Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы рефератов и докладов. Соотношение логики и интуиции в работе врача.






Соотношение логики и интуиции в работе врача.

Основные законы логического мышления. Логические антиномии и парадоксы.

Азбука логической символики.

Вдохновение -- интуиция художника.

Понятия и категории в структуре научного знания.

Философская теория познания - гносеология изучает общую структуру и функции познания в общественной жиз­ни, возможности достижения истины и пользы, диагности­цирует ум и глупость, прослеживает закономерности эво­люции идей от эпохи к эпохе в разных регионах планеты. У логики свой подход к мышлению. Она специально занима­ется общими условиями его правильности и доказательнос­ти. Перед нами наука о строгом, последовательном и аргу­ментированном ходе человеческих мыслей по каким бы то ни было вопросам науки и жизни.

Познание можно предварительно определить как отображение особенностей некоего объекта, с которым взаимодействует субъект (человек) и, кроме того, как управление деятельностями последнего.

Фило- и онтогенетически исходным этапом познания выступает так называемое живое созерцание внешнего к внутреннего мира с помощью органов чувств (отсюда си­нонимы этого направления познавательной деятельности — чувственное, визуальное, сенсорное отражение). Его отличительные возможности сводятся к тому, что это воспроиз­ведение мира:

— по преимуществу спонтанное, как бы непроизвольное, автоматизированное отслеживание ближайшей к человеку обстановки с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и т. п. «датчиков» оперативной информации в нашем организме;

— непосредственное, наглядное, образно-красочное;

— внешних, поверхностных, преходящих признаков, обликов локальных предметов и явлений среды;

— предельно конкретное в целом, ибо конкретизируется оно на единичном, неповторимом, во многом случайном и сиюминутном вокруг и внутри нас.

Главные формы чувственного познания:

ощущение есть отражение отдельных сторон некое: го объекта при его непосредственном контакте с органами чувств высших животных и человека;

- восприятие суть целостный образ объекта, осознаваемый синтез разных ощущений, от непосредственно отра­жательного рецепторами предмета;

- представление как отсроченное во времени, сохраненное в памяти восприятие, к тому же как правило приукра­шенное фантазией (вплоть до невозможного в реальности смешения нескольких реальных восприятий, из чего получа­ются фантастические образы вроде русалок, кентавров и т. п.).

Мышление возвышается над сенсорикой своим логичес­ким, абстрактным, научно-практическим характером. А именно, оно носит характер отражения:

— гораздо более сознательного, поддающегося воле­вой мобилизации и управлению со стороны личности;

— опосредованного, движения мысли по отчасти скры­тым от органов чувств признакам вещей и процессов; т. е с углублением от внешнего к внутреннему, от случайного к типичному и закономерному внутрь сути того или другого феномена: от ближайшего — отдаленному; от настоящего к прошлому или будущему;

— абстрактное, т. е. отвлеченное от ненужных пока сто­рон и отношений объекта, сконцентрированное на чем-то одном из его многих моментов; и

— обобщенное, наводящее мысль на множество разных, но чем-то связанных друг с другом предметов.

Базисные формы логического мышления:

- понятие это мысль насчет общих, существенных и отличительных признаков объекта, или целого класса (мно­жества) объектов;

— суждение — речевое высказывание, в письменности представляет собой логичную связь понятий, выражающую реальные или желанные связи объектов, их признаков;

— умозаключение — уже более сложное умственное действие над несколькими суждениями, сопоставление ко­торых даст нам новое, выведенное из посылок знание.

В реальном процессе познания многие фрагменты сен­сорной и индивидуальной активности человека проходят на подсознательном уровне; отдельные фрагменты познания тем самым как бы сворачиваются, пропускаются. Это на­зывается автоматизмами восприятия, установками, ком­плексами вытесненных мотивов, интуицией, вдохновением.

В логическом, развернутом выражении познание пред­стает как последовательное, систематическое рассуждение, где все звенья логического вывода из показаний органов чувств и умственных предпосылок строго фиксированы в знаках естественного и (или) искусственного языка.

В процессе и результатах познания стоит разграничить форму и содержание. Последнее будет бесконечно разно­образно — наблюдать и обдумывать человек может что угодно в реальности или собственном воображении. Со­держание по сути своей вне мысли, только идеально вос­производится ею. Форма же мышления

Это его собственная структура, порядок связи отдельных частей мыслимого содержания. Форма, в общем, мало свя­зана с содержанием. В одной и той же форме (скажем, по­нятия) можно мыслить совершенно разные вещи. Форма отражает же столько особенности внешнего мира (иначе выходит вульгарный материализм), сколько многовековую практику взаимодействия человека с миром, особенности субъекта и пути его влияния на объект.

