Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерный перечень заданий к






1. Ниже приведены разные способы осмысления " Я". Прокомментируйте их с точки зрения возможной поведенческой реализации. Какая из формулировок отражает ваше собственное восприятие своего " Я" и почему?

1) Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история (Г. Гейне).

2) Я ничто. Этот малый промежуток не способен отделить меня от небытия, куда мне надлежит идти. Я пришел лишь затем, чтобы составить множество; больше нечего было сделать из меня (Епископ Боссюэ).

3) Тот, кто не поспевает в ногу с остальными, возможно, слышит иного барабанщика. Пусть шагает с той музыкой, которая слышится ему - слабая и отдаленная (Торб).

4) Все мы жертвы... Наши судьбы предопределены космическим жребием, ветрами звезд и непостоянными вихрями, что дуют с мельниц богов" (Г. Л. Дитрих).

5) Окружающий мир, по-видимому, не овладевает нами полностью, даже когда мы выросли, но только на две трети; одна треть нашего " Я" еще не родилась. При каждом утреннем пробуждении мы как будто рождаемся заново" (3. Фрейд).

2. Проинтерпретируйте приведенные на рисунках результаты изучения самоотношения интеллектуально одаренных подростков. Определите характер самоотношения данных испытуемых.

Результаты изучения самоотношения интеллектуально одаренных подростков по опроснику В.В. Столина – С.Р. Пантилеева (%)

 

Результаты изучения самоотношения интеллектуально одаренных подростков по методике КИСС (%)

 

3. Прокомментируйте текст и поясните, как самооценка влияет на процессы социальной перцепции и самовосприятие.

В экспериментах Готтшальдта испытуемым-подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии самих испытуемых, их родителей, одноклассников, учителей. Фотографии были неискаженные и искаженные - несколько суженные или расширенные. Во всех случаях надо было выбрать " правильный" (похожий) портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки. При выборе фотографии одноклассника предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное - в случае пренебрежительного к нему отношения. При выборе испытуемыми 10 и 16 лет своих фотографий и портретов родителей обнаруживалось, что дети 10 лет выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотографий родителей - расширенные. Испытуемые 16 лет выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей - в суженном.

 

4. Проинтерпретируйте приведенный ниже самоотчет по методике «Кто Я», дайте характеристику Я-образа испытуемого:

«Я –

Человек

Парень

Добрый

Хороший

Злой

Умный

Скучный

Целесообразный

Мрачный

Необычный».

 

5. Проинтерпретируйте приведенные в таблице результаты изучения локуса контроля двух групп испытуемых. Сделайте выводы.

 

Распределение по локусу контроля интеллектуально одаренных и

среднеинтеллектуальных подростков (%)


 

Локус контроля Интеллектуально одаренные подростки Среднеинтеллектуальные подростки
  Экстернальность    
  Низ. интернальность    
  Сред. интернальность    
  Выс. интернальность    

 

6. Спрогнозируйте отношение к другим людям человека, имеющего негативное самоотношение.

 

7. Проинтерпретируйте приведенные на рисунке результаты изучения механизмов психологической защиты испытуемых. Сделайте выводы.

 

Напряженность психологических защит подростков (%)

 

8. Ниже приведены выделенные И. С. Коном механизмы самооценивания. Объясните, для каких возрастных этапов характерно включение тех или иных механизмов. Имеют ли механизмы самооценки личностную окраску или они универсальны?

1) Усвоение субъектом оценки его другими людьми (как непосредственное отражение чужих оценок, так и ориентация на то, как индивид представляет себе эти оценки, а также равнение на генерализованного другого).

2) Социальное сравнение – индивид осознает и оценивает себя путем сравнивания с другими людьми.

3) Самоатрибуция – индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях.

9. Спрогнозируйте стратегии поведения людей в трудной жизненной ситуации с очень высокой степенью интернальности и экстернальности.

 

10. Проанализируйте фрагмент и поясните, какими путями человек стремится достичь уверенности и самоуважения. Почему это так важно? Почему личностную стратегию Е. Масловой Л. Н. Толстой называет " уловками разума"? Можно ли вообще обойтись без подобных уловок?

