Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Социальные институты 7 страница
В то же время следует отметить, что, несмотря на кризис семьи как социального института, ценность его (равно как и ценность брака) в сознании большинства людей сохраняется. Это связано, в частности, с тем, что кризис семьи оказывается не только деструктивным обстоятельством, но и началом складывания новых нетрадиционных форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения, новой ролевой структуры и ценностных ориентации в данной сфере жизнедеятельности людей. Происходящие изменения требуют иного осмысления социального института семьи. Дело не только в том, что появляются новые формы и типы семьи, меняется поведение людей в ее рамках. Возникает новая парадигма этого социального института, в основе которой — изменение предназначения семьи. На смену тысячелетнему господству хфинципа «человек для семьи» приходит новый — «семья для человека». Традиционно личное растворялось в семейно-групповом, что имело под собой объективную социально-экономическую основу в виде определяющей роли семьи в жизни человека. Но отсюда же вытекало противоречие между этой ролью и интимным, личным, глубинным, что живет в каждом из членов семьи. Подчиняться «интересам семьи» означало зачастую подавлять в себе это личное. На такой почве и возникали противоречия, то и дело доходившие до антагонизма. Сегодня общество переживает обновление семьи и супружества, формирование его нового типа, что впервые в истории становится возможным за счет внутренних ресурсов этого социального института. Такими ресурсами являются и любовь-страсть, и романтическая любовь, и любовные переживания, и эротические влечения. Разумеется, значительную, подчас ведущую роль играют положительно направленные духовные запросы супругов. Современный этап развития института семьи можно определить как переломный, поскольку старые силы, поддерживавшие традиционные семейные отношения, уходят в прошлое (вместе с отношениями), новые же силы, призванные укреплять возникающие формы и образцы семьи, еще не заявили о себе в полную мощь Вопросыи задания 1. Какие социальные институт ы относятся к социальной сфере? Почему их вычле 2. Как институты социальной сферы взаимодействуют с экономическими и полити 3. Чю означает остаточный подход к социальной сфере? Какие пути его преодоле 4. Охарактеризуйте существо социального института образования и его функции. Глава 21. Социальные институты в социальной сфере 407 5. Почему в социологической науке более предпочти] ельлым является использова 6. В чем суть образования как глобальной проблемы общества? 7. Охарактеризуйте кризис образования и покажите, каковы пути выхода из него. 8. В чем состоит специфика семьи как социального института? Какие обществен 9. В чем социолог видит различие понятий семьи и брака? Какие формы того и дру 10. В чем видят социологи кризис семьи? Следует ли его, по вашему мнению, дра- Литература Антонов А.И., Медков В.М. Социолошя семьи. М., 1996. ГиддеисЭ. Социология. М., 1999. Гл.12, 13. Григорьев СИ., Матвеева НА Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул, 2000. Григорьева МА. Социальная полигика и социальное реформирование в России в 90-х гг. СПб., 1998. Зборовский ГЕ. Образование: ог XX к XXI веку. Екатеринбург, 2000. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социол. исслед. 2000. № б. Кораблева Г.Б Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург, 1999. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социол. исслед. 1999. №11. Образование в России. Федеральный справочник. М., 2001. Осадчая ГЛ. Социология социальной сферы. М., 1999. Осипов A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования. Новгород, 1998. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994. Гл. 13, 14. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. Гл. 13, 21. Холостова ЕЙ. Социальная политика. М., 2001. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М, 1997. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М., 2001. Глава 22 Социальные институты в духовной сфере § 1 Понятие института в духовной i фере. § 2. Институт науки § 3. Институт религии. § 4 Иш титут культуры § 1. Понятие института в духовной сфере Духовное производство Вначале необходимо выяснить, что нредставляет собой духовная сфера жизни общества. Как уже отмечалось в главе 19, существо экономической сферы общества связано прежде всего с производством вещей, материальных благ, т.