Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы рефератов и докладов. Формирование представлений об интеллекте в истории философии и психологии.






Формирование представлений об интеллекте в истории философии и психологии.

Рассудок и разум в классическом рационализме XVIII— XIX веков.

Биогенетические и операционально-эмпирические кон­цепции интеллекта в современной психологии.

Основой выполнения умственной деятельности человека являются интеллект и мышление. Первый из них представ­ляет умственные способности, воплощающие основные спо­собы информационно-мыслительного отношения к действи­тельности. Второй рассматривается как конкретная мысли­тельная деятельность, которая производится носителем ин­теллекта.

Интеллект выступает в качестве глубинной психологи­ческой структуры, определяющей мыслительный процесс. В этом понятии отражен основной диапазон умственных за­датков человека, осуществляющих переработку и понимание информации, создание новых форм логической деятельно­сти. Общие структуры интеллекта отражают не только ин­дивидуальный опыт, но и общие закономерности, опреде­ляющие способность человека овладевать и производить знания.

Логическая структура человеческого интеллекта состо­ит из таких уровней организации, как здравый смысл, рас­судок -'л разум. Здравый смысл — уровень интеллекта, от­вечающий за реальность и практическую значимость мыш­ления. Он оберегает от самых грубых ошибок, нелепостей, выступая в качестве логико-семантического фильтра, пре­дохраняющего человеческий интеллект от абсурдных мысли­тельных схем.

Рассудок — уровень интеллекта, опосредованный струк­турой знания. Обладая набором.логических инструментов, понятий, эталонов, аксиом, а также и заблуждений, рассу­док на их основе строит свои отношения с действительно­стью. Это своего рода компьютерный уровень человечес­кого интеллекта, действующий согласно незыблемым пра­вилам и по отработанным схемам.

Рассудок универсален абстрактно, как обобщение массы ситуаций, но не гибок; все возможные варианты его дея­тельности предопределены, он не может выйти за пределы сложившихся форм.

В нормально развитом человеческом интеллекте рассу­док и здравый смысл существуют в гармоничном и про­порциональном воплощении. Подобное единство может быть названо здравым рассудком.

Вместе с тем рассудок не исчерпывает способностей интеллекта. Высшие творческие потенции присущи разуму, который необходимо отличать от рассудка, действующего по застывшим схемам.

Разум осуществляет изменение исходных установок

рассудка и обыденного мышления, преобразует их в новые формы, создавая иные типы мыслительной деятельности. В отличии от одномерного и дихотомического рассудка, деятельность разума носит многопараметровый характер. Разрывая застывшие рассудочные формы, разум перест­руктурирует исходные аксиоматические положения, продуци­руя новые матрицы для рассудочной деятельности. Высту­пая в качестве высшего творческого потенциала человека, разум обеспечивает нестандартность мыслительного процес­са, добиваясь высокой адекватности в познавательной и мыслительной деятельности.

Таким образом, интеллект представляет собой иерархи­ческую структуру, включающую в себя ряд уровней, кото­рые работают дифференцированно, находясь в сложных вза­имоотношениях друг с другом. Развитый интеллект интегрирует в себе иерархию своих гармонично организованных уровней, полифоническая деятельность которых сливается в единую целостность.

В психологии представления об интеллекте связаны с измерительными процедурами, в основе которых лежат тес­товые методы. Они, по мнению ряда психологов, должны фиксировать уровень врожденного умственного потенциала и оценивать генетическое состояние в информационных воз­можностях человека. Был введен показатель, отражающий эти параметры, который получил название коэффициента интеллекта 10. Имеются убедительные доказательства гене­тической детерминации человеческого интеллекта. Так, це­лый ряд хромосомных и моногенных изменений вызывают тяжелую умственную отсталость.

Вместе с тем, обнаружено стимулирующее генетичес­кое влияние на творческий индивидуальный процесс. Сог­ласно имеющейся гипотезы, существуют гены одаренности, благодаря которым удается объяснить повышенную частоту в популяции лиц с суперинтеллектом.

Ивсе же важную роль в реализации генетического по­тенциала играет окружающая среда. Так, богатство знаний и многообразие информации определяют возможности в достижении личности социально значимых результатов. Без создания социальных условий для раскрытия и реализации врожденного генетического интеллектуального потенциала, он может быть потерян и не востребован обществом.

Между тем, некоторые исследователи прямо связывают возможности научно-технического прогресса с количеством высоко интеллектуальных людей. По их мнению, насущной задачей является выяснение причин и условий, приводящих к появлению большого числа творческих гениев. Поэтому общество, которое сумеет максимально стимулировать твор­чество и создаст возможности в реализации совокупного интеллектуального потенциала своих сограждан, обеспечит себе приоритеты в социально-экономическом и научно-техническом развитии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.