Удивляло его [Нехлюдова] то, что Маслова не стыдилась своего положения - не арестантки (этого своего положения она стыдилась), а своего положения проститутки, - но как будто даже была довольна, почти гордилась им. А между тем это и не могло быть иначе....В продолжение десяти лет везде, где бы она ни была, начиная с Нехлюдова и старика-станового и кончая острожными надзирателями, видела, что все мужчины нуждались в ней. И потому весь мир представлялся ей собранием обуреваемых похотью людей, со всех сторон стороживших ее... Так понимала жизнь Маслова, и при таком понимании жизни она была не только не последний, а очень важный человек. И Маслова дорожила этим пониманием больше всего на свете. Чуя же, что Нехлюдов хочет вывести ее в другой мир, она противилась ему, предвидя, что в том мире, в который он привлекал ее, она должна будет потерять это свое место в жизни, дававшее ей уверенность и самоуважение.

11. Проинтерпретируйте приведенные на рисунке результаты изучения уровня притязаний испытуемых. Сделайте выводы.

Распределение подростков по уровню притязаний (%)

 

12. Проанализируйте приведенные примеры. Какие пути преодоления (компенсации) чувства недостаточности в них упомянуты? Какие другие пути вам известны?

1) По дороге в школу А. Адлеру, как он пишет, нужно было проходить через кладбище: " Каждый раз я этого боялся и с большим неудовольствием наблюдал, как другие дети беспечно шли через кладбище, в то время как я совершал шаг за шагом, исполненный тревоги и ужаса. Кроме невыносимого страха, меня терзала мысль, что я не такой смелый, как остальные. Однажды я твердо решил положить конец этому смертельному ужасу и в качестве средства для этого выбрал " очерствление". Я немного отстал от остальных ребят, положил ранец на землю у кладбищенской стены и пробежал через кладбище раз с дюжину, пока не почувствовал, что овладел своим страхом. Мне кажется, что с тех пор я проходил эту дорогу уже без страха". Интерпретируя это воспоминание, Дж. Раттнер вводит одно " поучительное дополнение": впоследствии Адлеру удалось установить, что на пути в его школу... не было никакого кладбища! (По Е. В. Сидоренко)

2) Всю свою жизнь Стендаль поддерживал свою репутацию дэнди, умного, циничного и непредсказуемого. Сам он называл причиной того, что стал таким завсегдатаем салонов, свое ощущение, что он безобразен, застенчив и неловок. (А. Мерлер)

 

13. Спрогнозируйте стратегии поиска работы после окончания ВУЗа людей с низкой самооценкой и низким уровнем притязаний.

 

14. Проинтерпретируйте приведенные в таблице результаты изучения Я-образа двух групп испытуемых. Сделайте выводы.

 

Представленность различных категорий характеристик в самоотчетах интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков (%)

Категория   Одаренные подростки Категория   Среднеинтел- лектуальные подростки
  Личностные качества   Личностные качества 29, 5  
  Интересы   Интересы  
  Метафоры   Метафоры 1, 5
  Физическое Я   Физическое Я  
  Общие сведения   Общие сведения  
  Убеждения   Убеждения 1, 5
  Семья   Семья 12, 5
  Друзья   Друзья  
  Идентичность половая 1, 5   Идентичность половая 12, 5  
  Идентичность расовая 0, 5   Идентичность расовая 0, 5  

 

15. Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?

1) Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика - событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.

2) В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум осеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.

3) Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться.

4) У ребенка, которому запрещали играть своими экскрементами, развивается преувеличенная чистоплотность.

5) Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой.

6) Студенту, который с удовольствием " смошенничал" бы на экзамене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он " мошенничал" взаправду.

7) Агрессивный молодой человек становится " звездой" регби или футбола.

16. У человека произошел конфликт с начальником. Спрогнозируйте его поведение, если он использует:

1) Изгнание (агрессия)

2) Игнорирование

3) Блокировка

4) Проекция

5) Замещение

6) Интеллектуализация

7) Компенсация

8) Самообман

 

17. Проинтерпретируйте приведенные на рисунке результаты изучения самооценки испытуемых. Сделайте выводы.

 

Распределение подростков по уровню самооценки (%)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.