Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. История древней философии.






1. Рождение философской теоретической мысли.

2. Философия Древнего Востока: буддизм, конфуциан­ство, даосизм.

3. Человек в философии и культуре Древнего Востока.

4. Философия древних греков.

ЛИТЕРАТУРА

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Васильев Л. С. История религий востока. М., 1983. Краткий очерк истории философии. М., 1971. Корнев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983.

Абаев А. Н. Чань-буддизм и культура психической дея­тельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983.

Волгов Г. У колыбели науки. М., 1971.

Комарова В. Я. Становление философского материа­лизма в Древней Греции. Л., 1975.

Темы рефератов и докладов.

Учение Демокрита. Философия Платона и Аристотеля. Философия Средневековья, ее основные черты. Философия Возрождения. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).

Философия зародилась в двух, регионах развития чело­веческой цивилизации: на Древнем Востоке и в Древней Греции. Восточная философская мысль более древняя по сравнению с западной. Она обладает уникальной специфич­ностью и иной направленностью по сравнению с европей­ским знанием. Структура (парадигма) восточного мышления характеризуется целостностью, фрактальностью, эмпатич­ностью, децентрацией, элиминированностью объекта и пре­одолением иллюзий чувственного познания. Фрактальностью эмпатичностью, децентрацией, элиминированностью объекта и преодолением иллюзий чувственного познания. Фрак­тальность представляется самоподобием, эмпатичность — сопричастностью и соизмеримостью психических состояний, децентрация — устранением Я-субъекта, элиминирование объекта — устранением субъект-объектной схемы рассмот­рения действительности, преодоление иллюзий - - в отказе от чувственно-наглядном представлении о первичной реаль­ности В связи с этим приоритет отдается не рациональным способам познания; опора" на интуицию и образность вместо текстов, языка и логики. Следует отметить, что философия в чистом виде никогда не существовала на Востоке. Она всегда была вплавлена в контекст всей культуры и ориенти­рована прежде всего на самого человека, на развитие его психофизических 4 способностей. Восточная мысль не созда­ла технику и технологию, направленную на преобразование природы, как это сделала западная цивилизация. Но зато Восток создал психотехнику и технологии, направленные на преобразование и развитие самого человека и прежде все­го его психических и физических задатков.

Среди обширного разнообразия оттенков философской мысли древнего Востока необходимо выделить буддизм, оказавший значительное влияние на весь Дальневосточный регион. Согласно буддистской доктрине существуют четыре основные истины учения: 1) вся жизнь — это страдание; 2) существует причина страдания; 3) только истинное знание указывает путь к прекращению причин, порождающих страдание; 4) существует путь прекращения страданий и ос­вобождения причин, порождающих их, приводящий к прос­ветлению — качественной трансформации человеческого сознания (нирване).

Согласно буддистским представлениям в основе мира лежит пустота и дхармы - своего рода первоэлементы, об­ладающие психофизическими свойствами. Выделяют север­ное направление буддизма — махаяна («большая колесни­ца») и южное — хинаяна («малая колесница»). Их различия связаны с пониманием природы первичной реальности (при­роды будды) и способов достижения просветления

Особым своеобразием отличается философия древнего Китая. В ней можно отметить две школы — конфуцианство и даосизм. Основоположником конфуцианства является

Конфуций. Он создал своего рода философию чиновников. Согласно этой философии человек нуждается в жесткой культурализации, приобщению к культурным нормам и пра­вилам общества, культуры и следованию их рекомендаци­ям на протяжении всего жизненного пути.

Даосизм, напротив, видит причины неблагополучия че­ловека в обществе как раз в излишней социализации, он выступает против чрезмерного диктата и давления культу­ры на индивида. Чем больше запретов и правил, тем боль­ше людей, нарушающих их. Основоположником даосизма является Лао-цзы. Он выступил против насилия и подавле­ния личности, за реализацию естественной спонтанности, за­ложенной в человеческом поведении.

Другим центром философской мысли была Древняя Греция, явившаяся интеллектуальной основой европейского духа. Европейская парадигма мышления иная, нежели на Востоке. Она характеризуется атомистичностью, объективиз­мом, дедуктивной и логической направленностью. В целом она рационалистична. И хотя в период своего зарождения превалирует созерцательность и умозрительность, все же это попытка построить рациональную картину мира.

Греческая философия неоднородна, в ней можно отме­тить по крайней мере два истока развития — это ионийская (Милетская) и италийская философия. К первой принадле­жат такие философы как Анаксимандр, Анаксимен, Герак­лит. Ко второй — Пифагор, Парменид, Зенон, Анаксагор. Центральной проблемой, рассматриваемой греческими мыс­лителями этого периода, являются природные процессы, в связи с чем их называли физиками. Начиная с Сократа, в греческой философии происходит переориентация интере-

са на человека и его бытие. Здесь на первое место выд­вигаются вопросы этики, логики, взаимоотношения его с обществом. Греческая философия, включая римский период, просуществовала около тысячи лет, заложив фундамент всей европейской философской мысли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.