил как антитезу неопозитивизму.

Фальсификационизм был порожден убеждением П. в том, что у нас нет критерия истины и мы способны обнаружить лишь ложь. Из этого убеждения следует: 1) понимание научного знания как набора догадок о мире, истинность которых установить нельзя, но можно обнаружить их ложность; 2) критерий демаркации: лишь то знание научно, которое фальсифицируемо; 3) метод науки — пробы и ошибки. Научные теории рассматриваются как необоснованные догадки, которые мы стремимся проверить — с тем, чтобы обнаружить, где и в чем они ошибочны.

В противовес стремлению логических эмпиристов сформулировать критерии познавательного значения научных утверждений на основе принципа верификации П. выдвинул в качестве одной из основных задач философии проблему демаркации — отделения научного знания от ненаучного.

Метод демаркации по П. – фальсификация – принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке. Если теория устроена так, что ее невозможно опровергнуть, то она ненаучна. Согласно П., метафизика, астрология, марксистская теория истории, психоанализ Фрейда - «псевдонауки», т.к. в отличие от обычных теорий эмпирических наук (теория относительности, квантовая теория и т.п.) они не удовлетворяют требованию фальсифицируемости. Настоящая наука не должна бояться опровержений: рациональная критика и постоянная коррекция фактами является сутью научного познания. Опираясь на эти идеи, П. предложил концепцию научного знания как непрерывного потока гипотез и их опровержений.

Научная теория, считает П., всегда может быть выражена в виде совокупности общих утверждений типа «Все тигры полосаты». Утверждения такого типа можно выразить в иной форме: «Неверно, что где-то существует неполосатый тигр». Поэтому всякую теорию можно рассматривать как говорящую о ложности описывающих их базисных предложений. Базисные предложения, запрещаемые теорией, П. называет «потенциальными фальсификаторами» теории. «Фальсификаторами» — потому, что если запрещаемые теорией факт имеет место и описывающее его базисное предложение истинно, то теория считается опровергнутой. «Потенциальными» — потому, что эти предложения могут фальсифицировать теорию, но лишь в том случае, когда будет установлена их истинность. Отсюда понятие фальсифицируемости определяется следующим образом: «теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных фальсификаторов не пуст» (Поппер К. Логика научного исследования. М.: Республика, 2004. С. 78).

Для обоснования своих логико-методологических и эпистемологических концепций П. использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития: рост научного знания рассматривается им как частный случаи общих мировых эволюционных процессов. Постоянно выдвигаемые новые гипотезы и теории должны проходить строгую селекцию в процессе рациональной критики и попыток опровержения, что соответствует механизму естественного отбора в биологическом мире.

Согласно П., эмпирический и теоретический уровни знания органически связаны между собой; любое научное знание носит лишь гипотетический характер, подвержено ошибкам (принцип фаллибилизма). Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений, в результате чего решаются научные проблемы.

П. отвергал существование критерия истины, который позволяет нам выделять истину из всей совокупности наших убеждений.

Выдвинутая П. теория «трех миров» утверждает существование нередуцируемых друг к другу физического и ментального миров, а также «третьего мира» объективного знания, сущности которого, собственно, и являются основным предметом изучения эпистемологии и логики науки.

П.- один из создателей дедуктивно-номологической схемы объяснения, в соответствии с которой некоторое утверждение считается объясненным, если его можно дедуктивно вывести из совокупности соответствующих законов и граничных условий.

Подобно логическим позитивистам, П. противопоставляет теорию эмпирическим предложениям. К числу последних он относит единичные предложения, описывающие факты, например, «здесь сейчас стоит стол». Совокупность всех возможных эмпирических или, как предпочитает говорить П., «базисных» предложений образует некоторую эмпирическую основу науки.

 

П. отверг индукцию и верифицируемость в качестве критерия демаркации. В качестве критерия демаркации он принимает фальсифицируемость, т.е. эмпирическую опровержимость: «эмпирическая система должна допускать опровержение опытом»

 

Для познания мира по П. «нет более рациональной процедуры, чем метод проб и ошибок — предположений и опровержений: смелое выдвижение теорий, стремление сделать все возможное для того, чтобы показать ошибочность этих теорий, и временное их признание, если наша критика оказывается безуспешной»

 

Итогом и концентрированным выражением фальсификационизма является общая схема развития научного знания, сформулированная П.ом:

 

Р1 – ТТ – ЕЕ – Р2…

 

Наука, согласно П.у, начинает не с наблюдений и не с теорий, а с проблем (P1). Для решения проблем мы строим теории (TT), затем происходит их проверка, фальсификация и устранение (EE), в результате чего возникает новая, более сложная проблема (P2) и так далее.

Из этой схемы видно, что прогресс науки состоит не в накоплении знания, а в возрастании глубины и сложности решаемых проблем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.