Содержание мысли отвечает на вопрос «Что?» (собой представляет тот или иной объект), а форма мышления на вопрос «Как?» (лучше с ним обращаться). Содержание ха­рактеризуется истинностью (достоверностью), а форма правильностью (последовательностью, точностью).

Таким образом, повторим, что логика -- это наука о правильном мышлении, его принципах, законах, формах. Отсюда основной эпитет логики -- формальная, т. е. изуча­ющая структурную упорядоченность мысли и борющаяся с ее нарушениями, пороками.

Логика как наука и логика самой жизни.

Термин логика многозначен. Мы пока ввели его в зна­чении особой науки о мышлении. Однако этому значению предшествуют другие:

— логика самого процесса мышления, которая прояв­ляется в его последовательности, доказательности, правиль­ности и т. н. характеристиках (которые изучает логическая наука);

— логика объективной действительности в смысле за­кономерной взаимосвязи событий, взаимозависимости яв­лений и процессов в природе и в обществе, гармонии чело­веческих отношений (ср. такие ходячие выражения как «ло­гика истории», «логично поступить» и т. п.);

— логика как упорядоченность человеческой деятель­ности, соответствие отдельных шагов определенной цели (ср.: «Я понял твою логику»).

Как видно, все перечисленные варианты употребления слова «логика» взаимосвязаны, влияют друг на друга, но все же не совпадают между собой. Мы в дальнейшем будем иметь в виду главным образом формальную логику как

классическую науку о человеческом мышлении с точки зре­ния его внутренней структуры и исходных принципов функ­ционирования.

Как соотносятся наука логики и логика настоящей жиз­ни, логика мысли и деятельности отдельных, реальных лю­дей? Точно так же, как любая другая наука и ее предмет. Последний существовал до появления соответствующей

дисциплины и остается относительно независим после ее появления. По словам Гегеля, переваривать пищу можно и без знания законов физиологии, для приготовления пищи в принципе не важны выводы биохимии, термодинамики, соп­ромата и остальных наук. И т. д. Научное познание объяс­няет человеку сущность некоторых феноменов и помогает выработать технологии для сложных, важных видов дея­тельности. Так, лечение болезней, в том числе органов пи­щеварения, осуществляется сегодня исключительно науко­емкими отраслями медицины и фармации. Другие отрасли технических наук и профессионально-практического поз­нания обеспечивают прогресс материального производства, быта и досуга.

Таким образом, наука, обыденный здравый смысл и практическое познание сохраняют определенную (соответ­ствующей эпохой истории) автономию, но все теснее вза­имодействуют друг с другом. Так обстоит дело и с логикой. Ее изучение по учебникам формальной логики не обеспе­чивает автоматически улучшения мыслительных навыков от­дельного индивида. Точно также, как преподавание истории не гарантирует политиков от ошибок, а обучение математи­ке не обязательно превращает человека в умелого и удач­ливого финансиста, предпринимателя. Однако комплекс об­щеобразовательных предметов, куда издавна и навсегда вошла логика, расширяет умственный кругозор, усиливает самоуважение личности, поощряет навыки самоанализа. Для сложной, ответственной деятельности подобная подго­товка весьма полезна.

Кроме того, элементарная логика, которую изучают в средней и высшей школах, служит необходимым фундамен­том для целой серии прикладных логических разработок в области математики, кибернетики, информатики.

На основе формальной логики строится такой общена­учный метод познания как формализация, т. е. дополнение естественного (национального) языка искусственными, луч­ше приспособленными для определенных целей.

Когда человеку не хватает здравого смысла, он обра­щается к интуиции. Это своеобразное сверх- или подсознание, когда информация принимается и перерабатывается по невербальным, дополнительным каналам. Интуиция — не враг, а друг и союзник логики. Они страхуют и восполняют недостатки друг друга.

Интуиция (от лат. глагола, означающего пристально гля­деть, всматриваться) обычно понимается как способность непосредственного, без опытной проверки и логического обоснования, постижения истины. При интуиции происходит своеобразный скачок в процессе, познания, сокращение пу­ти исследования любой проблемы и получения результата в готовом виде. Интуиция загадочна (по своим психологичес­ким механизмам), но отнюдь не сверхъестественна. Она — не дар небес и не чудо, а сплав личных дарований человека, огромного профессионального опыта, значительных усилий ума и глубокого погружения в решение важного для нас вопроса. Работника, способного к интуиции, должен ценить любой коллектив.

Интуитивный акт состоит из трех основных этапов: 1) скрытое вызревание решения (инкубация); 2) озарение («вспышка» идеи о нужном решении); 3) осмысление ре­зультатов обычными методами логики и эмпирического опыта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.