е. с материальным производством. Подчеркивалось, что в отличие от него существует духовное производство, выступающее как создание духовных ценностей и идей. Названный процесс и является содержанием духовной сферы жизни общества, точнее говоря, частью этого содержания, потому что, кроме создания идей и ценностей, существует еще их воспроизводство, распределение и потребление. Само понятие духовного в нашем обществе долгие годы вызывало негативную реакцию, поскольку рассматривалось в основном как причастное к религии, церкви. Если в словарях русского языка чаще всего давались два значения термина «духовный»: связанный с внутренним, нравственным миром человека и с религией1, то в официальных трактовках оба эти значения сливались в одно, последнее. ■ Это было не что иное, как проявление вульгарно-материалистического мировоззрения, которое не могло не сказаться на социологии. Ее интерес к вопросам духовной жизни общества был крайне ограниченным, а конкретные исследования касались не столько внутреннего, духовного мира человека и социальных групп, сколько вопросов идеологического воздействия на них и эффективности этого процесса. Правда, справедливости ради следует отметить, что некоторые проблемы институционального характера поднимались. В частности, исследовалось функционирование учреждений науки и культуры, ' См., например: Словарь русского ячыка. М, 1985. Т. 1. С. 455. Глава 22. Социальные институты в духовной сфере 409 особенно последней. Было опубликовано немало социологических работ, в которых нашли отражение десятки конкретных исследований о театре, кино, музыке, клубе, библиотеке, парке и т.д. Появлялись работы, посвященные деятельности церкви, однако все они (или подавляющее большинство) подвергали ее резкой критике, поскольку существовала общая установка считать религию «опиумом для народа». В 1970—1980-х гг. было опубликовано много работ социально-философского характера, касавшихся духовной жизни и духовного производства, их понятий, структуры, генезиса, источников, функций, механизмов, взаимодействия с материальным производством и материальной жизнью, культурной сферой жизни общества и его культурным производством. Несомненно, эти работы способствовали активизации социологического интереса к изучению духовной жизни и духовного производства общества. Остановимся прежде всего на понятии духовного производства, поскольку оно составляет «сердцевину» духовной жизни, а следовательно, каждого ее социального института, будь то институты науки и религии, кулы уры и искусства и др. Есть два подхода к этому понятию — социально-философский и социологический. Первый означает рассмотрение его как производства социальных связей и отношений между людьми в форме идей, ценностей, теорий, образов, представлений и т.д. Социологический подход предполагает изучение духовного производства как определенным образом институционализированной духовной деятельности определенных групп людей (ученых, художников, деятелей церкви и др.). Естественно, речь пойдет прежде всего именно о таком понимании духовного производства, хотя следует отметить также необходимость использования первого подхода, равно как и недопустимость проведения между ними жесткой демаркационной линии. Духовное производство осуществляется в многочисленных формах, которые выступают результатом общественно-исторической практики. Коль скоро это так, их нужно характеризовать как особые общественные образования и структуры, имеющие институциональную природу. Само духовное производство относительно самостоятельно, что подчеркивается его известной независимостью не только от материального производства, но и от социальных институтов, сформировавшихся на его основе. Собственно, основой стали виды духовного производства (наука, религия, искусство и др.), которые «имеют своим главным результатом сознание в качестве идеальной формы человеческого отношения, в качестве определенного типа духовного общения людей»1. 