Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Код компетенции Компетенция Признаки проявления ПК-7
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Код компетенции
| Компетенция
| Признаки проявления
| ПК-7
| обладает способностью и готовностью к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях
| Базовый уровень. В результате освоения дисциплины
знает: основные теоретические подходы к изучению самосознания личности, структуру и составляющие самосознания, методики диагностики и особенности развития самосознания личности;
умеет: проводить психологическую диагностику, развитие и прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования самосознания личности;
владеет: способностью и готовностью к диагностике, развитию и прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования самосознания личности.
| ПК-19
| обладает способностью и готовностью к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни
| Базовый уровень. В результате освоения дисциплины
знает: значение самообразования для развития самосознания личности;
умеет: осуществлять самопознание в процессе самообразования;
владеет: готовностью к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни.
|
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2, 72.
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Раздел и тема
дисциплины
| Виды учебной работы, включая
самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы и
виды
контроля
| Лекции, оч.
| Практ. занят., оч.
| СРС,
оч.
| Всего,
оч.
| Из них в интеракт. фор-ме, оч.
| Всего,
оч.
| Из них в интеракт. фор-ме, оч.
| |
| Раздел 1. Структура самосознания личности
|
| Тема 1.Самосознание как психологический феномен.
|
|
|
|
|
| Опрос, тестирование, эссе, таблица-систематизация, ментальная карта, психодиагностическое заключение, решение задач.
|
| Тема 2.Я-концепция и Я-образ как составляющие самосознания личности.
|
|
|
|
|
| Опрос, тестирование, эссе, таблица-систематизация, ментальная карта, психодиагностическое заключение, решение задач.
|
| Тема 3.Самоотношениекак составляющая самосознания личности.
|
|
|
|
|
| Опрос, тестирование, эссе, таблица-систематизация, ментальная карта, психодиагностическое заключение, решение задач.
|
| Тема 4.Психологические защитыкак составляющие самосознания личности.
|
|
|
|
|
| Опрос, тестирование, эссе, таблица-систематизация, ментальная карта, психодиагностическое заключение, решение задач.
|
| Тема 5.Самооценка и уровень притязанийкак составляющие самосознания личности.
|
|
|
|
|
| Опрос, тестирование, эссе, таблица-систематизация, ментальная карта, психодиагностическое заключение, решение задач.
|
| Тема 6.Локус контролякак составляющая самосознания личности.
|
|
|
|
|
| Опрос, тестирование, эссе, таблица-систематизация, ментальная карта, психодиагностическое заключение, разработка и решение кейсов и задач.
|
| Раздел 2. Развитие самосознания личности
|
| Тема 1.Основные теоретические подходы к развитию самосознания личности.
|
|
|
|
|
| Опрос, эссе, таблица-систематизация, доклад с использованием средств мультимедиа, решение задач.
|
| Тема 2. Организация работы по развитию самосознания личности.
|
|
|
|
|
| Опрос, психодиагностическое заключение, картотека упражнений, решение задач.
|
| Тема 3. Роль самообразования в развитии самосознания личности.
|
|
|
|
|
| Тестирование, эссе, разработка и решение кейсов и задач, план самообразования.
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
|
Лекционные занятия, их содержание
Наименование разделов и тем
| Содержание
| Формы
проведения
| Раздел 1. Структура самосознания личности
| Тема 1. Самосознание как психологический феномен.
| Самосознание личности как ключевая проблема психологической науки. Зарубежные концепции самосознания личности. Отечественные концепции самосознания личности. Самосознание как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Структура самосознания личности. Вертикальное» строение самосознания: органический, социально-индивидный, личностный уровень самосознания. «Горизонтальное» строение самосознания: когнитивный, аффективный, регулятивный компоненты самосознания. Составляющие самосознания личности. Роль самосознания в деятельности человека, его общении и развитии. Самосознание как продукт развития.
| Лекция «обратной связи»
| Тема 2. Я-концепция и Я-образ как составляющие самосознания личности.
| Я-концепция как составляющая самосознания личности. Зарубежные теории Я-концепции. Отечественные теории Я-концепции. Соотношение самосознания личности и Я-концепции. Структура Я-концепции. Соотношение Я-концепции и Я-образа. Виды Я-образов. Образ тела. Формирование Я-концепции и Я-образа.
| Лекция «обратной связи»
| Тема 3. Самоотношение как составляющая самосознания личности.
| Самоотношение как составляющая самосознания личности. Зарубежные концепции самоотношения. Отечественные концепции самоотношения. Самоотношение как эмоционально-оценочная подсистема самосознания и его роль в самопознании, рефлексии и саморегуляции личности. Структура самоотношения личности. Характер самоотношения. Позитивный, негативный и конфликтный характер самоотношения. Формирование самоотношения.
| Лекция «обратной связи»
| Тема 4. Психологические защиты как составляющие самосознания личности.
| Психологические защиты как составляющая самосознания личности. Зарубежные концепции психологических защит личности. Отечественные концепции психологических защит личности. Классификации механизмов психологической защиты. Виды механизмов психологической защиты. Успешные и патологичные, непосредственные и отсроченные, внешние и внутренние, примитивные и высшие защиты. Формирование психологических защит личности. Уровни психологической защиты. Психологические защиты и механизмы совладания.
