Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История становления






Как специальная философская дисциплина философия науки начала складываться с 19 века, но как составная часть философских учений она существовала гораздо раньше. В Новое время о природе науки, о ее методах много писали классики философского рационализма (Р. Декарт, Г. Лейбниц) и эмпиризма (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм). «Критика чистого разума» И. Канта во многом посвящена обоснованию возможности научного познания.

 

Почему возникла философия науки:

 

1. С начала 19 в. существенно повысилось значение науки в жизни общества (промышленная революция).

 

2. В самой науке постепенный рост массива знания, усложнение экспериментальной техники привело к профессионализации: освоение необходимого для исследований объема знания требовало длительной профессиональной подготовки; ученому для работы на переднем крае приходилось целиком отдавать свое время и силы научной деятельности,. Наука пришла в университеты.

 

3. Социальные и гуманитарные науки - сложились как научные дисциплины: политическая экономия, социология, история, психология. Возник вопрос о их методах и специфике.

 

 

1 ПЕРИОД

Как особое направление Ф. н. впервые была представлена в трудах У. Уэвелла и Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Гершеля. В их работах достаточно отчетливо была выражена нормативно-критическая задача — привести научно-познавательную деятельность в соответствие с некоторым методологическим идеалом. Выдвижение такой задачи на передний план было связано с институциональной профессионализацией научной деятельности, становлением ее дисциплинарной структуры в XIX в. На этом этапе ее эволюции в центре внимания оказалась по преимуществу проблематика, связанная с исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания.

2 ПЕРИОД

Содержание второго этапа в развитии Ф. н. (первые два десятилетия XX в.) определялось в основном осмыслением революционных процессов, происходивших в основаниях науки на рубеже веков (Мах*, Планк*, Пуанкаре*, Дюэм*, Кассирер*, Эйнштейн* и др.). Здесь главной сферой анализа стали содержательные основоположения науки.

3 ПЕРИОД

Следующий период (20–40-е годы), который можно определить как аналитический, определялся программой анализа языка науки, заложенной классическим неопозитивизмом (Венский кружок* и Берлинская группа — Шлик*, Карнап*, Нейрат*, Рейхенбах* и др.). Свою задачу неопозитивистская Ф. н. видела в том, чтобы прояснить логическими методами отношение между эмпирическим и теоретическим уровнями знания, устранить из языка науки «псевдонаучные»утверждения и способствовать созданию унифицированной науки.

4 ПЕРИОД

В рамках позднего неопозитивизма (40–50-е годы) важна имманентная критика догм эмпиризма*, тщательное изучение логики научного объяснения*, исследование вопроса редукции теорий и построение реалистических моделей структуры научных теорий (Куайн*, Гемпель*, Нагель*, У.Селларс* и др.). К этому же этапу Ф. н. может быть отнесена и концепция логики научного исследования Поппера*.

5 ПЕРИОД

Постпозитивистский* этап в развитии Ф. н. связан с обращением к исторической динамике знания и резко возросшим интересом к социокультурным детерминантам познания. (Полани*, Тулмин*, Н.Хэнсон, Кун*, Лакатос*, Агасси*, Фейерабенд* и др.)

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Многообразие подходов в рамках современной Ф. н.делает возможной их типологизацию, лишь прибегая к комплексным оценкам.

Нормативистская ориентация в Ф. н. может быть представленав двух вариантах. Первый, логицистский вариант предполагает перестройку научного мышления в соответствии с теми или иными логическими стандартами и критериями (логический эмпиризм). Второй, историцистский вариант строится на анализе истории науки как системы нормативно значимых выводов из нее (Холтон*).

Предпринимаются попытки логико-методологической экспликации историческо-научного материала (семантическая модель научной теории Суппеса*, Ф.Саппе, Бунге*, фальсификационистские модели и методология исследовательских программ Лакатоса*, структуралистская концепция научных теорий Дж. Снида и Штегмюллера*).

Дескриптивистские. тенденции получили развитие в вариантах Ф. н., максимально приближенных к исследованию тех или иных эпизодов истории науки (case studies).

 

В ходе эволюции Ф.н. сложилось несколько типичных представлений о природе и функциях Ф. н. Основные из них таковы: Ф. н. является формулировкой общей картины мира, которая совместима с важнейшими научными теориями и основана на них; Ф. н. есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор ученым тех или иных проблем (подход, близкий к социологиинауки*); Ф. н. есть анализ и прояснение понятий и теорий науки (неопозитивизм); Ф. н. есть метанаучная методология, определяющая, чем научное мышление отличается от иных способов познания, какими методами должны пользоваться ученые в исследовании природы, каковы необходимые условия корректности научного объяснения и каков когнитивный статус научных законов и принципов, как развивается научное знание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.