1 Духовное проилзодство. Социалыю-фи/юсофский аспект проблемы духовной де-Я1& /1ЫЮС1И. М, 1981. С. 149. Раздел IV, Социальные институты Функции духовного производства Духовное производство выполняет в обществе важные социальные функции. Это прежде всего включение людей и их групп в систему имеющихся социальных и духовных связей и отношений. По существу речь идет о социально-интегративной функции духовного производства. Именно эту цель и преследуют социальные институты науки, культуры, религии и другие, когда организуют сложную систему духовной деятельности как в сфере научного, художественного, религиозного и иного духовного творчества, так и в области освоения и распределения продуктов этого творчества. Другая институционально значимая функция духовного производства состоит в производстве новых идей, знаний и технологий духовного творчества. Социальные институты в духовной сфере жизни общества стремятся прежде всего к созданию благоприятных условий для креативно-творческой деятельности, поскольку именно она способна и объединить вокруг себя большие группы людей и дать возможность им «самопроявиться» в репродуктивных формах активности. Еще одна весьма важная функция духовного производства, роль которой быстро возрастает в последние годы (особенно в России), — производство общественного мнения. Его институциональное закрепление получило сейчас повсеместное распространение. Происходит не только изучение общественного мнения (чем занимаются сотни и тысячи социологических служб в центре и в регионах), но и его активное формирование в нужном для тех или иных структур направлении. Лучший тому пример — выборы президента России летом 1996 г. За несколько предшествующих месяцев была проделана колоссальная работа по формированию «пропрезидентского» общественного мнения, что и обеспечило победу на выборах Б.Н. Ельцину. Это ли не образец весьма специфического «духовного производства»?! Духовное производство не может осуществляться вне институциональных форм, поскольку в них духовная деятельность получает организованный и нормативно выраженный характер. При этом, разумеется, всегда остается место для внеинституциональной свободной духовной деятельности индивидов и отдельных (часто неформальных) групп. Любой тип духовного производства вырабатывает свои отношения между институционализированными и внеинституциональными, самодеятельными формами духовной деятельности, что в значительной степени обусловлено характером общественного строя и политического режима. Тоталитарное государство построено, как правило, на признании лишь институциональных форм духовного производства, которое его Глава 22. Социальные институты в духовной сфере поддерживает и создает систему запретов на многочисленные самодеятельные формы духовного творчества. В качестве примера можно привести политику государства (точнее, коммунистической партии) в СССР, которое запрещало все, что не разрешало, в том числе даже авторскую песню. Сколько лет «ходили в списках» стихи и песни Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора и многих других талантливых авторов, прежде чем цензура разрешила их опубликовать! Следовательно, можно утверждать, что институционализация духовной деятельности в определенных условиях способна выступать средством социального контроля или даже изоляции влияния свободного духовного производства. Обратимся, однако, к социологическим исследованиям духовной жизни общества. В одной из работ, посвященных этой проблеме, Л.Н. Коган справедливо отмечает: «Духовная жизнь... изучается целым комплексом социологических дисциплин. Вообще не существует социологического исследования... которое бы, так или иначе, прямо или косвенно, не касалось духовной жизни общества»1. Тем не менее есть отрасли социологического знания, прямо и непосредственно исследующие процессы в духовной сфере жизни общества. Их достаточно много. Но среди них, в свою очередь, молено выделить те, что в качестве предметной зоны выделяют изучение социальных институтов. Из числа этих институтов духовной сферы жизни общества здесь будут рассмотрены лишь три — наука, религия, культура. § 2. Институт науки Наука — настолько важное и сложное явление социальной жизни, что ее изучает целый ряд дисциплин либо их отраслей (философия науки, экономика науки, история науки, наукометрия и т.д.). Появилось даже комплексное направление — науковедение. Среди отраслей знания, анализирующих науку как объект своего исследования, достойное место занимает социология науки. Предмет социологии науки Предметом рассматриваемой отрасли социологии является анализ науки как социального института, его места в обществе, механизмов включения в систему взаимодействия многочи'сленных общественных структур, деятельности научных сообществ (коллективов) и их интеграции в различные формы и виды материального и духовного произ- 1 Социология: проблемы духовной жизни. Челябинск, 1992. С 9. Раздел IV Социальные институты водства. В социологии паука рассматривается и как искусственно