| Лекция «обратной связи»
| Тема 5. Самооценка и уровень притязаний как составляющие самосознания личности.
| Самооценка и уровень притязаний как составляющие самосознания личности. Зарубежные концепции самооценки и уровня притязаний. Отечественные концепции самооценки и уровня притязаний. Структура самооценки. Самооценка личности как регулятор поведения и деятельности. Уровень притязаний как реализации самооценки личности. Виды самооценки. Виды уровня притязаний. Формирование самооценки и уровня притязаний личности.
| Лекция «обратной связи»
| Тема 6. Локус контроля как составляющая самосознания личности.
| Локус контроля как составляющая самосознания личности. Зарубежные концепции локуса контроля. Отечественные концепции локуса контроля. Виды локуса контроля. Параметры атрибуции. Влияние локуса контроля на развитие личности и самосознания. Формирование локуса контроля.
| Лекция «обратной связи»
| Раздел 2. Развитие самосознания личности
| Тема 1. Основные теоретические подходы к развитию самосознания личности.
| Направленность на развитие самосознания личности как характерная черта отечественной и зарубежной терапии. Особенности работы по развитию самосознания в рамках гуманистической психотерапии. Специфика работы по развитию самосознания в рамках гештальттерапии. Развитие самосознания в рамках психодинамической психотерапии. Особенности работы по развитию самосознания в рамках других направлений психотерапии: транзактном анализе, телесно-ориентированной, поведенческой, позитивной терапии и др. Ресурсные методы и их использование при развитии самосознания.
| Лекция «обратной связи»
| Тема 2. Организация работы по развитию самосознания личности.
| Индивидуальные формы работы по развитию самосознания. Групповые формы работы по развитию самосознания. Структура программы развития самосознания личности: цель, задачи, блоки, используемые методы и техники.
| Лекция «обратной связи»
| Тема 3. Роль самообразования в развитии самосознания личности.
| Самообразование как форма развития самосознания личности. Роль непрерывного самообразования на протяжении всей профессиональной жизни в развитии самосознания личности. Направленность на развитие самосознания личности как характерная особенность самообразования психолога.
| Лекция «обратной связи»
|
Практические занятия, их содержание
Наименование разделов и тем
| Содержание
| Формы
проведения
| Раздел 1. Структура самосознания личности
| Тема 1. Самосознание как психологический феномен.
| Диагностика самосознания личности: особенности и методики. Диагностика когнитивного, аффективного и регулятивного компонентов самосознания. Диагностика половозрастной идентификации.
| Практическое занятие в форме практикума
| Тема 2. Я-концепция и Я-образ как составляющие самосознания личности.
| Диагностика Я-образа личности: особенности и методики. Диагностика Я-образа с помощью методики «Кто Я?» М.Куна и Т. Мак-Партланда. Диагностика образа тела. Диагностика Я-образа детей.
| Практическое занятие в форме практикума
| Тема 3. Самоотношение как составляющая самосознания личности.
| Диагностика самоотношения личности: особенности и методики. Диагностика сознательного уровня самоотношения с помощью «Методики исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева и «Теста-опросника самоотношения» В.В. С С.Р. Пантилеева. Диагностика бессознательного уровня самоотношения с помощью проективной методики «Косвенного измерения системы самооценок» Соколовой Е.Т., Федотовой Е.О. Диагностика самоотношения детей.
| Практическое занятие в форме практикума
| Тема 4. Психологические защиты как составляющие самосознания личности.
| Диагностика психологических защит личности: особенности и методики. Диагностика психологических защит с помощью методики «Индекс жизненного стиля Плутчика–Келлермана–Конте. Диагностика базовых защитных стратегий. Диагностика психологических защит детей.
| Практическое занятие в форме практикума
| Тема 5. Самооценка и уровень притязаний как составляющие самосознания личности.
| Диагностика самооценки и уровня притязаний личности: особенности и методики. Диагностика самооценки с помощью методики «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С. А. Будасси и методики Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн. Диагностика уровня притязаний с помощью методики Хоппе Ф. и моторной пробы Шварцландера в модификации Бороздиной Л.В. Диагностика самооценки и уровня притязаний детей.
| Практическое занятие в форме практикума
| Тема 6. Локус контроля как составляющая самосознания личности.
| Диагностика локуса контроля: особенности и методики. Диагностика локуса контроля с помощью методики «Опросник уровня субъективного контроля» Е.Ф. Бажина.
| Практическое занятие в форме практикума
| Раздел 2. Развитие самосознания личности
| Тема 1. Основные теоретические подходы к развитию самосознания личности.
| Методы и техники развития самосознания в рамках гуманистической психотерапии. Методы и техники развития самосознания в рамках гештальттерапии. Методы и техники развития самосознания в рамках других направлений психотерапии.
| Практическое занятие в форме практикума
| Тема 2. Организация работы по развитию самосознания личности.
| Структура занятия по развитию самосознания личности. Методы и техники развития самосознания личности, используемые в разных частях занятия по развитию самосознания.
| Практическое занятие в форме практикума
|
|