созданная система деятельности, выступающая непременным компонентом общественного производства. Стало быть, правомерен подход к ней как производительной силе, инструменту практического изменения мира на базе его теоретического осмысления и познания. Для возникновения науки обязательны следующие предпосылки: накопление эмпирических знаний, общественное разделение труда, приводящее к появлению людей, специально занимающихся умет венной дся гельностью, высокий уровень мышления на базе сознательного применения абстракций и создания особого логического аипарата. Собственно, сама паука и начинается с абстракций как предмета исследования и оперирования ими в целях получения нового знания. Когда появляется такого рода специализированная, систематизированная и целенаправленная деятельность в связи с пошанием мира и использованием полученных знаний для реализации общественных и индивидуальных потребностей, тогда возникает прямая и непосредственная необходимость в функционировании социального инстшута науки. Формируются учреждения и организации, запятые производством особого, научного знания, имеющего объективированный, т.е. внешний но отношению к человеку, характер. Такие знания рассматриваются как своеобразная «вещь», которую можно использовать в нужных целях. Вслед за этим возникают проблемы хранения, «упаковки», передачи знаний, их отделения и отчуждения от человека, создания банков научной информации, возможностей пользования ею. Как социальный институт паука даст мощный толчок опредмечиванию знаний в средствах материального и духовною производства, следствием чем о становится интеллектуализация труда. Формируется и расширяек'я особый социальный слой людей, профессионально занимающихся производством научного знания, который давно уже принято определять одним словом — «ученые». Их число быстро растет и, по подсчетам, удваивается каждые 10— 15 лет. В соответствии с этими же подсчетами, от 80 до 90% всех ученых, которые когда-либо работали на Земле, — наши современники. Вообще же понятие современности в науке является непростым. Конечно, когда во многих разделах физики, биологии, химии и других наук (особенно появляющихся на «стыках») авторы публикаций ссылаются, как правило, на работы последних двух-трех лет, это понятно. Один из пионеров наукометрии американский ученый Д. Прайс утверждает, что никто из современных физиков никогда не ссылается на Ньютона, поскольку наука начинается с Эйнштейна (кстати, и на него ссылаются все меньше). Глава 22. Социальные институты в духовной сфере Иное дело — социально-гуманитарные науки, где вполне современными могут быть точки зрения, сформулированные не только в XXI— XX столетиях, но и гораздо раньше. Что же касается социологии как науки, то просто нельзя найти ни одной серьезной работы из числа самых современных, чтобы не увидеть в них сносок и ссылок на классиков социологии О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Институциональная характеристика науки Институциональная характеристика науки появилась вместе с оформлением социологии пауки как особой отрасли знания и изначально занимала в пей доминирующие позиции. Сама социология науки на Западе начала формироваться в виде отрасли знания в 1920—1930-х гг., а окончательно конституировалась в таком качестве в 1960-х гг. Становление социологии науки связано с именами Э. Дюркгейма, М. Вебера, М. Шелера, К. Мапнгейма, Дж. Берпала, У. Огборпа, П. Сорокина, Т. Парсонса. Однако особую роль в се становлении и развитии, а также последующем влиянии на социологию в целом сыграли работы Р. Мертона. Его первые труды по социологии науки появились еще в 1930-х гг., но окончательное оформление концепции произошло в 1960-х и нашло свое отражение в книге «Социология науки»1. По Мертону, главное предназначение института науки состоит в гом, чтобы стимулировать деятельность по получению нового " и достоверного знания. Для того чтобы этот институт нормально функционировал, Мертон полагал необходимым наличие ряда обязательных принципов: 1) универсализма (объективность и истинность знания не зависит от того, кем оно получено); 2) коммунализ-ма, или всеобщности (научное знание должно быть общим достоянием); 3) бескорыстности (наука не должна использоваться ради сугубо личных интересов); 4) организованного скептицизма (результаты научной работы должны подлежать критической оценке со стороны коллег). Р. Мертон пришел к выводу, что в условиях буржуазной демократии создаются оптимальные предпосылки для развития науки. Толчком для него послужило использование парадигмы социального обмена применительно к объяснению механизмов включения института науки в общественную систему. Научные достижения получают в общее гве признание в виде престижа, карьеры, доходов, статуса. Осуществляется как бы «обмен» вклада ученого в виде полученного им нового знания на социальные поощрения и награды. Оказав серьезное влияние на развитие эмпирических исследований в области социологии науки, работа Мертона подверглась критическим 1 Merlon R К The Sociology ot Sc lenrc N Y, 1979 Раздел IV. Социальные институты оценкам коллег за абстрактность модели «чистой науки». Появились новые философские и социологические концепции науки Т. Куна, М. Малкея, М. Полани и др. В одних теориях научное знание тесно связывалось с социальным контекстом и рассматривалось как его продукт, в других акценты делались на изучении познава! ельной деятельности ученых, в третьих наука подвергалась дискурс-анализу (предметом исследования становилась логика развития науки и научных понятий). Следовательно, наука может рассматриваться во многих «ипостасях» — и как система знаний, и как форма общественного сознания, и, как сфера приложения интеллектуальных сил, и как форма деятельности, и даже — в юмористическом плане — как удовлетворение собственного любопытства за чужой (чаще государственный) счет. Специфика социологического подхода к пауке состоит прежде всего в изучении ее как социального института. В чем его особенности? В одном из современных американских учебников по социологии (где, кстати, есть специальная глава, посвященная этому институту, что бывает очень редко в такого рода работах), наука определяется как социальный институт, ответственный за поиск проверяемых знаний о мире1. Соглашаясь с тем, что это институт, несущий ответственность за знания о мире, нужно, видимо, расширить зону его ответственности, включив в нее не только поиск знания (а по существу его производство), но.и накопление и использование знания в практической деятельности. Здесь особенно важно подчеркнуть, что речь идет не о простых, ао специализированных формах создания, накопления и использования знания. Отсюда вытекают два аспекта изучения науки как социального института: а) внутриинсти! уциональный, б) внешнеинсти-туциональный.В рамках первог'о рассматриваются сферы и формы научной деятельности, ее нормативная база, учреждения и организации, создающие возможности для работы научных коллективов и сообществ, социальные аспекты деятельности ученых (включая типы их социального поведения, ценностные ориентации и предпочтения). Внеш неинституциональный аспект предполагает анализ места института науки в обществе, его взаимосвязей с другими социальными институтами, прежде всего непосредственно с ним взаимодействующими (производство, культура, образование и др.). Рассмотрение науки как социального института означает характеристику ее социальных функций, социальных ролей, социального контроля, связанных с местом науки, занимаемым в системе общественного разделения труда, а также обменом достижениями и результа- * Johnson A G Human Arrangements An Introduction to Sociology P 443 Глава 22 Социальные институты в духовной сфере тами творчества. Подход к науке как социальному институту позволяет описать ее и как нормативно-ценностный комплекс. Наконец, благодаря институциональному подходу становится возможным структурировать науку. Функции института науки Обратимся прежде всего к социальным функциям института науки. Важнейшая среди них — несомненно, производство и генерирование научных знаний. Собственно, ради этого институт и возник. Понадобились учреждения и организации, нормативная база, материальные ресурсы и т.д., без чего серьезное производство нового знания осуществлять невозможно. Тем более невозможно полученное знание внедрять. Поэтому социальный институт науки реализует прежде всего эту креативно-практическую функцию. Нужно отметить в качестве обязательного условия реализации названной функции эффективное финансирование науки. Опыт мирового развития показывает, что этот фактор способен в корне изменить ситуацию в обществе. Лучшее тому доказательство — японский образец. Известно, что после поражения во Второй мировой войне Япония нашла свой уникальный путь восстановления и развития, связанный с затратами на развитие науки. Средства, появлявшиеся за счет жесткой экономии буквально во всем, направлялись на приобретение научной информации и технологических лицензий, что затем позволило на основе мощных капиталовложений развить свой собственный потенциал, особенно в сфере фундаментальной науки. Это и было одной из главных причин «экономического чуда» Японии. За тридцатилетний период (1960-е — начало 1990-х гг.) затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки выросли в Японии в 8 раз, в ФРГ — в 3, 5 раза, во Франции — в 3 раза, в США — в 2 раза. В конце XX — начале XXI в. в развитых капиталистических странах продолжается стабильное финансирование науки. В России же, к сожалению, наука финансируется исходя из описанного выше остаточного подхода. Прямым его следствием стало резкое отставание отечественной науки, грозящее превратиться в необрат имое. О ее плачевном состоянии свидетельствуют развал многих научно-исследовательских институтов, большой отток ведущих специалистов за рубеж, старение научного потенциала, отсутствие средств на приобретение оборудования и литературы и т.д. Вторая значимая функция института науки состоит в его связи с институтами производства и управления. Ведь основное требование, предъявляемое к науке в последние полстолетия, формулируется пре- Раздел IV. Социальные институты дельно четко: что она может предложить общественному производству и управлению, насколько эффективно используются в них научные достижения. Плодотворность, результативность института пауки определяется не только фундаментальными открытиями, но и характером связи с производством. Чем она глубже, тем больше возможностей открывается для развития обоих социальных институтов. В этом смысле подход к науке только с точки зрения ее внутренних проблем становится уже недостаточным. Это следует и из того, что как сформировавшийся социальный институт наука является детищем прежде всего XX в., как современный институт — плодом развития научно-технической революции. Связь между институтами науки и производства сегодня приобрела органический характер. Появление современных отраслей производства следует рассматривать прежде всего'как результат развития науки, ее новых открытий. Это касается термоядерного синтеза, сверхпроводимости, генной инженерии, теоретической кибернетики, химии полимеров и др. Академик Н.Н. Семенов как-то заметил, что «наука из служанки производства превратилась в мать производства». В этом смысле наука стала непосредственной производительной силой, что способствовало в значительной степени ее институциопализации. Третья важная функция института науки, также обеспечивающая успех процесса создания нового знания, — коммуникативная. Ее необходимо выделить особо, понимая специфику современной пауки как такой формы совместной деятельности людей (ученых и обслуживающего их перернала), где без коммуникации генерирование знаний просто невозможно. Разумеется, понятие коммуникации в науке значительно шире, чем просто наличие связей, взаимодействий, общения между учеными. Сюда включаются и организационные структуры, и технические устройства, и знаковые средства, при помощи которых происходит создание, накопление, распространение научной информации, превращение ее в достоверное и практически полезное знание. Благодаря реализации коммуникативной функции института науки формируются научные сообщества — основной субъект деятельности в этой сфере. Здесь важную роль играют такие средства и формы коммуникации, как научные форумы, профессиональные издания (журналы и книги), компьютеризация и создание международных компьютерно-информационных сетей (например, Интернет). Большое значение в развитии социального института науки имеет неформальная коммуникация: обсуждения и дискуссии, обмен новейшей научной информацией. Она имеет место не только в ходе «дву-, сторонних» встреч ученых, но и в рамках конференций, семинаров, Глава 22 Социальные институты в духовной сфере симпозиумов, работы школ и т.д. Подсчитано, что неформальная коммуникация приносит современным ученым до 70—80% необходимой информации, поэтому не случайна их тяга к такому общению. В последние годы возможности российских ученых в этом плане резко сократились в связи с отсутствием средств для такого рода коллективных научных контактов. Многие, в прошлом традиционные, ежегодные конференции, семинары, симпозиумы, школы перестали созываться, что негативно сказывается на эффективности социального института науки. Ведь в ходе таких встреч появляются новые идеи, проекты разработки той или иной научной проблемы, проводится «мозговой штурм».
|